Бюджет и его место в финансовой системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение бюджета государства как основного звена экономики, а также систематизация, накопление и закрепление знаний о бюджете, и бюджетном устройстве страны.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- охарактеризовать структуру финансовой системы и особенности ее звеньев;
- изучить понятие, сущность, функции бюджета государства, а также взаимосвязь бюджета с другими звеньями финансовой системы государства;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………4
1.Бюджет и его место в финансовой системе государства. …………………..5
1.1Структура финансовой системы. Особенности звеньев финансовой системы. ………………………………………………………………………….5
1.2 Понятие, сущность, функции бюджета государства. Взаимосвязь бюджета с другими звеньями финансовой системы государства………………………17
2. Практическая часть. Финансовый анализ ООО «Кредо - С»………………28
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

курсовая управление фин потоками.doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:

- перераспределения внутреннего валового продукта;

- государственного регулирования и стимулирования

экономики;

- финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

- стабилизации кредитно-денежной системы государства;

- удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности

и правопорядка и т. д.;

 - регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

 - разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

 - обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;

 - контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.

Сущность любой  экономической категории, в том  числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Под функциями финансов следует понимать

форму проявления их общественного  назначения. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование  бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование  бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная.

Первую функцию  выполняют бюджетные доходы, включающие налоги,

займы, доходы от государственной  собственности (предприятий),доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:

- заработная плата работников;

- доходы лиц, работающих не по найму;

- предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);

- рента;

- процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных  доходов непостоянна, она зависит  от конкретных экономических условий развития страны. Динамика структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция  бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений социальной сферы, различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Контрольная функция  бюджета предполагает создание условий  для

проведения  контроля, осуществляется одновременно и с первой функцией,

и со второй. Контрольная  функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе — присущее финансам свойство,

создающее объективную  основу для осуществления контроля.

В рамках московской финансовой школы выделяют несколько иные функции  бюджета:

- распределительная функция бюджета;

- перераспределительная функция ВВП;

- регулирующая функция;

- стимулирующая функция;

- социальная функция;

- функция планирования;

- функция организации;

- контрольная функция.

Распределительная функция  бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Регулирующая  и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

- определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

- разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

- определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

- разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

- разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

- разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

- определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

- определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

- выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

- разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

- определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

- определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

- контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

- контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Таким образом, будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие:

1) государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований;

2) пропорции  бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.п.) и многоуровневого (федеральный, региональный, городской и т.п.) перераспределения средств как бюджет;

4) сфера действия  распределительной функции государственного бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства;

5) основным объектом  бюджетного перераспределения является чистый доход. Однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Бюджет тесно  связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и  политическую

роль в воспроизводственном  процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет на перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство

рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями(субъектами РФ).

Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики. При этом реализация целей и задач бюджетной политики происходит путем создания адекватного этим целям бюджетного механизма, который позволяет облечь объективно существующие отношения в организационные формы мобилизации доходов в бюджет и осуществления расходов. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Современная бюджетная  система России в определенной степени  приблизилась к структуре бюджетных  систем западных стран, имеющих федеральное  устройство. Тем не менее, сегодняшняя  бюджетная система России достаточно противоречива и требует серьезной  доработки.

Внебюджетные фонды  создаются в различных государствах на определенный срок или действуют  постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или  непринятия государственного бюджета  целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших "общественных благ", как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и использование этих средств государством производятся специфическими методами. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.

По признаку целевой  направленности использования средств  внебюджетные фонды можно объединить в две группы:

- социального назначения;

- межотраслевого и отраслевого характера.

Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям.

Информация о работе Бюджет и его место в финансовой системе государства