Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение бюджетной системе и бюджетному управлению, определить информационную базу бюджетного менеджмента, сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этупы разработки и формирование перспективного финансового плана, а также полномочия субъектов РФ в этом процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, содержание, методы бюджетного планирования и прогнозирования
1.1. Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования……………………………………………………………………….
1.2. Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования…………
1.3. Методы прогнозирования и планирования………………………………...
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджета……………
3.1. Необходимость перспективного финансового планирования и этапы разработки перспективного финансового плана…………………….
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая хорошая .doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

     • Информационный материал, прилагаемый к проекту закона о бюджете.

     • Нормативный акт, утверждаемый главой исполнительной власти субъекта Федерации (муниципального образования), направляемый для информации в представительный орган вместе с проектом годового бюджета. Может быть скорректирован по итогам рассмотрения проекта бюджета представительным органом.

     2. Модель «Перспективный финансовый  план и бюджет». Перспективный  финансовый план разрабатывается  до начала разработки проекта  бюджета и является прогнозным  документом без жесткого соответствия годовому бюджету. В нем обязательно представлены общие показатели доходов, расходов, дефицита/профицита бюджета, долга, возможен также ведомственный и отраслевой разрез. После утверждения перспективного финансового плана главой исполнительной власти субъекта Федерации (муниципального образования) его основные показатели являются установленными ориентирами при разработке проекта бюджета. Перспективный финансовый план подлежит корректировке (в случае значительных расхождений в показателях с проектом бюджета) по итогам разработки проекта бюджета и, при необходимости, по результатам рассмотрения проекта бюджета законодательным (представительным) органом.

     3. Модель «Многолетний бюджет».  Перспективный финансовый план  как самостоятельный документ не разрабатывается, при разработке проекта бюджета используется принцип «скользящей трехлетки», когда основные показатели бюджета утверждаются с горизонтом в три года, а исходными данными являются показатели утвержденного бюджета предыдущего года, скорректированные с учетом изменения сценарных условий и основных политических приоритетов.

     Основным  преимуществом первой модели является соответствие сложившейся процедуре  составления и рассмотрения бюджетов, однако в этом случае разделение между  текущим (на очередной год) и среднесрочным планированием окажется недостаточно четким, что не позволит существенно упростить процедуру принятия ежегодного бюджета. Во второй модели появляется возможность раздельной и, как следствие, более качественной и менее длительной проработки среднесрочных и текущих вопросов бюджетного планирования, в то же время могут возникнуть трудности в их увязке друг с другом.

     Рекомендуется постепенное внедрение в бюджетное  планирование соответственно первой, второй и третьей моделей.

     Основными элементами бюджетного планирования являются:

     1. Правовая база бюджета:

     1.1. Федеральный уровень:

     Бюджетный Кодекс РФ (утвержден федеральным  законом №145-ФЗ от 31.07.98 г.) – служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ.

     Налоговый Кодекс РФ (утвержден федеральным  законом №145-ФЗ от 31.07.98 г.) - устанавливает  систему налогов и сборов, общие  принципы налогообложения и сборов в РФ, регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

     Федеральные законы:

     • №184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ" - устанавливает общие принципы образования и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.

     • №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ" - устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ.

     • № 115-ФЗ от 15.08.96 г. «О бюджетной классификации РФ» - используется с целью обеспечения единообразия при осуществлении планирования и исполнения бюджетов всех уровней, ведении учета и составлении отчетности в РФ.

     Бюджетная классификация - это обязательная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Она включает классификацию доходов, классификацию расходов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, классификации классификация операций сектора государственного управления.

     1.2. Уровень субъекта РФ:

     Закон субъекта РФ «О бюджетной системе  и бюджетном процессе», в Нижегородской  области это Закон № 172-З от 25.10.2005 г. «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области» - устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Нижегородской области.

     Закон субъекта РФ «О межбюджетных отношениях», в Нижегородской области это Закон № 89-З от 14.07.2005 г. «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области».

     Данный  закон регулирует:

     • отношения по установлению нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет и местные  бюджеты

     • предоставление межбюджетных трансфертов  из областного бюджета в местные  бюджеты

     Постановление высшего органа исполнительной власти субъекта РФ «Об утверждении Концепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений на предстоящий финансовый год».

     В Нижегородской области принято  Постановление Правительства Нижегородской  области № 145 от 21.04.08 г. «Об утверждении Концепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в нижегородской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

     Указанным документом определяются основные задачи в области доходов, расходов, управлении государственным долгом и формировании межбюджетных отношений на предстоящий период, обозначаются основные параметры формирования бюджета и развития области, в том числе прогнозируемый среднегодовой индекс роста потребительских цен, прогнозируемый рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, на природный газ.

     2. Организационная база бюджета:

     ее  формируют субъекты финансового  управления, к компетенции которых  относится решение вопросов обеспечения  бюджетного процесса (финансовые органы, органы федерального казначейства, налоговые органы и т.д.).

     3. Методологическая база бюджета:

     к методологической базе бюджета относятся  все приказы, указания, инструкции, разъяснения, касающиеся вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Примером является Приказ МФ РФ №168н от 08.12.2006 г «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» - это главный методологический документ, в соответствии с которым финансовые органы составляют и исполняют свои бюджеты.

     2.2 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования

     Федеральным законом РФ от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития РФ» определены временные  рамки процессов планирования и  прогнозирования.

     Выделяют  три вида прогнозирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.

     Долгосрочные  прогнозы разрабатываются раз в  пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

     Среднесрочные прогнозы разрабатываются на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив.

     Краткосрочные прогнозы составляются на финансовый год.

     Результаты  государственного прогнозирования  социально-экономического развития используются при принятии конкретных решений в области социально - экономической политики государства.

     Прогнозы  социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики

     • развития

     • макроэкономической ситуации,

     • экономической структуры,

     • научно - технического потенциала,

     • внешнеэкономической деятельности,

     • динамики производства и потребления,

     • уровня и качества жизни,

     • экологической обстановки,

     • социальной структуры,

     • а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

     В Нижегородской области принято  Постановление Правительства № 360 от 28.08.08 «О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на 2009 год и на перспективу до 2011 года».

     В данном документе подводятся итоги социально-экономического развития области за 2007 год и оценка итогов 2008 года, излагается прогноз развития области на 2009-2011 годы в разрезе реального сектора экономики, социальной сферы, показателей, характеризующих уровень жизни населения, и основных бюджетообразующих показателей.

     При планировании бюджета за основу принимаются  показатели прогноза социально-экономического развития территории.

     В настоящее время проект бюджета  составляется на среднесрочную перспективу: на три года - очередной финансовый год и плановый период.

     Составление бюджета на среднесрочную перспективу  осуществляется с целью обеспечения  долгосрочной сбалансированности бюджета

     Составление проекта бюджета - исключительная прерогатива  Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований.

     Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований.

     В общем виде под прогнозом следует  понимать научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта  в будущем, об альтернативных путях  и сроках его осуществления.

     Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование есть составление прогноза развития, распространения чего-либо (например, науки, отрасли производства, процесса, отношений и т.д.) на основании изучения тщательно отобранных данных. В проблеме прогнозирования различают два аспекта:

     • теоретико-познавательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего,

     •и  управленческий, предполагающий использование  информации о будущем при принятии решений.

     Бюджетное прогнозирование является одним  из важнейших направлений социально-экономического развития. Это процесс разработки прогнозов, основанных на научных методах познания бюджетных явлений и использования всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики (в переводе с греч. - методы составления, определения прогноза ).

     Цель  прогнозирования бюджета состоит  в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.

     Под периодом упреждения при прогнозировании  понимается отрезок времени от момента, для которого имеются последние  статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз.

     Многообразие  используемых в практической деятельности прогнозов образует определенную систему. Под системой бюджетного прогнозирования  следует понимать определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность.

     В зависимости от характера исследуемых  объектов выделяют следующие виды прогнозов: прогнозы доходов, расходов, внешних  и внутренних заимствований.

     Прогнозирование доходов охватывает изучение динамики налогооблагаемой базы по налоговым  доходам, неналоговым доходам, взаимоотношений  между бюджетами различных уровней.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование