Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного дефицита, путей и методов его определения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность государственного бюджета;
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- рассмотреть способы финансирования бюджетного дефицита;
- рассмотреть методы управления бюджетным дефицитом;
- провести анализ бюджетного дефицита Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………………………………
5
1.1. Сущность государственного бюджета…………………………………….. 5
1.2. Бюджетный дефицит……………………………………………………….. 7
2. ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……. 10
2.1. Способы финансирования бюджетного дефицита………………………... 10
2.2. Методы управления бюджетным дефицитом……………………………... 13
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………………….
17
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованных источников…………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

курсовая Дефицит бюджета, пути и методы его преодоления.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы [14, с.268].

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

    1. монетизация бюджетного дефицита;
    2. внешнее долговое финансирование;
    3. внутреннее долговое финансирование [15, с.472].

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех  случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает  льготное финансирование из иностранных  источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы Национального Банка истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации  дефицита (то есть внутреннего банковского  финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения  уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание  налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный  бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Национального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности  внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение  безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов [15, c.473].

Нередко, однако, возможности  льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее  инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров  на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более  открытой является переходная экономика  и чем более жестким ее валютный курс, тем в меньшей степени  внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств  из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться  относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

    • удается организовать концессионное финансирование;
    • на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
    • торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
    • первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
    • первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако последний  может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления [15, c.474].

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга  увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

 

2.2. Методы  управления бюджетным дефицитом

 

Сбалансированный   бюджет   предполагает,   что   расходы государства должны быть равны доходам. Однако в настоящее  время бюджеты практически всех стран сводятся с дефицитом.

Бюджетный дефицит может  быть вызван:  во-первых, осуществлением крупных государственных программ  развития  экономики,  например,  ее  структурной перестройкой. В  этом случае появление дефицита будет  оправдано, так как значительные государственные расходы поспособствуют в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета. Во-вторых, спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту.              В-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики,   войнами,  стихийными   бедствиями   и  другими чрезвычайными обстоятельствами [9, с.390].

Существует несколько  способов финансирования бюджетного дефицита.

Один из них — повышение  налоговых ставок. Он используется крайне редко, так как ведет к  снижению деловой активности и, в  конечном счете, к сокращению объема производства.

 Другой способ —  долговое финансирование. Оно имеет  место тогда,  когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных и ценных бумаг на открытом фондовом  рынке. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем, т.е. осуществляет рефинансирование. Полученные от продажи нового займа средства используются для погашения ценных бумаг, у которых истек срок обращения. Если государственные ценные бумаги продаются населению,   субъектам   хозяйствования,   то   такой   способ финансирования  бюджетного  дефицита  экономисты  считают безинфляционным. Если государство продает ценные бумаги непосредственно центральному банку, происходит расширение объема денежной массы в стране. Если это процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег и, следовательно, к инфляции [8, с.22].

 Третий способ покрытия  бюджетного дефицита - денежное финансирование. Прямая эмиссия денег центральными  банками сейчас практически не  используется, так как ведет непосредственно  к инфляции. К таким же последствиям  приводит выдача центральными банками кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. Поэтому законодательства многих стран либо запрещают центральному банку кредитовать правительство, либо устанавливают лимит кредитования (обычно в процентах к объему национального производства). Такой вариант денежного финансирования, еще существует в некоторых странах, однако сфера его использования сужается.

Источником покрытия бюджетного дефицита могут служить  займы. В странах с переходной экономикой для  финансирования дефицита могут быть использованы средства, полученные от приватизации государственной собственности [18, с.12].

Существуют разные точки  зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции.

Представители первой считают, что бюджет должен сбалансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Политика государства, осуществляемая на основе концепции сбалансированного бюджета, на ежегодной основе, во всем мире рассматривается  как инфляционная. Концепция ежегодной балансировки бюджета и практика его реструктуризации означают отсутствие стратегических и долговременных целей государства в развитии экономики. Такого рода политика государства отражается на действии всего общества, так как в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценения финансовых и физических активов экономических агентов это приводит к "проеданию" экономического потенциала страны и лишает ее будущего. Теоретически  государственные  расходы и доходы  не  могут быть  равные,  т. е.  сбалансированы.  Они представляют  совершенно  различные стороны деятельности  государства,  зависят от  разных  факторов;  решают  совершенно  различные задачи;  по-разному влияют  на  валовой внутренний  продукт,  доходы  и  занятость;  качественно  характеризуют  совершенно  различные  отношения,  а  качественные  различия  предопределяют  собой  и  количественные  несовпадения. Между ними нет, и не может быть тесной  взаимозависимости,  так  как  они  не  связаны  с  куплей-продажей  тех  услуг,  которые  совершает  государство. 

Сторонники  второй  концепции  полагают,  что  бюджет  должен  сбалансироваться  в  ходе  экономического  цикла,  а  не  ежегодно.  Бюджет,  балансируемый  на  циклической  основе,  предполагает,  что  правительство  реализует  антициклическую  политику  и  в  то  же  время  балансирует  бюджет. Бюджет  не  должен  сбалансироваться  ежегодно.  Достаточно  чтобы  он  был  сбалансирован  в  ходе  экономического  цикла. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема  необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее в результате положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Ключевая проблема данной концепции - то, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине к длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического бюджетного дефицита [5, с.194].

Третья концепция - концепция  функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансировании бюджета - на ежегодной или циклической основе - второстепенный. Первичной целью финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, сбалансирование экономики, а не бюджета.  В  соответствии  с  данной  концепцией  проблемы,  связанные  с  государственным  дефицитом  или  излишками,  малозначимы  в  сравнении  с  высшей  степени  нежелательными  альтернативами  продолжительных  спадов  или  устойчивой  инфляции.  Государственный  бюджет  является,  прежде  всего,  инструментом  достижения  и  поддержания  макроэкономической  стабильности.  Правительство  не  должно  сомневаться,  идя  на  введение  любых  дефицитов  или  излишков  для  достижения  этой  цели. Недостатком  данной  концепции  является толкование  государственных  финансов  как  результата перераспределения  доходов  домохозяйств  и  фирм  в  пользу государства.  Поэтому  при  возникновении  дефицита государство  должно  занимать  деньги  у  экономических  агентов,  а  при наличии  профицита - расплачиваться.

В заключение данной главы необходимо отметить, что дефицит бюджета возникает, когда ежегодные расходы бюджета превышают его ежегодные доходы. Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. В настоящее время существуют три основные концепции регулирования бюджетного дефицита.

 

3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СПОСОБЫ  ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

В таблице 3.1. приведены  данные о дефиците государственного бюджета за последние годы.

 

Таблица 3.1. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и источники его финансирования

 

 

Дефицит бюджета

Источники финансирования

внутренние

Доля, %

внешние

Доля, %

2007

1400000000

408275690

29

991724310

71

2008

2190000000

1552886128

71

637113872

29

2009

2800000000

2437753375

87

362246625

13

Информация о работе Бюджетный дефицит