Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение бюджетной системе и бюджетному управлению, определить информационную базу бюджетного менеджмента, сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этупы разработки и формирование перспективного финансового плана, а также полномочия субъектов РФ в этом процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, содержание, методы бюджетного планирования и прогнозирования
1.1. Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования……………………………………………………………………….
1.2. Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования…………
1.3. Методы прогнозирования и планирования………………………………...
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджета……………
3.1. Необходимость перспективного финансового планирования и этапы разработки перспективного финансового плана…………………….
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая хорошая .doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

     Прогнозирование расходов характеризует динамику изменения  расходов по их экономическому и функциональному содержанию.

     Прогнозирование бюджета охватывает все аспекты  и уровни его функционирования и  основывается на совокупности всех перечисленных  выше прогнозов, т.е. носит комплексный  характер.

     Разработка  какого-либо прогноза есть поиск возможного реалистического, экономически верного решения. Любой прогноз обнаруживает вероятность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. Он содержит материалы, необходимые для разработки финансовых документов, принятия обоснованных управленческих решений.

     Прогнозирование имеет некоторые специфические  особенности.

     Во-первых, оно основано на прогностических  методах.

     Во-вторых, прогнозирование существует как  самостоятельная отрасль знаний, так как ряд бюджетных процессов  не поддается планированию и является исключительно объектом прогнозирования. Это демографические процессы, некоторые бюджетные услуги, отдельные источники доходов и некоторые другие. В период перехода к рынку перечень прогнозируемых явлений и процессов расширяется.

     В-третьих, прогнозирование характеризует определенную, отличную от других путей познания бюджетного потенциала, а также самостоятельные, хотя и взаимосвязанные с ними формы предвидения его будущего состояния.

     Прогнозирование базируется на следующих принципах:

     • системности,

     • научной обоснованности,

     • адекватности,

     • альтернативности,

     • целенаправленности.

     Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в бюджетной  системе, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснование любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинению достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной социально-экономической системы, а также состоящей из определенного количества подсистем. Однако в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей бюджетного прогнозирования очень сложно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может быть достигнуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создание информационного банка данных.

     Принцип научной обоснованности означает, что в бюджетных прогнозах всех уровней всесторонний учёт требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубокого изучения достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов. Прогнозирование должно строиться на широком использовании методик и моделей как условия научного формирования прогнозов отдельных блоков комплексной системы, их обоснованности, действенности и своевременности.

     Принцип адекватности прогноза объективным  закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с полной и точной имитацией.

     Реализация  принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходимость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций, определение возможной области их расхождения, т.е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

     Принцип альтернативности прогнозирования  связан с возможностью развития народнохозяйственного  комплекса и его отдельных  звеньев по разным траекториям, при  разных взаимосвязях и структурных  соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития хозяйства.

     Принцип целенаправленности представляет активный характер прогнозирования, поскольку  содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в  экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

     Основными функциями прогнозирования являются:

     • научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и  тенденций;

     • исследование объективных связей бюджетных  явлений развития в конкретных условиях в определенном периоде;

     • оценка объекта прогнозирования;

     • выявление объективных альтернатив  экономического и социального развития;

     • накопления научного материала для  обоснованного выбора определенных решений.

     Рассмотрим  некоторые из названных функций  более подробно.

     Научный анализ осуществляется по трем стадиям, или этапам: ретроспекция, диагноз, проспекция.

     Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история  развития объекта прогнозирования  для получения его систематизированного описания. На стадии ретроспекции происходит сбор, хранения и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и предоставления ретроспективной информации, уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

     Диагноз – этап прогнозирования, на котором  исследуется систематизированное  описание объекта прогнозирования  с целью выявления тенденции  его развития и выбора моделей  и методов прогнозирования. На стадии диагноза производится анализ объекта прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели. Этот анализ заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

     Проспекция - этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификации), а также реализация цели прогноза путём объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

     Исследование  объективных связей финансовых отношений  государства в процессе разработки механизма использования механических законов, являющихся отражением существенных причинно-следственных связей, явлений  выражающих их повторяемость в определённых условиях. Вместе с тем при прогнозировании необходимо учитывать и неопределённость, обусловленную вероятностным действием экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии плановых решений, несовершенством и недостаточной надёжностью информации.

     Оценка  объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности  и неопределённости.

     Детерминизм – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную  обусловленность всех явлений природы и общества. Детерминировать – значит определять, обусловливать. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений. При абсолютной неопределённости конкретное представление будущего невозможно. Поэтому при отсутствии одного из аспектов прогнозирование теряет смысл.

     Выявление объективных альтернатив исследуемого процесса и тенденции его развития на перспективу предполагает необходимость  выбора между взаимоисключающими возможностями. Необходимо ставить под контроль экономические и социальные процессы, определять в соответствии с поставленными перспективными целями оптимальные пропорции на длительный период.

     Реализация  функций прогнозирования позволяет  определить общие и специфические  подходы, составляющие его научную основу. В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный.

     Исторический  подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее – закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

     Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта  исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. В его рамках выделяют в качестве специфических, генетический ( исследовательский, поисковый) и нормативный (целевой) подходы.

     При генетическом подходе конечной целью  является определение возможных  состояний объекта прогнозирования в перспективе, с учётом сохранения существующих тенденций развития этого объекта. При этом не учитываются условия, которые могут изменить эти тенденции. При нормативном подходе принимается в качестве цели определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта прогнозирования в будущем. Исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденции за счёт интенсификации производства, изменения его структуры, динамика экономических показателей, производительности труда и т.д. Оба названных подхода связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и, как правило, используются в совокупности, обеспечивая комплексное изучение прогнозируемого явления или процесса.

     2.3 Методы прогнозирования и планирования

     Совокупность  прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим. Например, по принципу обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогии, опережающие методы.

     1. Статистические методы объединяют  методы обработки количественной  информации по принципу выявления  содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения прогнозных моделей.

     2. Методы аналогий направлены на  то, чтобы выявить сходство в  закономерностях развития процессов  и на этом основании строить  прогнозы.

     3. Опережающие методы прогнозирования  базируются на определенных принципах  социальной обработки финансовой  информации, реализующих в прогнозе  ее свойство опережать развитие  объекта прогнозирования. В свою  очередь их можно разделить  на методы исследование динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня развития объекта.

     Наибольшее  распространение имеет группировка  методов прогнозирования по степени  формализации, в соответствии с которой  все методы можно разделить на интуитивные (методы экспертных оценок) и формализованные.

     Интуитивные методы прогнозирования.

     Интуитивные методы прогнозирования как научный  инструмент решения сложных неформализуемых  проблем позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта  в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

     Характерными  особенностями методов экспертных оценок, применяемых весьма широко, являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

     Посредством применения методов экспертных оценок целесообразно решать следующие  типовые задачи: составления перечня  возможных событий в различных  областях за определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения задач с ранжированием их очередности; альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование