Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Цель учебной дисциплины «Бюджетная система РФ» – дать прочные и глубокие знания в области организации бюджетных отношений, ознакомить с основами построения современной бюджетной системы Российской Федерации, с этапами ее становления и перспективами развития.
Задачи дисциплины:
- изучение бюджетного устройства РФ, проводимой ею бюджетной политики, механизма межбюджетных отношений, конкретных видов доходов и расходов, формируемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы страны
- практическое ознакомление с бюджетной классификацией и содержанием работы на разных этапах бюджетного процесса.

Файлы: 1 файл

бюджет.docx

— 29.85 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества.

Бюджетная система представляет собой  центральное звено финансовой системы  страны. С момента, когда государство  начинает регулярно составлять бюджет, - финансы приобретают всеобщий характер.

 

В рыночной экономике значительно  возрастает роль бюджетной системы  как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике  страны. В свою очередь это обусловливает  значение учебной дисциплины «БСРФ» в учебном процессе подготовки кадров для финансовых органов нашего государства.

Цель учебной дисциплины «Бюджетная система РФ» – дать прочные  и глубокие знания в области организации  бюджетных отношений, ознакомить с  основами построения современной бюджетной  системы Российской Федерации, с  этапами ее становления и перспективами  развития.

Задачи дисциплины:

- изучение бюджетного устройства  РФ, проводимой ею бюджетной политики, механизма межбюджетных отношений,  конкретных видов доходов и  расходов, формируемых на федеральном,  региональном и муниципальном  уровнях бюджетной системы страны

 

- практическое ознакомление с  бюджетной классификацией и содержанием  работы на разных этапах бюджетного  процесса.

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть

Бюджетные полномочия федеральных органов государственной  власти изложены в ст. 7 БК РФ.

Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы:

1) полномочия, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях;

2) полномочия, относящиеся непосредственно к федеральному уровню власти.

К первой группе полномочий относятся, в частности:

1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

2) определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

3) установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти бюджетной отчетности;

4) установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

5) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

6) определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

7) определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

8) установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, управления долгом РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга РФ; 9) установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения.

Ко второй группе полномочий относятся:

1) установление порядка:

а) составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

в) осуществления контроля за их исполнением;

г) утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

д) составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ;

3) установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

4) предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

5) осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ и др. 

Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

Характер бюджетных  полномочий органов государственной  власти субъектов РФ определяется федеративным устройством России. Основные бюджетные  полномочия субъектов РФ определены в ст. 8 БК РФ, детально они регламентируются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.

Полномочия  субъектов РФ в области регулирования  бюджетных отношений состоят  из двух групп:

1) полномочия, которые касаются всей бюджетной системы субъекта РФ, включающей в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты;

2) полномочия, которые относятся исключительно к бюджету субъекта РФ непосредственно.

К первой группе можно отнести следующие  полномочия:

1) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;

2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

3) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

4) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

5) установление нормативов отчислений в местные

бюджеты от федеральных  или региональных налогов и сборов; 6) временное осуществление отдельных  бюджетных полномочий органов местного самоуправления.

Ко второй группе можно отнести следующие  полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении;

2) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

3) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;

4) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ.

Несколько расширены бюджетные полномочия городов федерального значения – Москвы и Санкт—Петербурга. Помимо перечисленных, органы государственной власти указанных субъектов РФ вправе: определять источники доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований; устанавливать нормативы отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных или местных налогов и сборов; определять объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований и т. п. 

Бюджетные полномочия муниципальных образований

Особенности бюджетных  полномочий местных органов власти определяются системой местного самоуправления. Общие полномочия органов местного самоуправления в области бюджетных  правоотношений установлены ст. 9 БК РФ, которые детально регламентируются законами соответствующего субъекта РФ, а также нормативными правовыми актами самих муниципальных образований.

К полномочиям  органов местного самоуправления относятся:

1) установление порядка:

а) составления и рассмотрения проекта местного бюджета;

б) утверждения и исполнения местного бюджета;

в) осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета;

3) утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

5) осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету.

Учитывая двухуровневую  структуру органов местного самоуправления в РФ, органам местного самоуправления муниципальных районов наряду с указанными выше полномочиями предоставлены также полномочия по:

1) установлению в соответствии с законодательством нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

2) установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

3) предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

4) определению целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

5) составлению отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

В то же время органы местного самоуправления поселений, помимо бюджетных полномочий, отнесенных к  компетенции муниципальных органов, осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов  и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Классификация доходов  бюджета

Согласно  положениям ст. 20 БК РФ классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 БК РФ, включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Администраторами  поступлений в бюджеты всех уровней являются:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) Центральный банк РФ;

5) бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 БК РФ).

2. Расчетная часть

Таблица 2 – Показатели доходной части бюджета 

субъекта Российской Федерации, млн. руб.

Наименование показателя

Утверждено 

Исполнено

Процент исполнения

Доходы

81651

72169

88,4

Налоговые и неналоговые  доходы

67353

60647

90

Налоги на прибыль, доходы

43470

41858

96,3

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

5356

3959

73,9

Налоги на совокупный доход

1800

1480

82,2

Налоги на имущество

8769

7111

81,1

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4302

3401

79,1

Государственная пошлина

54

67

124,1

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

943

782

82,9

Платежи при пользовании  природными ресурсами

730

513

70,3

Доходы от оказания платных  услуг и компенсация затрат государства

1567

1100

70,2

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

319

242

75,9

Административные платежи  и сборы

5

3

60

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

33

23

69,7

Прочие неналоговые доходы

5

108

21,60 раз

Безвозмездные поступления

14298

11522

80,6

Информация о работе Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти