Шпаргалка по "Истории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории финансов"

Содержание работы

1. Возникновение и развитие налоговой системы древнерусского государства Киевская Русь.
2. Деньги и денежное обращение в Киевской Руси в 9-12вв.
3. Торговля, деньги и денежное обращение в период феодальной раздробленности.
4. Денежная реформа Елены Глинской (1535-1538).
5. Развитие денежного хозяйства в 17 веке.
6. Смута: финансово-экономические аспекты.
7. Денежная реформа царя Алексея Михайловича (1654-1663).
8. Государственный бюджет 1680г.
9. Реформы Петра I.
10. Финансы в период правления Елизаветы Петровны.
11. Реформы Екатерины II.
12. 19 век (отмена крепостного права; деятельность министров финансов Конкрина, Сперанского, Витте; развитие промышленности и финансовой системы).
13. Аграрная реформа Столыпина.
14. Государство и церковь: история взаимоотношений, финансово-экономические аспекты, исторические параллели.
15. История формирования государственного пространства и государственного устройства России (от Киевской Руси до наших дней).
16. Военный коммунизм 1917-1921 гг.
17. НЭП: причины, сущность, основные направления, реформы народного комиссара финансов Сокольникова.
18. Курс на индустриализацию.
19. План ГОЭРЛО – народно-хозяйственное и научное значение.
20. Финансово-экономическая система СССР в 1945 – 1953 гг.
21. Финансово-экономическая система СССР в 1953-1964 гг. (Хрущевский период).
22. Финансово-экономическая система эпохи Брежнева: застой или развитой социализм? Попытки реформирования по Косыгину.
23. «Оттепель», «шестидесятники», «физики-лирики», их влияние на социально-экономическое развитие страны.
24. Мог ли Ю.В. Андропов стать российским Дэн Сяопином?
25. Горбачевская перестройка: цели, задачи, результаты.
26. Гайдаровские реформы (шоковая терапия).
27. Приватизация по Чубайсу: модели, залоговые опционы, последствия.
28. Крах ЮКОСа: причины и последствия.
29. Приоритетные национальные проекты.
30. Постпикалевская Россия (по Н. Кричевскому).
31. Гносеология современной российской финансово-экономической элиты: красный директорат, цеховики, комсомольцы, силовики.
32. Единственный советский ученый, лауреат нобелевской премии по экономике Л. В. Конторович, сущность работ.
33. Вклад Чалнова и Кондратьева в развитие науки.
34. П. Сорокин и В. Леонтьев наши ученые соотечественники за рубежом, вклад.
35. Локальный финансовый кризис России 17 августа 1998 года.
36. Россия в глобальном экономическом кризисе 2008 года.
37. Эколого-экономические последствия «великих» стран социализма.
38. Философский «пароход», его последствия для социально-экономического развития России.
39. Сэвовский рубль как предтече евро.
40. Рыночные реформы в послевоенных Германии (план Маршала, теория Людвига фон Эрхарда) и Японии в сравнении с современными российскими.
41. Реформы и модель развития Сингапура в наложении на российские реалии.
42. Финансово-экономические причины революционных событий 1917 года.
43. Финансово-экономические причины распада СССР.
44. Финансово-экономические последствия распада СССР.
45. Россия в современном глобальном мире: мы и они, сравнительный анализ социально-экономического и социального развития.
46. Социально-экономические последствия коллективизации для современной России.
47. История развития концессии в России: сущность современного государственного частного партнерства.
48. История банковской деятельности в России.
49. История страхового дела в России.
50. История налогообложения в России.
51. История денежного обращения в России.
52. История развития акционерного дела и фондового рынка в России.

Файлы: 1 файл

История финансов.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

Отделение среднеазиатских республик устранило  один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов. 

Распад  СССР значительно уменьшил как в  России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

 В  этой ситуации Российская Федерация  проиграла меньше других в  силу относительной самодостаточности ее экономического потенциала.

Россия  выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать  бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен. Вместе с тем накопление крупного долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

Государственная территория сократилась на четверть, население – наполовину. Возникла проблема слабой развитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны.

На  несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок более дешевыми потребительскими товарами из стран СНГ (например сезонными овощами, фруктами и т.д.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 45. Россия в современном глобальном мире: мы и они, сравнительный анализ социально-экономического и социального развития.

По  предварительным  статистическим данным по итогам 2011 года экономика России показала одни из лучших результатов в мире и практически достигла докризисных показателей в большинстве отраслей, а также социальной сфере. Важнейшим  макроэкономическим  показателем  развития  экономики  является  темп прироста ВВП.   После  значительного  падения  ВВП  в  2009  году  экономика  России достаточно быстро восстановилась, достигнув в 2010 году 4%-го роста. По результатам III квартала 2011 года Россия по темпам прироста ВВП к аналогичному периоду прошлого года значительно улучшила свои позиции и вышла на третье место  после Китая и Индии. В то же время большинство европейских стран и США замедлили темп роста ВВП по сравнению с 2010 годом.   По величине ВВП в расчете на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) Россия также практически вышла на докризисный уровень. Среднедушевой ВВП в России  по  итогам  2010  года  составил  19840  долл.  США  что выше, чем в Латвии, Литве, Китае, Польше, Аргентине, Индии, Украине, Беларуси и др.  Источником  роста  экономики  России  преимущественно  являлось  восстановление  промышленности. Если в 2010 году многие страны показали значительный рост индекса промышленного производства (ИПП)  за счет низкой базы кризисного 2009 года, то по  итогам 9 месяцев 2011 года далеко не все  эти страны  смогли удержать свои позиции. Фактически стабильный рост промышленного производства показали Китай, Германия , Индия и Россия .   Российский рынок становится все более привлекательным для иностранных инвесторов. По  итогам  2010  года  прямые  иностранные  инвестиции  в  российскую  экономику практически  вернулись  на  уровень  2007  года,  чего  не  удалось  сделать  многим европейским странам. Темп роста прямых иностранных инвестиций в 2010 по сравнению с 2009 годом для таких стран как: Дания, Австрия, Швеция, Италия, Великобритания, Норвегия, Эстония, Греция, оказался отрицательным, в то время как Россия на уровне с Германией и Австралией увеличился. На протяжении последних лет уровень жизни россиян стабильно улучшается.  Количество  граждан,  живущих  за  чертой  бедности,  в  России  за  последние  10  лет сократилось. Среднемесячная заработная плата в номинальном выражении выросла в 1,3 раза. Однако в национальных сопоставлениях с учетом паритета покупательной способности Россия показывает результаты несколько ниже своих европейских соседей. Размер заработной платы за год в России выше чем в Мексике, Чили, Словакии и на одном уровне в Эстонией и Венгрией. По итогам 2011 года в России был достигнут наименьший за последние 20 лет уровень инфляции – 6,1%.  Уровень безработицы в Российской Федерации, как и в других странах мира, в связи с кризисными явлениями в мировой экономике вырос в 2009 году , В 2011 году состояние рынка труда продолжало улучшаться, экономическая активность и уровень занятости постепенно возвращались к докризисным показателям. По имеющимся данным об уровне безработицы в  2011 году, Россия уступает лишь Японии и Германии . Демографическая ситуация в России также улучшается. В  отличие  от  некоторых  европейских  стран  в  Российской  Федерации  наблюдается интенсивный рост рождаемости. По данному  показателю  Россия  опережает  Германию,  Латвию,  Италию. Не смотря на кризисные явления бюджетная устойчивость России укрепляется. Дефицит федерального бюджета в 2009 и 2010 годах сменился профицитом в 0,8% от ВВП ,в то время как, большинство европейских стран по-прежнему имеют дефицитный бюджет.   Кроме того, об устойчивости российской бюджетной системы говорит низкий  уровень государственного долга – 10,4 % от ВВП, что значительно ниже, чем практически во всех странах Еврозоны.

Расходы федерального бюджета Российской Федерации на такие социально важные

направления  как  здравоохранение  и  образование  в  течение  последних  лет  имеют положительную динамику. Доля расходов по обоим направлениям в России находится на уровне многих европейских стран ,выше ряда восточно-европейских, азиатских и латиноамериканских стран. В целом описанные выше тенденции говорят о наличии у России стабильной базы для устойчивого и качественного экономического роста в будущем.

 

Вопрос  46. Социально-экономические последствия коллективизации для современной России.

Началом сплошной коллективизации сельского  хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей. Сущность процесса коллективизации: 1) ликвидация единоличных хозяйств; 2) раскулачивание; 3) разгром хлебного рынка; 4) фактическое огосударствление деревенской экономики.

Основные  причины коллективизации: 1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун; 2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация.

Политика  коллективизации проводилась по двум главным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь.В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса.

Все кулачество делилось на три категории: 1) участники антисоветских движений, которые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; 2) зажиточные хозяева, имевшие влияние на своих соседей, которые подлежали выселению вместе с семьями в отдаленные области: Урал, Казахстан, Сибирь; 3) все остальные должны были быть переселены на худшие земли в том же районе.

Земля, имущество, денежные накопления всех категорий  кулаков подлежали конфискации. Усугублялась ситуация тем, что по всем категориям были установлены твердые задания, которые превышали фактическую численность зажиточного крестьянства. В результате начались массовые волнения, забой скота, явное и скрытое сопротивление коллективизации. Государство временно отступило. Статья Сталина «Головокружение от успехов» в марте 1930 г. ответственность за «перегибы» возложила на местные власти. Возник обратный процесс, миллионы крестьян начали выходить из колхозов. Уже с осени 1930 г. все возобновляется.

Итоги и значение коллективизации: 1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок; 2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной; 3) коллективизация нанесла огромный удар по русской деревне (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей). В то же время государственные заготовки зерна возросли в 2 раза, а размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза. В этом противоречии наблюдается подлинная трагедия российского крестьянства; 4) крупные, технически оснащенные хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жесткие плановые задания, подлежали директивному управлению; 5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения; 6) индустриализация была проведена за счет сельского хозяйства; 7) коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы; 8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями.

 

 

 

 Вопрос 47. История развития концессии в России: сущность современного государственного частного партнерства.

 Концессия – не   совсем   новая  для  России  форма   использования  государственной

и   муниципальной   собственности.  Еще   дореволюционная   Россия   неплохо  знала

концессии.  Напомним,  что  в XIX  в.  городские  власти   довольно   широко предоставляли  частным   лицам   концессии  в  той   сфере ,  которую   мы  ныне именуем   сферой  коммунальных  услуг  и   городского   хозяйства.  Тогда это  были концессии  на   устройство   уличных   водопроводных   колонок ,  на   ночное освещение   улиц,  устройство   конки  (затем трамвая),  уборку   мостовых, организацию   паромных  переправ   в   городской  черте,  строительство  и  содержание  общественных  зданий   и   сооружений  и   т . п .  Развито  было  и  концессионное  строительство  железных  дорог.  Широко  представлялись   горные и  лесные  концессии. В  ранний  период  истории  СССР  иностранные   концессии  сыграли  крупную   роль   в  восстановлении   народного  хозяйства,  разрушенного гражданской   войной.  Правда,  советские  концессии  сильно   отличались   от  традиционных,  классических   образцов .  В  начале  30- х годов ХХ  в.  они   были ликвидированы   советской  властью .  С  того   периода в советской экономике  безраздельно   господствовали   административно - командные   методы  управления . Законодательство   о   концессиях ,  концессионные   навыки  и   опыт  были  начисто забыты.  Когда  в   начале  90- х   годов  прошлого  века   было  решено  принять  закон  о  концессионных  договорах,  практически все пришлось начинать   с  нуля .

Работа   над  законодательством  о   концессионных   договорах  началась   в  России  еще   до  возникновения  нового   российского  государства – в   октябре 1991 г .  С  небольшими  перерывами  она  тянется  до  сих   пор .  За   это  время   большинство 

стран  СНГ   успели   принять  свои   законы  о   концессиях ,  некоторые  дважды  или 

даже  трижды.  В  России  такого   закона   по- прежнему  нет,  хотя   он  крайне  необходим.  То  и   дело   приходят   сообщения   о  заключении  властями   разных уровней  всевозможных  договоров  на   пользования  государственным   и  муниципальным  имуществом.  Концессии рождаются   как бы  явочным порядком,  причем  их  условия  никак  не   координируются  и   не   подчиняются  единым,  общим   принципам   и   правилам.  Это  недопустимо .  Закон  должен  быть как можно  скорее  принят. Опираясь на мировой опыт, Россия предпринимает активные шаги по институционализации концессий. В октябре 2004 года прошли заседания Правительства РФ и Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве, посвященные становлению концессий в транспортном комплексе. Принято решение активизировать усилия по подготовке закона о концессиях, который должен стать правовой основой государственного частного партнерства( ГЧП). С этой целью создан Экспертный совет по вопросам концессионного законодательства при Государственной думе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 48 История банковской системы в России

Эволюция  развития банковской системы России происходила на протяжении длительного периода времени и переживала определенные изменения, пока не сформировалась её нынешняя структура. Зарождение российских банков уходит в эпоху Великого Новгорода(XII-XV вв.). Уже в это время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.До 1861 года банковская система России была представлена дворянскими банками, которые кредитовали помещиков под залог их имений, и банкирскими фирмами, которые в свою очередь кредитовали промышленность и торговлю.До начала первой мировой войны в российскую кредитную систему входили такие элементы как: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитные кооперации, сберегательные кассы, ломбарды. Все эти элементы на тот момент времени были достаточно развиты и снабжали российскую экономику дополнительными ресурсами. В 1917 году произошла национализация банковской системы. Государство получило монополию на банковское дело, в связи, с чем были ликвидированы многие частные банки и был образован Государственный банк РСФСР. В период НЭПа кредитная система страны стала двухуровневой и была представлена Госбанком в качестве Центрального банка и разветвленной сетью коммерческих банков и кредитных учреждений, находящихся в частной и коллективной собственности.

 В  1930-е годы кредитная система  вновь поменялась и стала на  этот раз одноуровневой. Данное положение продолжалось вплоть до 90х годов. Один уровень был представлен Госбанком, Строительным банком, Банком для внешней торговли и системой сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования.В советский период времени банковская система находилась в административном подчинении у правительства и, прежде всего, министерства финансов. Основывалась данная система на следующих принципах:1. государственная монополия на банковское дело;2. слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк;3. сосредоточение в Госбанке всего денежного оборота страны.

 Данная  система имела ряд недостатков,  которые можно было решить  только с помощью полной реорганизации банковской системы в 1987 году, которая включала в себя четыре этапа. На первом этапе монополию четырех банков сменила олигополия нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались прежними банками, лишь реорганизованными и переименованными. Второй этап банковской реформы в СССР относится к 1988-1990 гг., он отмечен отходом от монополизма, так как были созданы первые коммерческие банки на паевых и кооперативных началах. Первый такой банк появился в августе 1988 г., когда был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков. Через два года Госбанк СССР зарегистрировал 400 коммерческих и кооперативных банков.Третий этап банковской реформы начался 2 декабря 1990 г. с принятием Законов «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности», а также ряда нормативных документов по регулированию деятельности коммерческих банков. На четвертом этапе в 27.06.2002 был вновь принят закон «О центральном банке» и были внесены изменения в закон «О банках и банковской деятельности». В результате этих действий была создана двухуровневая банковская система, которая представлена Центральным банком(1-ый уровень) и коммерческими банками(2-ой уровень).

 

 

Вопрос  49 История страхового дела в России.

 

Считается, что история страхования берет  свое начало со времен возникновения частной собственности. Ураганы, наводнения, пожары, грабежи и прочие опасности заставляли каждого собственника и товаропроизводителя беспокоиться за свое материальное благополучие. В России страховое дело начало развиваться довольно поздно, в конце XVIII - начале XIX вв., однако с образованием частных страховых компаний наступил его настоящий расцвет. Особой популярностью пользовалось страхование от огня. В 1786 г. в России была установлена государственная страховая монополия, которая имела ярко выраженный фискальный характер. Функции страховщика-монополиста осуществляла Страховая экспедиция при Государственном заемном банке.  Дальнейшее развитие страхования в России происходит уже на фоне создания частных страховых компаний. В 1827 г. возникло Первое российское от огня страховое общество, организованное на акционерных началах.В течение XIX в. страховое дело развивается в России быстрыми темпами, получает развитие имущественное и личное страхование. В 1835 г. было образовано частное акционерное общество "Жизнь" по страхованию жизни.Важная веха в истории страхового бизнеса России - снятие в 1885 г. запрета на деятельность иностранных страховых обществ. Революционные события 1917 г. многое изменили в жизни Российского государства, в том числе и в области страхового дела. Все частные страховые общества были ликвидированы, а их имущество и денежные средства перешли в собственность государства. Страхование во всех его видах было объявлено государственной монополией. Такое положение в области страхового дела сохранялось вплоть до 1988 г., когда был принят Закон СССР "О кооперации", предусматривающий, что кооперативы могут страховать имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования. Демонополизация страхования ускорилась после принятия Постановлений Совета Министров СССР в 1990 г. "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах, "О мерах по демонополизации народного хозяйства". В последнем Постановлении сформулировано правило о том, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества. Закон "О страховании" от 27 ноября 1992 г. заложил новую основу страхования. В последующем стало действовать Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утвержденное Правительством РФ от 19 апреля 1993 г. Страховую деятельность на территории России также стали осуществлять иностранные компании, фирмы и другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и действующие в установленном порядке через постоянные представительства.Все страховые организации независимо от форм собственности осуществляют свою деятельность на основе лицензии. Они выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Росстрахнадзора от 1994 г.определена Классификация по видам страховой деятельности. Классификация предусматривает 15 видов страховой деятельности .Как мы видим, в условиях перехода России к рыночным отношениям произошли значительные изменения и в страховом бизнесе. Страхование стало, действительно, приобретать характер особого вида коммерческой деятельности. Однако появление многочисленных страховых организаций на внутреннем рынке еще не привело к заметному росту их влияния на все сферы общественной жизни.

О существующих проблемах в данной сфере экономики говорится в Постановлении Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1139 "Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах". Так, весь объем страховых взносов в нашей стране сопоставим с аналогичными показателями лишь одной западной страховой компании, замыкающей перечень ста крупнейших страховых компаний мира. Отмечается, что финансовые возможности национальных страховых компаний по покрытию крупных убытков остаются.

Среди недостатков указывается на участившиеся факты неплатежеспособности страховых компаний, которые подрывают доверие к другим страховщикам и дискредитируют национальное страхование в целом. На этом фоне вновь проявляется опасная тенденция к монополизации секторов страхового рынка, в основном порождаемая разделом страхового рынка в интересах отдельных ведомств, финансово-промышленных групп или территорий в рамках отраслевых и региональных программ страхования.

В указанном  Постановлении обращается внимание на отсутствие разнообразия страховых услуг на российском рынке; отдельные компании предлагают страхователям вместо страховых услуг псевдостраховые финансовые схемы, позволяющие страхователям обойти налоговое право, уйти от обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.

Имеются и другие пробелы, а также серьезные  трудности в организации и  деятельности страховых организаций, особенно в регионах России (например, низкая обеспеченность профессионально подготовленными кадрами; отсутствие надлежащих мер стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов, а также надежного механизма государственного контроля выполнения страховыми организациями принятых обязательств и др.).

Неразвитость  страхового рынка в России можно  в какой-то мере связать и с  несовершенством страхового законодательства, характеризующегося громоздкостью и бессистемностью построения. Соответствующая работа по его упорядочению ведется с явным запозданием.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории финансов"