Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного дефицита, путей и методов его определения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность государственного бюджета;
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- рассмотреть способы финансирования бюджетного дефицита;
- рассмотреть методы управления бюджетным дефицитом;
- провести анализ бюджетного дефицита Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………………………………
5
1.1. Сущность государственного бюджета…………………………………….. 5
1.2. Бюджетный дефицит……………………………………………………….. 7
2. ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……. 10
2.1. Способы финансирования бюджетного дефицита………………………... 10
2.2. Методы управления бюджетным дефицитом……………………………... 13
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………………….
17
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованных источников…………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

курсовая Дефицит бюджета, пути и методы его преодоления.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

Примечание. Источник: собственная  разработка на основании Законов  о бюджете на очередной год.

 

Такой дефицит не представляет большой угрозы для экономики республики, находится в рамках допустимого уровня. Однако структура источников покрытия дефицита существенно изменилась.

 

Схема 3.1. Источники финансирования дефицита госбюджета РБ

Примечание. Источник: собственная  разработка.

Если в 2007 году основными  были внешние источники, в основном иностранные кредиты и займы, то в последующие годы на финансирование дефицита республиканского бюджета  привлекались и привлекаются в основном внутренние источники, в том числе кредиты Национального банка.

Предлагается шире привлекать свободные денежные средства юридических лиц, в том числе и валютные, при продаже государственных ценных бумаг на договорных условиях, а также обеспечить положительную доходность по ним и оперативно учитывать наличие свободных ресурсов банковской системы.

Для изыскания дополнительных источников финансирования дефицита республиканского бюджета продолжается работа по организации  размещения ГЦБ на внешних рынках и по привлечению средств инвесторов – нерезидентов, а также кредитов финансовых организаций и правительств иностранных государств. Основными условиями для этого будут: положительная реальность доходов по ценным бумагам правительства, проведение НБ прогнозируемой и прозрачной политики развития отечественного финансового рынка [16].

В целом, в 2009 году будет  проводиться более жесткая бюджетная  политика. Она найдет свое выражение, в первую очередь, в планомерном сокращении дефицита бюджета, что положительно повлияет на снижение инфляции.

Основной задачей бюджетной  политики в области регулирования  дефицита государственного бюджета  является дальнейшее сокращение его  размера. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом [14, c. 48].

Политика в области  финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом. В этой связи дальнейшее развитие получает инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности ГЦБ на вторичном рынке.

Планомерное снижение дефицита бюджета является одной из основных задач бюджетной финансовой политики. Исходя из реальных условий, с учетом мировой практики, вряд ли может безапелляционно одобрить тезис  о бездефицитном бюджете, как основе устойчивого финансового положения государства. Скорее умеренный дефицит при оптимальной структуре расходов должен играть положительную роль в развитии экономики страны.

Однако в начале 2009года в соответствии с указом президента №264 от 28 мая 2009 года расходы республиканского бюджета сокращены на 5%, то есть на величину ранее запланированного дефицита в 2,8 трлн. рублей - с 57,7 трлн. до 54,9 трлн. Формально в бюджете сохранен ранее утвержденный объем доходов в 54,9 трлн. рублей. Бюджет, таким образом, стал бездефицитным. Бездефицитный по итогам 2009 года бюджет Беларуси является одним из трех количественных критериев реализации программы правительства, которая поддерживается кредитом МВФ.

На первый взгляд, кажется, что расходы должны быть сокращены  на Br2,8 трлн. Это 1,8% ВВП, рассчитанному  по цифрам старого бюджета. На самом  деле, цифры будут совершенно иные. Правительству предстоит кардинальный пересмотр всей доходной и расходной части консолидированного бюджета. Не исключено, что расходную часть нужно будет сокращать до 10-15% ВВП. Дело в том, что макроэкономические фундаменты Беларуси радикально изменились. Закон о бюджете на 2009г. принимался из расчета курса $1 – Br2125 на конец 2009г., роста реальной зарплаты на 17,6%, цены на газ в $140 за 1000м3, инфляции 10% в год и прироста ВВП на 10%. Сегодня страны с такими показателями нет [19].

Удержать бездефицитный  бюджет в период жесткого структурного, валютного кризиса и создания институтов рыночной экономики – это задача очень нелегкая, ведущая к ужесточению фискальной политики.

Бездефицитный бюджет является одним из критериев реализации программы stand-by, которая поддерживается кредитом МВФ. При этом в течение этого года республиканский бюджет Беларуси должен исполняться с профицитом: не менее 400 млрд. рублей по итогам первого квартала и первого полугодия и не менее 1,1 трлн. за январь-сентябрь.

Пока правительство  успешно справляется с поставленными задачами. Так по данными Министерства финансов за январь-май 2009 года доходы республиканского бюджета составили 17 трлн. рублей, или 31 процент годового плана.

Налога на прибыль  поступило 946,2 млрд. рублей, или 24,9 процента годового плана. За январь-май 2009 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 3,2 трлн. рублей, или 32,1 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 2,5 трлн. рублей, или 20,1 процента годового плана. По состоянию на 1 июня 2009 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 89,1 млрд. рублей, что на 30,6 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 1 января 2009 года и на 8,3 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 1 мая текущего года. Расходы республиканского бюджета за январь-май 2009 года составили 16,3 трлн. рублей, или 29,9 процента годового плана.

Превышение доходов  над расходами республиканского бюджета за январь-май 2009 года составило 719,1 млрд. рублей за счет мер бюджетной  политики, направленных на экономию бюджетных  средств и ограничение расходов, отложенных расходов по целевым бюджетным фондам и отдельным статьям бюджета.

 

Заключение

 

Государственный бюджет представляет собой основной  финансовый план государства, отражающий экономические  отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

Сущность государственного бюджета  как механизма регулирования  экономики проявляется через  распределительную, регулирующую и  контрольную функции. Бюджет является универсальным инструментом реализации предназначения государства.

Бюджетный дефицит представляет собой  превышение расходов государственного бюджета над доходами. Различают следующие виды бюджетных дефицитов: циклический, структурный, операционный, первичный, квазифискальный.

Дефицит бюджета возникает, когда ежегодные расходы бюджета  превышают его ежегодные доходы.

Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.

В настоящее время  существуют три основные концепции  регулирования бюджетного дефицита.

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Планомерное снижение дефицита бюджета является одной из основных задач бюджетной финансовой политики.

Политика в области  финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком; дальнейшее развитие получает инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности ГЦБ на вторичном рынке.

В Беларуси выйти  на бездефицитный бюджет в 2009 г планируется  за счет ограничения роста зарплаты, сокращения расходов бюджетных организаций, а также за счет направления капитальных  расходов на наиболее важные проекты.

В условиях мирового кризиса правительство должно предпринимать меры, которые позволили бы предприятиям страны наиболее мягко войти в негативные условия кризиса и наиболее мягко выйти из них.

 

Список использованных источников

 

  1. Базылев Н. И., Бондарь А. В., Гурко С. П. Экономическая теория. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 635с.
  2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь.
  3. Бюджетное право / Под ред. А.М. Никитина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 199с.
  4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. – М.: Маркетинг, 2000. – 502с.
  5. Вышегородцев М. М. Управление бюджетом. Курс лекций. М.Дело и сервис, 2002.
  6. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности // Экономист.-  2000. -  №4. - с.14-27.
  7. Государственный бюджет: учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Высш.школа, 1995. – 364с.
  8. Жук  И.Н.Киреева  Е.Ф.,  Кравченко В.В.  Международные финансы:  Учеб. пособие /Под общ. ред. И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ,2001.
  9. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь»
  10. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»
  11. Кузнецова О. Без денег и перспектив // Национальная экономическая газета. - 2003. - № 19. - С.22.
  12. Макроэкономика: учебн. пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн: БГЭУ. 2003 - 200с.
  13. Ромаш  М.  В.,  Ролева  Т.Г.  Государственный  бюджет.  Учебное пособие.- Мн.,2006.
  14. Сорокина Т.В. Бюджетная политика и управление бюджетным процессом в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ. - 2000.  - № 2. –С.13-18.
  15. Сорокина Т.В. Государственный бюджет. – Мн.: БГЭУ, 2004г. - 289с.
  16. Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. М.В. Романовского. – М.: Юрайт-М, 2001. – 504с.
  17. Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. – Мн.: «Молодежное научное общество»,  2000. - 250с.
  18. Экономическая теория. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2001. – 637с.
  19. http://www.ncpi.gov.by/minfin
  20. http://www.president.gov.by

 

 




Информация о работе Бюджетный дефицит