Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1 БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6
1.1 Основные плановые документы федерального и регионального значения
9
1.2 Планирование доходов бюджетов
13
1.3 Программно-целевой метод при планировании расходов бюджета
16
1.4 Нормативный метод при планировании расходов бюджета
22
1.5 Планирование расходов региональных бюджетов на основе количественных параметров (объемов) государственных услуг
23
1.6 Бюджетное планирование в условиях риска
26
2 БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
28
2.1 Методы разработки прогноза развития бюджета
32
2.2 Методы разработки прогноза развития территориальных бюджетов
34
3 БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011-2013 ГГ.
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Одним из ключевых факторов, определяющих уменьшение объемов государственных (муниципальных) услуг по сравнению с первоначальными планами, являются финансовые возможности соответствующего бюджета.

Как показывает опыт многих регионов и муниципальных образований, именно финансовые ресурсы бюджета  территории влияют на объемы устанавливаемых  услуг значительнее многих других факторов. Базовой причиной сокращения объема услуг является дефицит финансовых ресурсов областных бюджетов, возникший в результате влияния на экономику регионов последствий мирового финансового кризиса.

Важно отслеживать потребности в тех или иных услугах, строить систему среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей с учетом изменения структуры населения, состояния окружающей среды и других факторов, а при невозможности обеспечить предоставление услуг за счет имеющихся ресурсов -  прибегать к разумным заимствованиям или оптимизации других элементов расходов. Это позволит обеспечить необходимую преемственность объемных показателей государственных услуг и, следовательно, сохранить уровень установленных гарантий населению и другим субъектам, обеспечить доверие к органам власти. Ведь в конечном итоге институты власти призваны обеспечивать определенные условия для жизни граждан и деятельности субъектов бизнеса.

Значительные колебания  объемов услуг создают трудности  в функционировании учреждений бюджетного сектора, приводят к необходимости сокращения финансирования, усложняют доступ к различным услугам. Такие колебания объемов услуг на один и тот же год (особенно в сторону сокращения) ведут к неустойчивости в бюджетном секторе, неуверенности сотрудников учреждений в отношении собственного будущего, снижению заинтересованности поставщиков и подрядчиков в работе с бюджетными учреждениями. Все это скажется на качестве предоставляемых услуг. При планировании бюджетов вопрос преемственности объемных показателей услуг как условии устойчивости системы государственных услуг на территории следует рассматривать в первоочередном порядке.

Изучение опыта различных  субъектов РФ позволит накопить определенную базу данных для совершенствования  законодательства и принятия практических решений (например, для создания технологий и методик прогнозирования потребностей в различных услугах, определения допустимых пределов колебаний объемов услуг, для формирования требований к составу и количеству учреждений, оказывающих услуги, в том числе при сокращении потребности в них в определенный период средне- и долгосрочного цикла). [16]

 

1.6 Бюджетное планирование в условиях риска

 

В научной литературе бюджет рассматривается как финансовый план, отражающий движение денежных средств (потоки доходов и расходов, баланс оборотных средств и т.п.) по видам деятельности предприятия, распределенным по временным отрезкам в плановом периоде (год, квартал, месяц). Для торговых и промышленных предприятий важнейшими видами деятельности являются закупка ресурсов, продукции, производство и реализация товаров на рынке. Показатели их бюджетов должны быть ориентированы на ожидаемые в плановом периоде (прогнозные) уровни спроса и цен на производимые или приобретаемые виды товаров. Очевидно, что прогнозы этих показателей в общем случае характеризуются ошибками, обусловленными неопределенностью рыночной ситуации, изменчивостью тенденций спроса и предложения, волатильностью цен.

Величины этих ошибок непосредственно влияют на качество бюджета. Его целесообразно увязать с уровнями возможных потерь предприятия из-за недостатка предусмотренных в бюджете средств на реализацию какой-либо операции, их недополучения при продаже продукции или вследствие неиспользования финансовых ресурсов, если ожидаемые расходы оказались завышенными по сравнению с реальными.

Возможность потерь принято  выражать термином «риск». В этой связи  выделяется «ценовой» и «объемный» риски бюджета.

Ценовой риск (риск ошибок в определении ценовых показателей) характеризует возможный уровень потерь, вызванных негативными отклонениями учитываемых в бюджете цен от их фактических (рыночных) значений. Он является следствием внешних для предприятия факторов (волатильность рынка, инфляции, процентных ставок, курсов валют и т.п.).

Объемный риск (риск ошибок в определении объемных показателей деятельности предприятий) характеризует потери, возникающие из-за несоответствия плановых объемов выпускаемой предприятием продукции или закупаемых ресурсов их реальным потребностям (рынка или производственной программы предприятия соответственно). Он является следствием как внешних (изменение потребностей и спроса), так и внутренних (сбои в производственной программе, производственные аварии, остановки производства из-за забастовок и т.п.) факторов.[17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

Бюджетное прогнозирование - это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования.

Бюджетное прогнозирование  и в первую очередь прогнозирование  территориальных бюджетов связано  с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий,  в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основу планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.[2]

Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона

Непрерывность бюджетного прогнозирования обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

Базой для бюджетного прогнозирования являются: прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени; статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объем и динамика производства валового внутреннего продукта; темпы инфляции; объемы производства и продажи продукции (услуг); размеры инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, включая бюджетные; величина фонда оплаты труда; объемы и рост прибыли); прогнозы развития государственных и муниципальных секторов экономики; наиболее крупные из намечаемых стабилизационных (антикризисных и т.п.) мер; приоритеты социально-экономической политики; предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества, в том числе данные о поступлении и использовании доходов от государственного (муниципального) имущества; объем доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.

Важную роль играет сводный  финансовый баланс, составляемый на планируемый год и на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе финансовое положение страны, отдельных территорий; финансовые последствия проводимых реформ; возможности осуществления мер, намеченных на перспективу.

Бюджетное прогнозирование зависит от качества прогноза основных показателей социально-экономического развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса рубля и т.п., поэтому разрабатываются несколько вариантов социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу бюджетных прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозируемый периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т.п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

Важным направлением бюджетного прогнозирования являются анализ финансово-бюджетного законодательства и установление необходимости его совершенствования. Выявление этого факта влечет за собой разработку предложений по поэтапному введению новых нормативно-правовых актов и корректировке (частичному изменению), приостановлению или отмене действующих, направленной на своевременную и полную мобилизацию прогнозируемых доходов, обеспечение бюджетных расходов необходимыми ресурсами, целевое и эффективное использование бюджетных средств, укрепление бюджетной дисциплины.[4]

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.[18]

В ходе прогнозирования  бюджетных доходов решаются следующие  задачи: рассчитывается объем финансовых ресурсов по стране; определяются уровень  и размер их возможной централизации  в распоряжение государства и местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.; определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональным, местным).

При разработке прогнозов  бюджетных расходов сначала определяют: основные показатели развития отраслей экономики, регионов и муниципальных образований; направления развития государственных и муниципальных секторов экономики; направления проведения структурных преобразований с учетом возможностей бюджета. Затем на их основе устанавливают: перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджетных средств; предельные объемы бюджетного финансирования целевых программ; распределение объемов финансирования по получателям бюджетных средств в соответствии с функциональными и экономическими классификациями расходов. При прогнозировании межбюджетных отношений устанавливают: основные принципы разграничения полномочий в области бюджетных доходов и расходов между звеньями бюджетной системы; размеры и формы оказания финансовой помощи бюджетам нижестоящих уровней.

При прогнозировании межбюджетных отношений устанавливают: основные принципы разграничения полномочий в области бюджетных доходов и расходов между звеньями бюджетной системы; размеры и формы оказания финансовой помощи бюджетам нижестоящих уровней.[4]

В результате бюджетного прогноза определяются объемы и динамика внутреннего валового продукта; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз валютного курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

В соответствии с полученными  показателями составляется бюджетная  роспись, т.е. вычисление конкретных видов  доходов и расходов, средств для  покрытия бюджетного дефицита. Только в таком случае бюджет, составленный на предстоящий год, будет считаться достоверным, экономически обоснованным, реальным и выполнимым на практике.

Это и есть в общем  виде прогноз социально-экономического развития который в последствии  после рассмотрения Правительством Российской Федерации передается в Министерство финансов для составления перспективного финансового плана.

 

 

 

 

2.1 Методы разработки прогноза развития бюджета

 

На рисунке 5 рассмотрены методы разработки развития бюджета.


Рисунок 5 - Методы разработки прогноза развития бюджета.

Метод экстраполяции  пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов  бюджета, имеющих более или менее  стабильный характер. Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, и это понятно: доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью очевидна.

При прогнозировании  объема ресурсов бюджета на перспективу  следует использовать глубокий экономический  и статистический анализ сложившихся  тенденций, позволяющий в среднем  с определенной степенью вероятности  нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали хорошо согласовывающиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу.

Уравнения регрессии  с указанными выше двумя переменными величинами имеют линейный вид:

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование