Бюджет и межбюджетные отношения в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:29, реферат

Описание работы

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Файлы: 1 файл

бюджет И межб отн.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

В итоге пропорции  распределения доходов региональных и местных бюджетов измелись в  пользу региональных.

Доля местных бюджетов систематически уменьшается как  в целом по доходам, так и по каждой группе налогов. Причём падение  в наибольшей степени присуще тем налоговым группам, которые имеют важное значение с точки зрения формирования доходной части бюджетов. Причём отсутствуют перераспределительные тенденции, которые могли бы свидетельствовать о том, что федеральные и региональные органы власти определились в выработке доходов к рациональному закреплению тех или иных групп налогов за местных бюджетов наблюдается по всем налоговым группам.

Перераспределительный механизм  межбюджетных отношений направлен не на выравнивание региональных различий в части бюджетной обеспеченности населения, а на централизацию бюджетных ресурсов, ведущую скорее к пассивности региональных органов власти в формировании доходных источников бюджетов, чем к реализации принципа социальной справедливости в бюджетной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие межбюджетных отношении и предпосылок экономического роста

 

 Бюджетная политика  государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

 Важнейшей составной  частью бюджетной политики страны  выступает, как уже отмечено, концепция  межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики. Во-первых, обоснованное разграничение их доходных полномочий - это обязательное условие эффективного сбора налогов и оптимизации налоговой нагрузки на различные сегменты экономики, включая ее частный сектор. Во-вторых, понятное разграничение расходных полномочий определяет эффективность общественного сектора и меру его воздействия на экономику, в особенности на формирование хозяйственной инфраструктуры. В-третьих, предоставление финансовой помощи через межбюджетные отношения сглаживает социально-экономические различия между регионами, способствует выравниванию и ускорению хозяйственного развития. В-четвертых, отлаженные финансовые отношения между уровнями власти являются условием укрепления государственности и упрочения правопорядка, безопасности общества.

 Суть межбюджетных  отношений выражается в финансовых взаимосвязях между различными уровнями власти. Они призваны обеспечивать прежде всего оптимальное распределение доходных и расходных полномочий между уровнями власти и соответственно уровнями бюджетной системы, а также выравнивание бюджетной обеспеченности по всей территории страны.

 Межбюджетные отношения  обусловлены действием двух основных  факторов. Во-первых, как часть распределительных  отношений они порождены неравномерностью  размещения доходных источников  и потребителей финансовых ресурсов по регионам страны. Во-вторых, их наличие связано с функционированием органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих иерархические интересы граждан. Федеральное устройство государства вносит существенную специфику в функционирование финансовой системы, определяя круг доходных и расходных полномочий как центральной власти, так и властей субъектов Федерации.

 Финансовая помощь  представляет собой безвозмездные  отчисления из вышестоящего бюджета  нижестоящим бюджетам для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности.

 Разработка методологических  подходов к исследованию межбюджетных  отношений предполагает рассмотрение  их логической организации, структуры,  закономерностей формирования, взаимосвязей  с другими элементами бюджетной системы и экономики в целом.

 В процессе распределения  вновь созданной стоимости между  факторами производства и ее  последующего перераспределения  воспроизводится отраслевая структура  экономики. Но ее отрасли, их  предприятия неравномерно размещены по территории страны. В данной связи при распределении доходов воспроизводится территориальная структура хозяйства, хотя использование фонда накопления в определенных пределах изменяет эту структуру.

 Территориальное распределение  касается не только финансов отраслей, но и государственных финансов. Возникающие при этом отраслевые и территориальные отношения носят объективный характер и являются неотъемлемым условием функционирования экономики. Они выражают перераспределение финансовых ресурсов между регионами и внутри них*(4) по двум направлениям. Во-первых, определяются объемы бюджетных доходов и расходов на конкретных территориях. Во-вторых, оказывается финансовая помощь, передаваемая в бюджеты соответствующих нижестоящих уровней бюджетной системы. Размещение производительных сил предопределяет структуру поступлений доходов в федеральный и региональные бюджеты. Субъекты Федерации, в которых сосредоточены производства с высокой степенью передела сырья и материалов, а также экспортно-ориентированные предприятия, являются основными плательщиками налогов.

 Полномочия центральных,  региональных и местных органов  власти определяются не только  целесообразностью оптимального  управления конкретной территорией,  но и структурой потребностей  социальных групп или даже  индивидуума. Так, интересы в обеспечении среды жизнедеятельности последующих поколений, в национальной безопасности, в научно-техническом развитии страны могут быть реализованы лишь на высшем уровне государственного управления. Более конкретные потребности индивидуума, например в образовании, здравоохранении, социальной защите, реализуются на региональном уровне. На местном уровне обеспечиваются потребности индивидуума в личной безопасности и комфортном проживании. При федеральном устройстве государства на региональном уровне обеспечивается более широкий круг потребностей населения, чем при унитарном устройстве.

 Реализация потребностей  людей предполагает делегирование  конкретных полномочий соответствующим  уровням органов власти. Политические  полномочия обеспечиваются финансовыми полномочиями. Соответственно законодательно определяются три уровня бюджетной системы. Каждый из них обеспечивает соответствующий круг потребностей общества. Любой из органов конкретного уровня власти должен обладать для реализации своих полномочий определенными источниками доходов.

 Социально-экономическое  и политическое положение государства  на определенном этапе своей  эволюции предопределяет степень  концентрации финансовых ресурсов  в распоряжении органа соответствующего  уровня власти. Особенности проводимой региональной бюджетной политики обусловливают потоки финансовых ресурсов из центра в регионы.

 Межбюджетные отношения  тесно связаны с региональной  политикой. Финансовая составляющая  региональной политики не ограничивается  межбюджетными отношениями и включает в себя инвестиции из федерального бюджета, а также основную часть его прямых расходов (средства федерального бюджета расходуются на конкретных территориях).

 В экономической  литературе неоднократно высказывалось  мнение, что спецификой России является сочетание высокой степени децентрализации финансовых ресурсов (как по доходам, так и по расходам) со значительной централизацией на федеральном уровне принятия решений в сфере финансов, в том числе при определении расходных полномочий региональных властей. Речь идет о том, что почти половина доходов консолидированного бюджета России приходится на доходы территорий. Однако доходы, определяемые и управляемые непосредственно региональными властями, составляют лишь 15% их совокупных доходов. Остальная часть приходится на федеральные налоги, поступающие в территориальные бюджеты. В отличие от нашей страны в других государствах федеративного типа (США, Канада, Бразилия, Индия, Мексика) высокая доля доходов субнационального уровня в консолидированном бюджете сочетается с широкими полномочиями региональных властей в сфере определения доходных источников и осуществления расходов. Некоторые исследователи рассматривают данный аспект отечественной бюджетной системы как недостаток. Отмечается, в частности, что сосредоточение налоговых полномочий у федерального центра резко ограничивает самостоятельность региональных бюджетов, сковывает инициативу местных властей и лишает их возможности эффективно влиять на налоговые поступления. В этом случае в качестве основного критерия эффективности бюджетной системы в целом используется степень самостоятельности бюджета соответствующего уровня. Однако этот критерий, по мнению В.Б. Шубы, недостаточен*(5). Самостоятельность бюджетов, конечно же, не является самоцелью бюджетной политики любого государства. Двумя наиболее важными критериями эффективности бюджетной системы можно считать степень обеспечения общественных потребностей населения (как за счет средств федерального, так и региональных бюджетов) и создание на всей территории государства однородной конкурентной среды, в том числе и путем проведения единой налоговой политики. Избыточные полномочия региональных властей по введению собственных налогов и сборов создают различные условия для бизнеса в конкретных регионах и могут приводить к нерациональным перемещениям капиталов.

 В наше время  межрегиональное перераспределение  ресурсов, осуществляемое через  федеральный бюджет, недостаточно  нацелено на стимулирование экономического  роста в конкретных субъектах  Федерации. Ресурсы в основном выделяются отраслям, и их использование слабо учитывает возможности территориального развития. Повышение эффективности прямых расходов федерального бюджета в регионах возможно по следующим направлениям: распределение ресурсов в целях достижения максимального значения мультипликатора расходов; учет региональных потребностей при выполнении целевых федеральных программ научно-технического развития; усиление роли государственного сектора в создании "точек роста" в конкретных территориях.

 В рыночных условиях критериями эффективности бюджетных расходов на развитие промышленности являются: темпы роста в технически передовых отраслях, требующих венчурных по своему характеру инвестиций, и эффект мультипликатора расходов. Последний целесообразно использовать при обеспечении относительно равномерного экономического роста в регионах, выбирая для государственного инвестирования предприятия, позволяющие обеспечить наиболее протяженный "поток заказов". Эффект мультипликатора расходов будет в территориальном разрезе максимальным, если в ходе осуществления инвестиций из федерального бюджета "узкие места" в производственной цепочке будут ликвидированы за счет капиталовложений из региональных бюджетов. В условиях неустойчивого развития экономики такая политика полностью укладывается в общую стратегию развития рыночных отношений. Более того, реализация данной политики обеспечивается действием рыночного механизма. Как показывает хозяйственная практика, наибольшего эффекта мультипликатор расходов может достигать при первоначальных капиталовложениях в авиационную промышленность и судостроение. Эти отрасли имеют наибольшее число "смежников". Осуществление программ развития этих отраслей позволяет создавать "точки роста" в различных регионах.

 Достаточно сложной  проблемой является также разработка бюджетной политики относительно депрессивных регионов. При этом следует иметь в виду не столько стимулирование экономического роста в данных территориях, сколько прекращение падения производства, стабилизацию сложившегося положения. Как подтверждает опыт, острота проблемы депрессивных регионов значительно снижается при адекватной макроэкономической политике. В частности, снижение импорта продовольствия вследствие девальвации рубля в свое время привело к увеличению спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию. Это заметно снизило как социальную, так и экономическую напряженность в ряде депрессивных районов. Очевидно, что проведение адекватной федеральной политики доходов и заработной платы, в частности установление официальной минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума, приведет к росту потребления населением продовольственных товаров и тем самым благоприятно повлияет на отечественное сельское хозяйство.

 Такие изменения  способны радикальным образом  улучшить ситуацию в ряде депрессивных аграрных регионов. Меры макроэкономической политики также могут повлиять на улучшение положения в регионах с преимущественным развитием других отраслей экономики. Увеличение совокупного спроса приведет к востребованности продукции соответствующей отрасли на внутреннем рынке.

 Тем не менее  успешная макроэкономическая политика  не снимает проблемы помощи  депрессивным регионам. Так, без  поддержки федерального центра  даже при условии эффективной  макроэкономической политики не  смогут обойтись территории с тяжелой экономической ситуацией и ряд территорий с моноотраслевой структурой. Разумеется, помощь таким регионам не может ограничиваться лишь выделением финансовых ресурсов. Она должна включать и другие направления, такие, например, как научная проработка структурной перестройки их хозяйства, совершенствование законодательства и т.д. Весомая финансовая помощь потребуется для стабилизационной социальной политики (адресная помощь малоимущим, здравоохранение, образование) и для капиталовложений в социальную сферу.

 Во многих случаях  мерами традиционной политики  не удастся вывести депрессивные  регионы даже на траекторию  восстановительного роста. Это  связано с тем, что имеющиеся  производственные мощности крайне  изношены, не позволяют выпускать необходимую продукцию. В таких условиях нельзя исключать возможности использования таких методов поддержки экономики, как государственный заказ, а также создание государственных унитарных предприятий. Эти предприятия могли бы работать с меньшей рентабельностью, чем частные. Основная цель их функционирования не только в обеспечении занятости населения, но и в подготовке квалифицированных кадров. Впоследствии наличие подготовленных кадров и инфраструктуры позволило бы сформировать более выгодные условия для привлечения в депрессивные регионы частного капитала.

 Современное состояние  межбюджетных отношений в России  определяется рядом моментов, в  частности причинами дифференциации  бюджетной обеспеченности субъектов  Федерации, критериями и методами  ее выравнивания. Даже в группе обеспеченных регионов дифференциация по объему ВРП надушу населения составляет более 4 раз, а в группе наименее обеспеченных регионов - почти 3 раза. Разница по указанному показателю между наиболее и наименее обеспеченными регионами превышает 20 раз.

 Основными причинами  огромных различий в бюджетной  обеспеченности субъектов Федерации  являются:

Информация о работе Бюджет и межбюджетные отношения в современной экономике