Шпаргалка по "Истории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории финансов"

Содержание работы

1. Возникновение и развитие налоговой системы древнерусского государства Киевская Русь.
2. Деньги и денежное обращение в Киевской Руси в 9-12вв.
3. Торговля, деньги и денежное обращение в период феодальной раздробленности.
4. Денежная реформа Елены Глинской (1535-1538).
5. Развитие денежного хозяйства в 17 веке.
6. Смута: финансово-экономические аспекты.
7. Денежная реформа царя Алексея Михайловича (1654-1663).
8. Государственный бюджет 1680г.
9. Реформы Петра I.
10. Финансы в период правления Елизаветы Петровны.
11. Реформы Екатерины II.
12. 19 век (отмена крепостного права; деятельность министров финансов Конкрина, Сперанского, Витте; развитие промышленности и финансовой системы).
13. Аграрная реформа Столыпина.
14. Государство и церковь: история взаимоотношений, финансово-экономические аспекты, исторические параллели.
15. История формирования государственного пространства и государственного устройства России (от Киевской Руси до наших дней).
16. Военный коммунизм 1917-1921 гг.
17. НЭП: причины, сущность, основные направления, реформы народного комиссара финансов Сокольникова.
18. Курс на индустриализацию.
19. План ГОЭРЛО – народно-хозяйственное и научное значение.
20. Финансово-экономическая система СССР в 1945 – 1953 гг.
21. Финансово-экономическая система СССР в 1953-1964 гг. (Хрущевский период).
22. Финансово-экономическая система эпохи Брежнева: застой или развитой социализм? Попытки реформирования по Косыгину.
23. «Оттепель», «шестидесятники», «физики-лирики», их влияние на социально-экономическое развитие страны.
24. Мог ли Ю.В. Андропов стать российским Дэн Сяопином?
25. Горбачевская перестройка: цели, задачи, результаты.
26. Гайдаровские реформы (шоковая терапия).
27. Приватизация по Чубайсу: модели, залоговые опционы, последствия.
28. Крах ЮКОСа: причины и последствия.
29. Приоритетные национальные проекты.
30. Постпикалевская Россия (по Н. Кричевскому).
31. Гносеология современной российской финансово-экономической элиты: красный директорат, цеховики, комсомольцы, силовики.
32. Единственный советский ученый, лауреат нобелевской премии по экономике Л. В. Конторович, сущность работ.
33. Вклад Чалнова и Кондратьева в развитие науки.
34. П. Сорокин и В. Леонтьев наши ученые соотечественники за рубежом, вклад.
35. Локальный финансовый кризис России 17 августа 1998 года.
36. Россия в глобальном экономическом кризисе 2008 года.
37. Эколого-экономические последствия «великих» стран социализма.
38. Философский «пароход», его последствия для социально-экономического развития России.
39. Сэвовский рубль как предтече евро.
40. Рыночные реформы в послевоенных Германии (план Маршала, теория Людвига фон Эрхарда) и Японии в сравнении с современными российскими.
41. Реформы и модель развития Сингапура в наложении на российские реалии.
42. Финансово-экономические причины революционных событий 1917 года.
43. Финансово-экономические причины распада СССР.
44. Финансово-экономические последствия распада СССР.
45. Россия в современном глобальном мире: мы и они, сравнительный анализ социально-экономического и социального развития.
46. Социально-экономические последствия коллективизации для современной России.
47. История развития концессии в России: сущность современного государственного частного партнерства.
48. История банковской деятельности в России.
49. История страхового дела в России.
50. История налогообложения в России.
51. История денежного обращения в России.
52. История развития акционерного дела и фондового рынка в России.

Файлы: 1 файл

История финансов.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  28. Крах ЮКОСа: причины и последствия.

Акции Юкоса пережили самую яркую историю падения в российской биржевой практике и до сих пор его бумаги приводят в качестве отличного примера медвежьего тренда. Компания Юкос была создана в апреле 1993 г. на базе нескольких нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов. Позднее были присоединены дополнительные активы. Изначально Юкос полностью контролировался государством, но в декабре 1995 г. в результате приватизации контроль над фирмой получил Михаил Ходорковский и его группа «Менатеп».  В октябре 1999 г. акции Юкоса начали обращаться на бирже ММВБ по цене 8 руб. за штуку и ровно через четыре года стоимость выросла в 60 раз до уровня 480 руб. за акцию. Однако после этого пика значение так и не поднялось выше, и связано это было с так называемым делом Юкоса. С момента приватизации компании в ее адрес регулярно поступали обвинения в неуплате налогов в государственный бюджет. Приводились данные о том, что Юкос уплачивает налогов в несколько раз меньше, чем другие нефтяные компании, в частности в десять раз меньше, чем Сургутнефтегази в пять раз меньше, чем ЛУКОЙЛ. В результате этого в госбюджете РФ возникали огромные дыры.

В 2002 г. в прессе Западной Европы появилось несколько  статей, разоблачающих руководство компании Юкос в отмывании денег. В феврале 2003 г. Президентом России В.Путиным был проведен прием крупнейших бизнесменов страны, и на данном собрании М.Ходорковский предъявил обвинение гос. компании Роснефть в коррупции, имея ввиду покупку ею организации «Северная нефть» за шокирующе огромную цену. В ответ В.Путин напомнил М.Ходорковскому о налоговых проблемах его фирмы. С этого момента началась «атака» на Юкос – Министерством РФ по налогам и сборам было возбуждено расследование по вопросу уклонения от уплаты налогов. В результате данных атак налоговые претензии в 2004 г. превысили полученную компанией выручку.

В октябре 2003 г. состоялся арест М.Ходорковского  и на этом фоне акции Юкоса рухнули в цене на 42% за два месяца. В апреле 2004 г. акции Юкоса предприняли попытку восстановиться, но уже в июне того же года после продажи активов компании новому владельцу на рынке установился стабильный медвежий тренд, в результате чего ценные бумаги практически обесценились, упав на 96,5% (с 434 р. до 15 р.) Новым собственником стала подставная фирма-однодневка ООО Байкалфинансгрупп (возникшая непосредственно перед самим аукционом). Несколько дней спустя данную компанию-однодневку выкупил нефтегигант ОАО Роснефть.

В итоге акции Юкоса достигли значения  15 руб., а в сентябре 2006 г. биржа ММВБ произвела делистинг данных ценных бумаг и они прекратили свое обращение. В 2006 г. стартовал процесс банкротства, а в ноябре 2007 г. фирма была ликвидирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  29. Приоритетные национальные проекты.

Приоритетные  национальные проекты в России — государственные проекты в сфере образования, здравоохранения, жилья и сельского хозяйства, реализуемые в России с 2005 года.

К 2008 году планировалось:

1. в  здравоохранении:Для российской системы здравоохранения наступило время кардинальных преобразований. При этом основное внимание уделяется и будет уделяться поддержанию здоровья нации, профилактике заболеваний и снижению уровня хронических заболеваний. Вакцинация и профилактическое лечение в сочетании с внедрением новейшего медицинского оборудования и методик диагностирования являются приоритетными пунктами в рамках выполнения национального проекта «Здоровье»

2. .в  образовании:: Главная цель приоритетного национального проекта «Образование» – обеспечить всех учащихся качественным образованием, вне зависимости от места их проживания. Для выполнения задач, поставленных в рамках данного проекта, предпринимаются следующие шаги: консолидация потенциала российского образования в «Центрах передовых знаний»; введение новой системы поощрения и вознаграждения учителей и дифференцированной системы финансирования школ в зависимости от количества учащихся; введение региональной системы оценки качества образования и его соответствия современным стандартам с точки зрения наполнения и применения современных технологий; меры по вовлечению общества в управление образованием

3..в жилищной сфере: Сегодня относительно немногие граждане России могут позволить себе приобрести собственное жилье. Цены на недвижимость постоянно растут, а большинство квартир на рынке жилья не отвечает современным стандартам. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» имеет две цели. Первая цель – это применение рыночных инструментов (расширение и поддержка ипотечных программ), которые сделают приобретение квартир и домов доступным для большего числа россиян. Вторая цель – оказание адресной поддержки некоторым группам населения, включая ветеранов и людей с ограниченными физическими возможностями, что позволит им приобретать и содержать собственное жилье

4.на селе: направить миллиарды рублей на поддержку предоставления дешёвых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов, а также на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах — а это новые рабочие места и рост доходов сельских жителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  30. Постпикалевская Россия (по Н. Кричевскому).

в "Ведомостях" появились статьи Кричевского и  Иноземцева, в которых были раскрыты ключевые темы: организационная структура российской экономики (олигархия) и смысл антикризисной программы(давление на государство с целью "национализации убытков"). Захват государства, утверждает Кричевский, стал реальностью: при росте корпоративных займов (в 12,3 раза за 7 лет) "олигархи" держат свои капиталы за рубежом на счетах оффшорных структур и не горят желанием расплачиваться по долгам. Причина "перекоса" поддержки в сторону "избранных" - существование в нашей стране явления, которое авторы доклада называют "олигархат". В последние годы олигархические структуры установили практически тотальный контроль над экономикой, говорится в документе. А олигархи, выпрашивающие помощь у государства, имеют три характерные черты, определившие особый характер экономического кризиса в России. Первая черта: большинство компаний, ставших объектом финансовой опеки со стороны властей, de jure не являются российскими. Они зарегистрированы вне налоговой территории России. Госпомощь таким компаниям в США и европейских странах оказывается только с санкции парламентов после гласного обсуждения проблемы. В России же средства бюджета без лишних формальностей уходят на поддержку тех, кто давно вывел свои капиталы за рубеж. Вторая черта: в последние годы во всех этих компаниях сформировался механизм перевода активов из корпоративной в личную собственность. Доходы богатейших россиян по большей части аккумулируются на счетах офшорных компаний. Эти компании владеют активами олигархов и оплачивают их личные расходы. А объектом налогообложения в России становится лишь незначительная часть их доходов, которую они готовы "признать".

Третья черта: долги. С января 2002 по 1 июля 2009 года внешние обязательства корпораций выросли в 12 раз.. А падение фондового рынка, начавшееся в июне 2008 года, сделало многие крупные компании техническими банкротами.

Эти три черты  объясняют двойственное положение  российского олигархата в новой  ситуации. С одной стороны, он выступает экстерриториальной силой, заинтересованной прежде всего не в стабилизации экономики, а в гарантировании безопасности собственных активов. С другой стороны, обеспечивая работой значительное число россиян, олигархат имеет возможность диктовать свою волю властям и бесконтрольно "доить" бюджет, причем все более интенсивно. В результате значительная часть помощи никак не сказывается на состоянии экономики. Выпрашивая деньги, олигархи демонстрируют удивительную изобретательность. Конечной их целью, считают ученые, является передача под контроль государства неэффективных предприятий, обремененных огромными долгами. Но до этого надо вытянуть как можно больше. Яркий пример - события 2-4 июня 2009 года в Пикалёве Ленинградской области, когда одну из многочисленных проблем крупнейшего российского олигарха Олега Дерипаски решал лично премьер-министр Владимир Путин. Авторы доклада уверены, что тогда был продемонстрирован способ "принуждения государства к помощи" - использование публичных акций работников предприятий. Но деньги у олигархов есть, и столько, что могло бы хватить не только на новые яхты и футбольные клубы. Частично полученные ранее дивиденды они возвращают в российскую экономику в форме иностранных инвестиций, однако их приток был на порядок меньше объема финансовых ресурсов, выведенных в офшоры.

Авторы констатируют, что олигархов не смущают ни растущая задолженность предприятий перед бюджетами, ни отсутствие у них оборотных средств, ни перспектива невыплаты зарплат работникам. Более того, в холдингах уже идет отбор кандидатов на банкротство. А банкроты ударят по банковскому сектору, и государство будет вынуждено оказать многомиллиардную поддержку банкам.

Выводы ученых неутешительны: в 2009 году начался качественно  новый этап в истории российского олигархата, когда крупнейшие бизнесмены осознали зависимость, в которую попали от них российские власти. Опасаясь социальных возмущений, государство вынуждено идти им навстречу. На протяжении почти полного года кризиса не было национализировано ни одно крупное предприятие; ни в одной крупной олигархической структуре не сменились владельцы и менеджмент. Помощь предоставляется собственникам, а не уволенным работникам. Элементарный подсчет показывает: для обеспечения пособием в 4900 рублей в месяц всех 7 миллионов российских безработных нужно $13 млрд в год. Сейчас такая сумма раздается неэффективным собственникам практически ежемесячно.

Большая часть крупнейших российских олигархических империй сегодня находится в состоянии технического банкротства. Наращивать вливания в них - значит транжирить общенародные деньги на поддержание офшорных компаний и обслуживание купленной за границей собственности. Следовательно, властям нужно удержаться от стремления в очередной раз "помочь" олигархату и не соглашаться разделять с ним ответственность за наделанные долги и совершенные коммерческие ошибки. Необходимо как можно быстрее конвертировать уже оказанную помощь и выделенные средства в пакеты акций, максимально жестко взыскивать с них налоговые недоимки. Надо понять, что разорение олигархов не тождественно банкротству России, констатируют ученые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 31. Гносеология современной российской финансово-экономической элиты: красный директорат, цеховики, комсомольцы, силовики.

Под  экономической  элитой     понимаются  люди,  контролирующие  основные 

финансово-экономические  структуры  страны   вне  зависимости  от   юридических 

форм  собственности. Нужно сказать, что значительная часть нынешней экономической элиты России – выходцы из номенклатуры. Но необходимо отметить при этом, что бизнес-элита – единственная элитная группа (кроме культурной элиты), где бывшие номенклатурщики не преобладают. Бизнес-элита формировалась за последние полтора десятилетия.

К 1988 г. относится начало так называемой «номенклатурной приватизации». Упраздняются ряд министерств и главков, то есть на деле они не ликвидировались, а переименовались в концерны, акционерные объединения. Но это было не только переименование, а превращение государственной собственности в акционерную или чаще государственно-акционерную собственность.Распад СССР и гайдаровские реформы ускорили этот процесс. «Ваучерная приватизация», заявленная как «народная приватизация», оказалась для народа обманной: акции предприятий, подавляющее большинство которых были убыточными или бесприбыльными, в которые непосредственно или через чековые инвестиционные фонды вкладывались ваучеры оказались с мизерным или нулевым доходом.Первые «комсомольские» фирмы, находясь под контролем и покровительством партийных органов, заработали первые миллионы, используя монопольное право на покупку импортных товаров по официальному курсу (1доллар = 63 копейкам). При их продаже они получали прибыль в тысячу процентов, подкармливая заодно «присматривающее» за ними партийное начальство, контролируя часть международного туризма, видеобизнес, первые коммерческие банки.

Многие  директора предприятий настояли именно на тех способах разгосударствления, которые, если и не дали им контрольные пакеты акций, то их значительную часть. Собственно, директора и другие руководители предприятий имели право на определенный процент акций, не удовлетворившись этим, они скупают (обычно через подставные фирмы) акции у собственных рабочих и служащих, часто не получающих во время зарплату. В результате государственного протежирования (со стороны коррумпированной элиты) небольшие группы людей получили доступ к огромным богатствам.Директора получили значительную независимость от государственного контроля. Вступая в сделки с чиновниками, финансовыми структурами, они приватизируют предприятия, основные фонды которых продаются по «остаточной стоимости», во много раз меньшей, чем их реальная стоимость. Особую роль в экономической элите играет элита финансовая. В августе 

Еще одна база рекрутирования бизнес-элиты –  легитимизация существовавшей и ранее «теневой» экономики, представители которой создали фирмы, заполненные выходцами из криминальной или полукриминальной среды; бывшие «фарцовщики», цеховики и спекулянты стали «отмывать» свои капиталы, легализоваться. Переплетение интересов чиновников и бизнес-элиты, связанных с системой льгот, привилегий, лицензий, беспроцентных или низкопроцентных кредитов – основа формирования класса криминально-бюрократической буржуазии.

 

 

 

 

Вопрос  32. Единственный советский ученый, лауреат нобелевской премии по экономике Л. В. Конторович, сущность работ.

Леонид Канторович (1912–1985) родился в Санкт-Петербурге в семье врача, был вундеркиндом. С опережением в несколько лет окончил математический факультет ЛГУ (в 18 лет) и уже через четыре года получил звание профессора. С 1938 г. интересы Л. В. Канторовича были неразрывно связаны с экономическими исследованиями и решением народнохозяйственных проблем. Крупнейшим его открытием является введение в математическую и экономическую науки понятия «линейное программирование» (1939 г.). За разработку этого метода Канторович – единственный из советских экономистов – был удостоен Нобелевской премии по экономике в 1975 г.

Линейное программирование является универсальной математической моделью оптимального функционирования экономических систем. Основная заслуга Л. В. Канторовича заключается в разработке единого подхода к широкому кругу экономических задач о наилучшем использовании ресурсов на базе линейного программирования.

Им были введены «двойственные оценки» ресурсов (сам Л. В. Канторович называл их объективно обусловленными оценками), показывающие степень ценности этих ресурсов для общества. Двойственные оценки получили разнообразное истолкование в зависимости от рассматриваемого круга задач в работах самого Л. В. Канторовича,его последователей в СССР и западных ученых (независимо открывших линейное программирование в середине 1940-х гг.).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории финансов"