Федеральный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть федеральный бюджет, структуру доходов и расходов в условиях рыночных реформ. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
- определить понятие федерального бюджета;
- изучить структуру доходов и расходов федерального бюджета;
- провести анализ доходов и расходов федерального бюджета;
- рассмотреть проблемы формирования федерального бюджета РФ в условиях мирового кризиса.

Файлы: 1 файл

Федеральный бюджет Ямова переделка 08.05.10.doc

— 6.81 Мб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ "Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет как фонд денежных средств в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

Целью курсовой работы является рассмотреть федеральный бюджет, структуру доходов и расходов в условиях рыночных реформ. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

- определить понятие федерального бюджета;

- изучить структуру доходов и расходов федерального бюджета;

- провести анализ доходов и расходов федерального бюджета;

- рассмотреть проблемы формирования федерального бюджета РФ в условиях мирового кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность федерального бюджета

1.1. Понятие федерального  бюджета

У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения. Специфика рассматриваемых нами отношений состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Такие отношения называются бюджетными. Совокупность бюджетных отношений составляет понятие государственного бюджета.

Т. е. государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Другими словами бюджет - единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений и занимает центральное место в составе государственных финансов.

Интересно, что под термином "госбюджет", "федеральный бюджет", различают разные понятия. Как экономическая категория это совокупность отношений. Так же это централизованный фонд государства и, кроме того, документ, финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

Как экономическая категория госбюджет выполняет распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование в общегосударственных целях. Основу распределительной функции составляет чистый доход участников общественного производства, а иногда и национальные богатства. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансы поступают в распоряжение государства, эффективно ли они используются. Здесь основу составляет само движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных значений.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона [8]. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Основными функциями бюджета являются:

  1. перераспределение национального дохода и ВВП;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение социальной политики;
  4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей),

 а также функционирование  учреждений здравоохранения, образования  и культуры.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

1.2. Структура доходов федерального бюджета

Само понятие - бюджет - близко и понятно каждому человеку, в том числе и россиянину. Кошелек - это самое простое и доступное слово-эквивалент для слова "бюджет". Только федеральный бюджет это кошелёк целой страны. И как у человека существуют доходы и расходы, так и бюджет имеет статьи доходов и расходов. Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнений его функций.

Сущность бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшего распределения сосредоточенных в руках государства ресурсов.

Среди доходов различают налоговые и неналоговые доходы. Это основные источники дохода государства, кроме займов и эмиссии денег. Налоговые доходы говорят сами за себя. А под неналоговыми подразумеваются доходы от внешнеэкономической деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба государству и прочие неналоговые доходы.

Естественно, что основными доходами бюджетной системы большинства стран, здесь - Российской Федерации, являются налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с налогоплательщика (в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств) в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Так, например, федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов"1 прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составил 10,9 трлн. рублей, на 2010 и 2011 год в сумме 11,7 и 12,8 трлн. рублей. Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 9 трлн. руб., на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в 2011 году 11,3 трлн. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 1,9 трлн. рублей в 2009 году, 1,4 трлн. рублей в 2010 году и 1,5 трлн. рублей в 2011 году.

Кто же платит налоги и сборы? Из вопроса вытекает ответ - налогоплательщики и плательщики сборов. То есть предприятия и физические лица, на которых по закону возложена обязанность уплаты налоги и (или) сборы. В том числе и мы с Вами. Необходимо упомянуть о налоговой базе: что, собственно облагается налогами и сборами? Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения за вычетом разрешенных законодательством налоговых льгот, если таковые имеются. Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную или физическую характеристику, если законодательство связывает с ним (основанием) возникновение обязанностей по уплате налога. Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы - налоговая ставка. Ставки налога, а соответственно и сами налоги, подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. Для пропорциональных налогов применяется одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. А при прогрессивном налогообложении ставка налога повышается при возрастании дохода.

Все налоги подразделяются, кроме того, на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относят подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.2

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

1) Налог на добавленную стоимость

2) Акцизы

3) Налог на прибыль организации

4) Налог на доходы физических  лиц

Информация о работе Федеральный бюджет