Федеральный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:06, лекция

Описание работы

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
бюджет
- консолидированный бюджет
бюджетная система Российской Федерации
доходы
расходы бюджета
дефицит бюджета
профицит бюджета
бюджетный процесс

Содержание работы

1. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе……………….3
2. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня..13
3. Расчет структуры доходов федерального бюджета на 2012г…………...21
Литература……………………………………………………………….........

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

[8]бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;

[9]ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации;

администратор доходов  бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

[10]главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета;

главный администратор  источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;

обоснование бюджетных  ассигнований - документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

лимит бюджетных  обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

[11]текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;

плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году;

временный кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.

 

 

 

 

 

 

2.Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.

Статья 164. Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном уровне

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: 
Президент Российской Федерации; 
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; 
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; 
Правительство Российской Федерации; 
Министерство финансов Российской Федерации; 
Федеральное казначейство; 
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; 
Банк России; 
Счетная палата Российской Федерации; 
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 
государственные внебюджетные фонды; 
главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Статья 165. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации в  бюджетном процессе

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; представляет по поручению Правительства Российской Федерации сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета; осуществляет методологическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета; устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство; 
представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации; разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг; осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий; осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета; устанавливает единую методологию отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; предоставляет по поручению Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; регистрирует эмиссии займов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации; учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований; 
осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, управление государственным долгом Российской Федерации; 
организует исполнение федерального бюджета; устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; представляет отчет об исполнении федерального бюджета и отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации в Правительство Российской Федерации; на основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных законодательных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности; исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации либо полномочия, возложенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Статья 166. Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации

Руководитель Министерства финансов Российской Федерации (далее  в настоящем Кодексе — министр  финансов) имеет исключительное право  дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий: 
утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; 
утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета; введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5 процентов утвержденных поступлений в федеральный бюджет; перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 процентов утвержденных расходов; осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов в случае, определенном статьей 231 настоящего Кодекса. 
Совершение указанных действий без разрешительной надписи министра финансов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет наложение ответственности в соответствии с настоящим Кодексом. Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило представление Счетной палаты Российской Федерации или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств. Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств. К уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Министр финансов Российской Федерации имеет право запретить получателю средств федерального бюджета осуществление отдельных расходов, за исключением расходов, осуществляемых им за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Основаниями для применения указанного запрета является представление Счетной палаты Российской Федерации или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 166.1. Бюджетные полномочия Федерального казначейства. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным настоящим Кодексом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов; открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливает режим этих счетов в соответствии с настоящим Кодексом; устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов); 
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств; доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации; получает от главных распорядителей средств федерального бюджета материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета; составляет на основании отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Министерство финансов Российской Федерации; составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных уполномоченными органами управления государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации либо полномочия, возложенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Статья 167. Ответственность  Министерства финансов Российской Федерации, министра финансов, Федерального казначейства.

Министерство финансов Российской Федерации несет ответственность  за: 
соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций. Министр финансов персонально несет ответственность за: соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета. Федеральное казначейство несет ответственность за: правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов; своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов; 
своевременность доведения представленных Министерством финансов Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета; своевременность доведения распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета; 
осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств; осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции. Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.                                                                                                          Статья 168. Возложение на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая  кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих  бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расчет структуры доходов федерального бюджета на 2012г.

В период 2010-2012 гг. ожидается сокращение объема поступлений в федеральный бюджет до 15% ВВП к 2012 г., при том, что объем государственных обязательств будет последовательно секвестироваться с почти 23% ВВП в 2010г. до 18% ВВП к 2012 г. 
В период 2010-2012 гг. существенное сокращение доходов федерального бюджета произойдет вследствие прогнозируемого относительного снижения мировых цен на нефть и газ, замедления роста добычи и экспорта углеводородов и укрепления рубля к доллару в условиях сохранения ранее сформировавшейся сырьевой структуры российского экспорта. Законом о федеральном бюджете предусмотрено снижение объема нефтегазовых доходов на 0,7 п.п. ВВП за трехлетний период. Следует отметить, что данное сокращение нефтегазовых поступлений не будет должным образом компенсировано ростом структурных доходов. Объем поступлений ненефтегазовых доходов бюджета снизится на 1,5 п.п. ВВП за рассматриваемый период. 
Хотя в перспективе объем расходных обязательств должен снижаться, они по-прежнему будут оставаться на достаточно высоком уровне. Результатом подобной структуры федерального бюджета будет устойчивый дефицит, размер которого будет колебаться в интервале 35% ВВП. Для поддержания сбалансированности федерального бюджета законом о бюджете предусмотрено финансирование дефицита как из внутренних, так и из внешних источников. Среди основных источников финансирования дефицита по-прежнему остаются Резервный фонд и внутренние заимствования. В то же время возникнет необходимость, совершать иностранные заимствования: уже в 2010 г. запланировано привлечь за рубежом порядка 18 млрд. долл., при этом общий объем внешних заимствований за 2010-2012 гг. запланирован на уровне 60 млрд. долл. Также возможна некоторая коррекция величины ежегодных заимствований в указанный период в случае негативной динамики изменения уровня «нефтяных цен». На фоне предстоящих заимствований важно, что Россия в 2009 г. погасила до конца задолженность Лондонскому клубу кредиторов, а также произвела реструктуризацию коммерческой задолженности бывшего СССР в объеме порядка 400500 млн. долл.

Анализ  доходной части закона о федеральном бюджете РФ на 2010—2012 гг. 
На протяжении 2010-2012 гг. в соответствии с законом о федеральном бюджете ожидается снижение или более низкая динамика поступлений по большинству налогов и сборов по сравнению с периодом 2006-2008 гг. Такая тенденция характерна как для нефтегазовых, так и для инфраструктурных налогов. Прогнозируемое снижение доходов федерального бюджета главным образом обусловлено относительным ухудшением конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта. Так, в соответствии с прогнозами основных макроиндикаторов состояния экономики мировые цены на нефть до конца 2011 г. не превысят 60 долл./баррель, при том что в период 2006 2008 гг. они колебались в пределах 70120 долл./баррель. Также ожидается замедление темпов роста добычи нефти и газа и сокращение экспорта продуктов нефтегазового комплекса. Принимая во внимание тот факт, что доля таможенных пошлин в общем объеме доходов федерального бюджета по-прежнему остается достаточно значимой, в среднесрочной перспективе сохранится зависимость наполняемости федерального бюджета от конъюнктуры цен на товары российского экспорта. 
Кроме того, негативные последствия мирового финансового кризиса продолжат сказываться на финансовом состоянии и деловой активности предприятий реального сектора экономики. По-прежнему сохраняется высокая вероятность, что восстановление их деятельности, а именно выход на докризисные темпы производства товаров и услуг, может оказаться длительным процессом. Таким образом, рост объемов поступлений ненефтегазовых налогов является отнюдь не очевидным. 
В целом можно отметить, что федеральный бюджет на 2010-2012 гг. сформирован исходя из необходимости поддержание сбалансированности бюджетной системы страны. В условиях существенного снижения поступлений доходов бюджета предстоит придерживаться политики ограничения государственных обязательств, с тем чтобы не допустить ситуации нарастания дефицита.

 
 
 

Информация о работе Федеральный бюджет