Федеральный бюджет за 2010г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Содержание работы

Введение. 3
II.Дефицит государственного бюджета 4
2.1 Причины дефицита 4
2.2 Методы преодоления дефицита 5
II. Федеральный бюджет за 2010г. 10
Заключение 15
Список литературы: 16

Файлы: 1 файл

Referat_po_ekonomika.docx

— 172.35 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление:

Введение. 3

II.Дефицит государственного бюджета 4

2.1 Причины дефицита 4

2.2 Методы преодоления дефицита 5

II. Федеральный бюджет за 2010г. 10

Заключение 15

Список литературы: 16

 

 

Введение.

Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Бюджет как экономическая  категория представляет собой сложную  систему социально-экономических  отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного  фонда страны.

Необходимость создания этого  фонда обусловлена, прежде всего, потребностями  в финансовых средствах, возникающих  у государства в связи с  выполнением им своих политических, экономических и прочих функций:

Целью данной работы является рассмотрение понятия и проблем  бюджетного дефицита.

 

 

II.Дефицит государственного бюджета

 

2.1 Причины дефицита

 

Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает  доходную. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". Отсюда и название - "теневая экономика"1.

Сам по себе дефицит бюджета  не может быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики  и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют  дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Все зависит  от причин его возникновения и  направлений расходов государственных  денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над  доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр" субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Таким образом, постоянный бюджетный  дефицит, вызывая рост государственного долга может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится "разгрузить" бюджет, т. е. уменьшить его дефицит Практика принятия бюджетов показывает что "разгрузка" бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно "урезаются" социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство социальное обеспечение.

 

2.2 Методы преодоления дефицита

 

Для покрытия дефицита бюджета  правительства, как правило прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как "долговые обязательства государства" А долг, как известно платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

  1. выпуск госзаймов,
  2. ужесточение налогообложения,
  3. производство денег, или "сеньораж", т.е. печатание денег.

Однако в настоящее  время "сеньораж" не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный "сеньораж" выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства .

Мировая практика знает четыре основных способа решение этой проблемы:

  1. Сокращение бюджетных расходов;
  2. Изыскание источников дополнительных доходов;
  3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
  4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций.

Сокращение бюджетных  расходов. Это путь преодоления бюджетного дефицита – внешне самый простой, а реально самый болезненный. Урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета – привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

  • во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
  • во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Теневая экономика – сфера  деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.

Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом  Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 1).

Прямая на графике –  гипотетическая кривая сбора налогов  – показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений  в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен  их размер. Но поскольку на самом  деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста  доходов бюджета в жизни никогда  и не бывает. Напротив – и именно это показывает кривая Лаффера, - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

 

Рис. 1. Кривая Лаффера - модель налоговой политики.

 

Большую изобретательность  в уклонении от налогов проявляют  граждане нашей страны. В последние  годы правительству удавалось получить не более 50 – 60% причитающихся налогов. Остальные граждане и фирмы всевозможными  способами укрывали свои доходы. И  тогда правительство РФ решило пойти  иным путем – снизить налоговое  бремя (перейдя от прогрессивного обложения  личных доходов с максимальной ставкой  в 32% к единой ставке в 13%) [9].

Но если ни какие меры в области налогообложения не приносят роста государственных доходов, тогда неослабевающие требования к государству дать деньги загоняют правительство в угол и оно в отчаянии выбирает самый опасный – эмиссионный – способ покрытия своих расходов.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ пополнения бюджета – выпуск (эмиссия) денег государством сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам. Однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику – он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Причина проста – общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление  он реагирует скачком цен или  исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень  недолговечным. Более того, весь мировой  опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает  гонку с инфляцией. Ведь его расходы  возрастают быстрее, чем суммы налоговых  поступлений, зависящие от инфляционного  роста доходов налогоплательщиков.

Одалживание денег. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство в тождество:

Расходы на покупку товаров  и услуг + Трансферты = Поступления + Займы налогов и пошлин.

У кого же государство может  взять деньги взаймы?

Прежде всего, у собственного, т.е. государственного, банка. Кроме  того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые  оно как владелец этого банка  могло бы получить. Формы одалживания могут быть самыми разными, на чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги – это обязательства государства  вернуть одолженную сумму плюс процент  за использование этих денег.

Одалживание денег решает одну проблему и затем немедленно рождает другую – необходимость  завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает  государственный долг.

Государственный долг –  сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам. Бывает двух видов: внутренний и внешний.

Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Предотвратить  такую ситуацию можно только проведением  очень тщательно продуманной  и последовательной государственной  финансовой политики.

II. Федеральный бюджет за 2010г.

 

Общие параметры  федерального бюджета — 2010

Общими параметрами бюджета  называют суммарные цифры ожидаемых  доходов и расходов государства, а также такие показатели, как  инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих  доходов и расходов.( Рисунок 1. Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы).

На что будут  потрачены деньги?

Как видим, второй год кряду бюджет РФ будет с большим дефицитомИсточники финансирования дефицита-2010. Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались — мы предлагаем вам посмотреть самим. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 можно «извлечь» структуру расходов.( Таблица 1. Структура расходов).

Информация о работе Федеральный бюджет за 2010г