Анализ налоговых поступлений по федеральному бюджету РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим налог как экономическую категорию, его классификацию и элементы, функции.
К задачам данной курсовой мы относим:
- рассмотрение налога как экономической категории;
-рассмотрение видов и классификации налогов;
-рассмотрение элементов налога;
-рассмотрение функций налога;
-рассмотрение динамики и структуры федеральных налогов;
-рассмотрение налоговой нагрузки.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги как экономическая категория 5
1.1 Налоги их сущность и значение 5
1.2 Классификация налогов 6
1.3 Элементы налогов 11
2. Функции налогов 14
2.1 Фискальная и регулирующая функция налогов 14
2.2 Распределительная и контрольная функции налогов 16
3. Анализ налоговых поступлений по федеральному бюджету РФ 18
3.1 Динамика и структура федеральных налогов 18
3.2 Налоговая нагрузка в РФ 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

основное.docx

— 51.11 Кб (Скачать файл)

 

Из представленной таблицы  мы видим что поступление в 2010г. по сравнению с 2009г.  всех федеральных налогов увеличилось на 35% , а 2011г. по сравнению с 2009г. на 75,4% . наиболее возросли поступления по таким налогам как НДПИ, акцизы, и налог на прибыль организации. Поступления увеличились по акцизам за 2010/2009гг. на 39,4%, а за 2011/2009гг. на 183,6%. Поступления по НДПИ за 2010/2009гг. увеличились на 40,2%, а 2011/2009гг. на 104,5%. По налогу на прибыль организации поступления за 2010/2009гг.увеличились на 30,5%, а за 2011/2009гг. 72,3%. Уменьшение доли налоговых поступлений федеральных налогов произошло только по водному налогу, и составило 2010/2009гг. – 23,7%, а за 2011/2009гг. – 52,3%.

Увеличение доли определенных налогов может быть обозначено улучшением экономики страны, развитие новых  отраслей деятельности, в частности  добычи полезных ископаемых, разработки недр, усилением производственных мощностей  крупных и средних предприятий. Также оказывает положительно влияние увеличение ввоза в страну импортных товаров.

Структура поступления федеральных налогов характеризует какую роль играет налог в том или ином бюджете, либо по уровням установления этих налогов. В приведенной ниже таблице 3 рассмотрим структуру федеральных налогов.

Таблица 3 – Структура  федеральных налогов и их отношение в федеральном бюджете Российской Федерации.

Вид налога

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

 
 

абсолютное значение, руб.

доля, %

абсолютное значение, руб.

доля, %

абсолютное значение, руб.

доля, %

НДС

1176607599

48,0

1328749351

43,0

1753240511

40,3

Акцизы

81711275

3,3

113898458

3,7

231779883

5,2

Налог на прибыль организаций

 

195419814

 

8,0

 

255026146

 

8,3

 

342601805

 

7,9

НДПИ

981529402

40,0

1376639493

44,4

2007577906

46,2

Водный налог

8090547

0,3

6173228

0,2

3859331

0,1

Прочие налоги и сборы

 

8927823

 

0,4

 

10884266

 

0,4

 

10826268

 

0,3

Всего поступило

2452286460

100

3091370942

100

4349885704

100


 

Из представленной таблицы  видно что доля поступлений по НДС составляет 48,0% и НДПИ – 40,0%, а наиболее меньшую долю составляют водный налог – 0,3% и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина составляющие всего 0,4%.

В 2010г. 1 место среди поступлений  федеральных налогов занимает НДПИ – 44,4%, а НДС сокращается и становиться 43,0%. Наименьшую долю поступлений занимает водный налог – 0,2%.

В 2011г. еще более увеличиваются  поступления по НДПИ и составляют 46,2%, а наименьшую долю поступлений всё также составляет водный налог – 0,1%.

       Можно сказать что за эти три анализируемых года доля распределения налога все время менялась, так по НДС мы сначала наблюдаем резкий спад на 5,0%, а потом ещё на 2,7%, то по поступлениям акцизам видно что их доля растет, сначала всего на 0,4%, а потом на 1,9%. Доля поступлений по налогу на прибыль колеблется в пределах одних показателей. А поступления по водному налогу постоянно сокращаются.

 

 

3.2 Налоговая нагрузка  в РФ

      Для определения налоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой политики Минфина России разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени по этой методике принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). По данным за 2009 г., уровень налоговых платежей у строительных предприятий составил - 29,1 - 32,6%, у торговых организаций - 27,2 - 39,8%, у транспортных организаций - 28,5 - 47,6%. Соглашаясь с тем, что этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, отметим, что он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитывает структуру налогов в выручке.

        Вторую методику предлагает М.Н. Крейнина. В основе этого подхода сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Данный подход также отрицает общепринятое мнение, что налоги, включаемые в себестоимость, выгодны предприятию, так как уменьшают прибыль и соответственно сумму налога на прибыль. Аргументируется это тем, что за снижение прибыли "расплачивается" как само предприятие, получая меньше свободных средств, так и бюджет, получающий меньшие суммы налога. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - прибыль предприятия. Предлагается исходить из ситуации, когда предприятие вообще не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Таким образом определяется тяжесть налогового бремени.

       Третий метод количественной оценки налоговой нагрузки на предприятия предложен А. Кадушиным и н. Михайловой (ОАО "Format - Project Finance"). Налоговое бремя, по их мнению, следует определять как долю отдаваемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельном предприятии. По мнению авторов этой методики, добавленная стоимость является источником дохода предприятия и соответственно источником уплаты налогов. Таким образом, налог сравнивается с источником уплаты. Этот показатель позволяет "усреднить" оценку налоговой нагрузки для различных типов производств, Т.е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур.

      Оригинальный подход содержится в работах доктора экономических наук Е.А. Кировой. Она отмечает, что применять выручку от реализации продукции как базу для исчисления налоговой нагрузки на предприятие недостаточно корректно. Прежде всего предлагается различать абсолютную и относительную нагрузку.

      Абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды, Т.е. абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. В этот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые платежи и перечисленные во внебюджетные фонды обязательные страховые взносы, а также недоимку по данным платежам.

      В данной  главе мы рассказали о структуре  и динамике федеральных налогов  и рассмотрели методы налоговой  нагрузки. Одна из методик была  разработана Министерством Финансов  РФ, остальные же были предложены  учеными экономистами в этой  области. 

Заключение

       В заключение  данной работы можно сказать,  что налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.  Классификация налогов в РФ весьма обширна и разнообразна, состоит из 3 уровней: федеральный, региональный, местный. Также они различаются как прямые и косвенные. Элементы представлены наиболее важными налоговыми понятиями такими как: субъект налога, объект налога, ставка налога, налоговая декларация, налоговый период и другие.

      Функции налога представлены 4 основными налоговыми функциями: фискальная, регулирующая, распределительная, контрольная. Также охарактеризовано их основное влияние и значение для финансовой системы.

Функции налога не могут  существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем  проявлении выступают как единое целое.

       Динамика  и структура налоговых поступлений  показывает то как изменяется поступление налогов в бюджет, если раньше самые большие поступления в бюджет были по НДС, то теперь на 1 место вышел НДПИ. Налоговую нагрузку можно определить несколькими методами, в том числе один из методов был предложен Министерством Финансов РФ.

 

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.)

2. Налоговый кодекс РФ часть  первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

 часть вторая от 5 августа  2000 г. № 117-ФЗ 

3.Александров, И.М.Бюджетная система Российской Федерации/И.М. Александров - М.:Дашков и К, 2007

4. Бюджетная система Российской Федерации/ А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина -5-е изд. - Дашков и К, 2007.

5. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА, 2009. – 520с.

6.Налоги и налогообложение - учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009. - 480 с.

7. Налоги и налогообложение в Российской Федерации:

учеб. пособие / Ф. Н. Филина.- М. : ГроссМедиа : РОСБУХ,

2009. - 424 с.

8. Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В.-СПБ : Питер, 2000. - 528 с.: ил.

9. Налогообложение организаций: учебник/ науч.ред Л.И.Гончаренко - М.: Экономистъ, 2006.-480с.

10.Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007

10. http://www.gks.ru

11. http://www.nalog.ru

 


Информация о работе Анализ налоговых поступлений по федеральному бюджету РФ