Банковская гарантия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное исследование применения банковской гарантии в гражданско-правовом обороте.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотреть банковскую гарантию как объект регулирования гражданского права;
- проанализировать банковскую гарантию как способ обеспечения исполнения обязательств;
- анализ особенностей исполнения обязательства гаранта, возникающего из банковской гарантии;
- выявление правовой природы соглашения о предоставлении банковской гарантии, оформляющего отношения гаранта и принципала, связанные с выдачей банковской гарантии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика банковской гарантии как самостоятельного института гражданского права 6
1.1 История возникновения банковской гарантии в России 6
1.2 Понятие, признаки банковской гарантии 12
1.3 Виды и значение банковской гарантии 15
Глава 2. Банковская гарантия как сделка, обязательство, возникающее из банковской гарантии 17
2.1 Гарант – субъект банковской гарантии 17
2.2 Форма банковской гарантии 20
2.3 Содержание банковской гарантии 21
Глава 3. Процедура реализации и прекращения прав по банковской гарантии 24
3.1 Соглашение о выдаче банковской гарантии 24
3.2 Исполнение и прекращение обязательств по банковской гарантии 26
3.3 Способы обеспечения регрессного требования при предоставлении банковской гарантии 30
Заключение 41
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

ДиПлОм.docx

— 89.65 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

Пермский финансово-экономический  колледж – филиал ФГОБУ ВПО  «Финансовый университет при  Правительстве РФ»

Специальность: Финансы

Специализация: Финансы и право

ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ

Заместитель директора

по учебной работе, к.э.н.

_______________________

«___» ____________ 201_ г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств: теория, практика её применения»

 

 

 

Выпускник:

                   Диджокайте Маргарита

Александровна

 

Научный руководитель:

(ученая степень)

                                                  Батуева Наталья

                                                                                           Леонидовна

 

 

 

 

 

Пермь - 2012

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика банковской гарантии как самостоятельного института  гражданского права 6

1.1 История  возникновения банковской гарантии  в России 6

1.2 Понятие,  признаки банковской гарантии 12

1.3 Виды  и значение банковской гарантии 15

Глава 2. Банковская гарантия как сделка, обязательство, возникающее из банковской гарантии 17

2.1 Гарант  – субъект банковской гарантии 17

2.2 Форма  банковской гарантии 20

2.3 Содержание  банковской гарантии 21

Глава 3. Процедура реализации и прекращения  прав по банковской гарантии 24

3.1 Соглашение  о выдаче банковской гарантии 24

3.2 Исполнение  и прекращение обязательств по  банковской гарантии 26

3.3 Способы  обеспечения регрессного требования  при предоставлении банковской  гарантии 30

Заключение 41

Список  литературы 45

 

 

 

Введение

Заключая гражданско-правовые сделки, предприятия как субъекты гражданского оборота часто сталкиваются с проблемой надлежащего исполнения обязательств со стороны контрагентов. При этом особое внимание юридических  лиц к проблеме обеспечения исполнения обязательств обусловлено, конечно, их заинтересованностью в том, чтобы  избежать негативных последствий, которые  могут возникнуть в результате нарушения  партнерами положений договоров. Кроме  того, возможность предоставить своему партнеру тот или иной способ обеспечения  обязательств зачастую является необходимым  условием заключения гражданско-правовых сделок.

 Способы обеспечения  обязательств - это предусмотренные  законом или договором дополнительные  меры воздействия на должника, обязанного совершить в пользу  управомоченной стороны (кредитора)  определенные действия: передать  имущество, уплатить деньги, выполнить  работу, оказать услугу и т.д.  Их основное назначение заключается  в том, чтобы стимулировать  должника к исполнению возложенных  на него обязанностей в точном  соответствии с условиями заключенного  договора и требованиями действующего  законодательства.

 Однако воздействие  на должника - это не единственная  функция мер, обеспечивающих исполнение  обязательств. В ряде случаев  использование этих мер служит  удовлетворению интересов кредитора,  если обязательство по каким-либо  причинам все же не будет  исполнено или будет исполнено  должником ненадлежащим образом. 

 Итак, способы обеспечения  исполнения обязательств призваны обеспечить точное и неукоснительное исполнение должником своих обязательств, плюс к тому они уменьшают размер негативных последствий для кредитора в случае неисполнения таковых должником.

 Основные способы обеспечения  обязательств - неустойка, удержание,  залог, задаток, поручительство, банковская гарантия - урегулированы  в главе 23 Гражданского кодекса  РФ 1994 г. 

Тема этой работы очень  актуальна, потому что:

  • кредитные отношения всегда играли основополагающую роль в жизни общества;
  • банковская гарантия позволяет защитить права сторон, т.к. их нарушение влечет за собой тяжелые последствия для любой из сторон.

 Предметом исследования  в данной работе является банковская  гарантия, как дополнительное обеспечение  платежа или исполнения иных  контрактных обязательств.

 Объектом исследования  в данной работе являются общественные  отношения, возникающие при предоставлении банковской гарантии.

Целью дипломной работы является комплексное исследование применения банковской гарантии в гражданско-правовом обороте.

 В соответствии с  поставленной целью задачами  работы являются рассмотрение следующих вопросов:

- рассмотреть банковскую  гарантию как объект регулирования  гражданского права;

  - проанализировать банковскую  гарантию как способ обеспечения  исполнения обязательств;

- анализ особенностей  исполнения обязательства гаранта,  возникающего из банковской гарантии;

- выявление правовой природы  соглашения о предоставлении  банковской гарантии, оформляющего  отношения гаранта и принципала, связанные с выдачей банковской  гарантии.

Методологическую основу работы составляет системный подход к изучению теоретических и законодательных  положений, касающихся применения банковской гарантии в гражданско-правовом обороте.

Теоретическую базу дипломной  работы составили труды таких учёных-юристов, как Брагинский М.И., Витрянский В.В., Латынцев А.В., Ерпылева Н.Ю., Кузнецова Л.В., Свит Ю.П., Буркова А.Ю., Николюкин С.В., Катвицкая М.Ю., Олейник О.М.

Структура работы обусловлена  предметом, целями и задачами исследования. Диплом состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы. 

Глава 1. Общая характеристика банковской гарантии как самостоятельного института  гражданского права

1.1 История возникновения банковской гарантии в России

 

Банковская гарантия является достаточно новым для Российской Федерации способом обеспечения  исполнения обязательств, впервые введенным  в отечественное гражданское  право ч. 1 Гражданского кодекса РФ 1994 г. ( далее ГК РФ)

 В литературе, посвященной  способам обеспечения обязательств, предлагается выделять и такие  функции, как: штрафная, предупредительная, воспитательная и другие, которые, однако, являются менее значимыми, так как по существу вытекают из основных.

 Тем не менее, в  литературе до сих пор нет  единства мнений относительно  появления и развития института  банковской гарантии в отечественном  законодательстве,

 Так, О. Олейник считает, что "гарантия как один из способов обеспечения обязательств давно известна российскому и русскому гражданскому праву".1

 Действительно, ГК  РСФСР 1964 г. устанавливал возможность  обеспечения исполнения обязательств  между социалистическими организациями гарантией. Гарантия по ГК 1964 г. была самостоятельным способом обеспечения исполнения обязательств, отличавшимся от поручительства субъектным составом участников (как на стороне гарантов, так и на стороне принципалов), субсидиарной ответственностью гаранта (вместо солидарной поручителя), а также отсутствием у гаранта права регресса к должнику.

 Специфика гарантии и ее отличия от поручительства были обусловлены строго ограниченной сферой ее применения. Институт гарантии использовался в отношениях между государственными организациями, когда государственный банк кредитовал государственное предприятие под гарантию его вышестоящего государственного органа. В случае нарушения обязательства государственным предприятием, вышестоящий орган выплачивал денежные средства вместо него, однако права регресса не возникало в связи с тем, что в условиях административно-командной экономики в том не было необходимости, так как все имущество государственных предприятий принадлежало единому собственнику - государству (действовала система "единого кармана").

 Такое положение вещей  позволяет говорить, что самостоятельность  гарантии как способа обеспечения  исполнения обязательств по ГК 1964 г. была искусственной, а,  по сути, гарантия служила учетной  формой соблюдения расчетных  интересов сторон.

 В результате реформирования  экономики с целью ее разгосударствления, постепенного перевода предприятий  на самостоятельный (хозяйственный) расчет основы гражданского законодательства (далее ОГЗ) Союза ССР от 31 мая 1991 г. отказались от выделения такого специфического способа обеспечения исполнения обязательств как гарантия социалистических организаций, поэтому гарантия была полностью отождествлена с поручительством. Сам термин "гарантия" использовался для обозначения договора поручительства.

 По общему правилу  ответственность гаранта (поручителя) была субсидиарной, однако допускалась  и солидарная ответственность  в случаях, предусмотренных законом  или договором. Принципиальным  моментом был тот факт, что  у исполнившего основное обязательство  гаранта (поручителя) в любом случае  возникало право регресса к должнику.

 Судебная практика  того времени также исходила  из отождествления понятий поручительства  и гарантии. Высший арбитражный  суд в письме2 указал, что договор поручительства (гарантии) должен быть заключен в письменной форме, соблюдением которой признавалось наличие двух документов: гарантийного письма и сообщения в письменном виде (письмом, телеграммой, телетайпограммой, телефонограммой и т.п.) кредитора гаранту о том, что он принимает полученное от последнего гарантийное письмо. В силу того, что гарантия (поручительство) по ОГЗ 1991 г. представляла собой обязательство, которое являлось дополнительным к основному обязательству, обеспечиваемому гарантией, ссылку в основном договоре между кредитором и должником на гарантийное письмо гаранта суд также рекомендовал считать достаточной для соблюдения письменной формы договора гарантии (поручительства).

 Таким образом, до  принятия ч. 1 ГК РФ 1994 г. отечественное законодательство знало такой способ обеспечения исполнения обязательств как поручительство, его разновидность - гарантию, а впоследствии и вовсе отказалось от каких-либо различий между ними.

 Предусмотренная действующим  ГК РФ банковская гарантия  является новым, самостоятельным  способом обеспечения исполнения  обязательств, принципиально отличающимся  от использовавшейся ранее гарантии  как разновидности поручительства. Данной точки зрения в настоящее  время придерживается большинство  исследователей.

 Следует отметить, что  банковская гарантия, хотя и не  была ранее известна российскому  законодательству, закреплена в  новом Гражданском кодексе РФ  не случайно.

 Институт гарантии  активно применялся и применяется  в международном обороте. Причем  в большинстве своем гражданские  кодексы зарубежных государств  не содержат специальных норм  о гарантии, а регулирование данных  отношений в основном осуществляется  обычаями делового оборота.

 Первая систематизация  существовавших в международной  практике обычаев применения  гарантий была осуществлена Международной  Торговой Палатой в "Унифицированных  правилах по договорным гарантиям" (редакция 1978 г.).

 Правила 1978 г. применялись  к любой гарантии, поручительству  или подобному обязательству,  если стороны согласились на подчинение конкретной гарантии Правилам и в самой гарантии была сделана специальная оговорка об этом (ст. 1 Правил 1978 г.). В случае противоречия Правил положениям права страны какого-либо из участников сделки, применимого к гарантиям, от которого стороны не могли отступать, приоритет отдавался обязательным нормам национального права.

 Основной особенностью  Правил 1978 г. было регулирование  порядка исполнения обязательства  гаранта перед бенефициаром, в  соответствии с которым предпочтение  было отдано защите интересов  гаранта от возможного недобросовестного  поведения бенефициара.

 В соответствии с  изменившимися условиями в апреле 1992 г. в целях уравновешения  интересов различных сторон и  недопущения злоупотреблений при  требовании платежей по гарантиям  Международная Торговая Палата  издала "Унифицированные правила  для гарантий по первому требованию".

 Основной смысл в регулировании гарантий по первому требованию заключается в том, что обязанностью гаранта является уплата денежной суммы бенефициару по представлении последним письменного требования об уплате. Приоритет в данном случае на стороне бенефициара, который имеет возможность при любой неисполнительности должника (принципала) обратиться к гаранту с письменным требованием об уплате денежной суммы. Одного письменного требования достаточно для произведения выплаты, у бенефициара нет необходимости предварительно обращаться в какие-либо юрисдикционные органы для осуществления своего права требования по гарантии.

 Такое изменение подхода  к проблеме реализации бенефициаром  своих прав по гарантии было  обусловлено, в первую очередь,  требованиями расширяющегося международного  оборота товаров и услуг, когда  все стороны заинтересованы в  максимально возможном ускорении  исполнения контрактов и, соответственно, максимально быстрой реализации  способов обеспечения исполнения  контрактов в случае ненадлежащего  исполнения какой-либо из сторон. Модель гарантии по первому  требованию полностью удовлетворяет  этим условиям, поэтому пользуется  заслуженной популярностью в  международном обороте.

Информация о работе Банковская гарантия