Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть деятельность ПФР и его влияние на финансовую деятельность.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Исторические особенности деятельности ПФР.

Содержание работы

Введение
1. Пенсионный фонд России - его история, состав и значение
.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
.2 Современные сущность, роль и основные задачи ПФР
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе
.1 Оценка итогов работы Пенсионного фонда России за последнее время
.2 Специфические проблемы построения российской пенсионной системы
. Совершенствование пенсионной системы РФ
.1 Пути развития пенсионной системы
.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 38.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Пенсионный фонд России - его  история, состав и значение

.1 История возникновения и развития  пенсионного страхования в России

.2 Современные сущность, роль и  основные задачи ПФР

2. Анализ деятельности Пенсионного  фонда РФ на современном этапе

.1 Оценка итогов работы Пенсионного  фонда России за последнее  время

.2 Специфические проблемы построения  российской пенсионной системы

. Совершенствование пенсионной  системы РФ

.1 Пути развития пенсионной системы

.2 Перспективные направления деятельности  Пенсионного фонда

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

Введение

 

Российская пенсионная система  находится на этапе радикальной  модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические  механизмы. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов  правоотношений. Формируется принципиально  новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие  процессы.

Понятно, что все эти изменения  волнуют пенсионеров, работающих и  членов их семей, всех россиян. Естественно  их желание понять, что принесет реформа, на какую пенсию они могут  рассчитывать. Между тем однозначных  и надежно предсказуемых ответов  на эти животрепещущие вопросы сегодня  нет.

Именно поэтому тема «Пенсионный  фонд Российской Федерации» актуальна  на сегодняшний день.

Объектом исследования является финансы  пенсионного фонда.

Цель работы рассмотреть деятельность ПФР и его влияние на финансовую деятельность.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

Исторические особенности деятельности ПФР.

Проанализировать деятельность ПФР.

Рассмотреть перспективу развития пенсионного фонда в российской экономике.

В качестве исходной информационной базы привлекались различные материалы, в частности Бюджетный кодекс, статистические показатели бюджета  Пенсионного фонда, учебники для  вузов (под ред. проф. Г.Б. Поляка, Соловьев А. К.), статьи из журналов (Стафилова  О. В., Федотов Д. Ю., Хмыз О. В. (Финансы), Роик В. (РЭЖ)).

Работа состоит из трех глав, последовательно  раскрывающих данную тему, введения, заключения, а также приложений.

1. Пенсионный фонд  России - его история, состав и  значение

 

.1 История возникновения  и развития пенсионного страхования  в России

 

Государственное пенсионное страхование  в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем  в большинстве развитых стран.

. В своем развитии оно охватило  только небольшую часть населения  России, только высшие слои населения  могли пользоваться им.

По прошествии переходного периода  экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально  новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения  по старости, которая была введена  в 1927 году. Действовавшая в СССР система  пенсионного обеспечения функционировала  в рамках общей системы социального  обеспечения.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось  путем общего социального обеспечения  служащих и колхозников пособиями  по временной нетрудоспособности и  выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и  по случаю потери кормильца, другими  формами социального обеспечения.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального  страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета  на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно  возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа  рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением  в действие Закона от 14.07.56 г. О государственных пенсиях, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.

Материальное обеспечение инвалидов  войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной  службы имели право на пенсию в  случае инвалидности, а их семьи - в  случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались  независимо от продолжительности военной  службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава  сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей  осуществлялось в особом порядке, установленном  Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое  в то же время не исключало возможности  получения работником науки или  членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.

Полноправное пенсионное обеспечение  колхозников было введено только в 1965г. Законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников  пенсиями.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения  несут работодатели - около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции  всех субъектов пенсионных отношений  кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная  функция системы. Размер пенсий не зависим  от объема страховых платежей, и  так называемая уравниловка не только сохранилась но и приобрела ещё большие масштабы.

 

1.2 Современные  сущность, роль и основные задачи  ПФР

 

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Правовой основой ныне действующей  в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный  закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

целевой сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением  ПФ РФ;

организация работы по взысканию с  работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца;

капитализация средств ПФ РФ, а  также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических  лиц;

контроль с участием налоговых  органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся  к компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в установленном  законом порядке межгосударственных и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий и пособий.

На рисунке 1 (Приложение 1) предложена организационная структура Пенсионного  фонда Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" предусмотрено:

) закрепить за Пенсионным фондом  РФ и его территориальными  органами полномочия по выплате  государственных пенсий;

) рекомендовать органам исполнительной  власти субъектов РФ заключить  с Пенсионным фондом РФ соглашения  о передаче территориальным органам  Пенсионного фонда РФ полномочия  по назначению и выплате государственных  пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных  полномочий, а также о переводе  лиц, занимающихся вопросами назначения  и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные  органы Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, Президент РФ, издав  Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием  по начислению и выплате государственных  пенсий (до Указа это полномочие принадлежало территориальным государственным  органам социальной защиты -- собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял  передачу средств собесам на финансирование выплат пенсий).

Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9 признал, что Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных  пенсий, не противоречит Конституции  РФ. Следовательно, этот Указ будет  действовать до издания соответствующего федерального закона.

Основными задачами управления Пенсионного  фонда в федеральном округе являются:

¦ координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда  в федеральном округе;

¦ взаимодействие с полномочным  представителем Президента Российской Федерации;

¦ координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

¦ взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам  и сборам, органами государственной  власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и  обобщения сведений о доходной части  бюджета Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при  этом обладая рядом особенностей:

фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую  целевую направленность;

денежные средства фонда используются для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов  в фонд, распространено большинство  норм и положений Налогового Кодекса  РФ;

денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

расходование средств из фонда  осуществляется по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда  России осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются  отделения в республиках в  составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием  средств.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным  финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет  свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Как  уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Таким образом, результатом десятилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет.

На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств  внебюджетных социальных фондов.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего  и наиболее общественно значимого  финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее  важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

Информация о работе Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе