Шпаргалка по "Истории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории финансов"

Содержание работы

1. Возникновение и развитие налоговой системы древнерусского государства Киевская Русь.
2. Деньги и денежное обращение в Киевской Руси в 9-12вв.
3. Торговля, деньги и денежное обращение в период феодальной раздробленности.
4. Денежная реформа Елены Глинской (1535-1538).
5. Развитие денежного хозяйства в 17 веке.
6. Смута: финансово-экономические аспекты.
7. Денежная реформа царя Алексея Михайловича (1654-1663).
8. Государственный бюджет 1680г.
9. Реформы Петра I.
10. Финансы в период правления Елизаветы Петровны.
11. Реформы Екатерины II.
12. 19 век (отмена крепостного права; деятельность министров финансов Конкрина, Сперанского, Витте; развитие промышленности и финансовой системы).
13. Аграрная реформа Столыпина.
14. Государство и церковь: история взаимоотношений, финансово-экономические аспекты, исторические параллели.
15. История формирования государственного пространства и государственного устройства России (от Киевской Руси до наших дней).
16. Военный коммунизм 1917-1921 гг.
17. НЭП: причины, сущность, основные направления, реформы народного комиссара финансов Сокольникова.
18. Курс на индустриализацию.
19. План ГОЭРЛО – народно-хозяйственное и научное значение.
20. Финансово-экономическая система СССР в 1945 – 1953 гг.
21. Финансово-экономическая система СССР в 1953-1964 гг. (Хрущевский период).
22. Финансово-экономическая система эпохи Брежнева: застой или развитой социализм? Попытки реформирования по Косыгину.
23. «Оттепель», «шестидесятники», «физики-лирики», их влияние на социально-экономическое развитие страны.
24. Мог ли Ю.В. Андропов стать российским Дэн Сяопином?
25. Горбачевская перестройка: цели, задачи, результаты.
26. Гайдаровские реформы (шоковая терапия).
27. Приватизация по Чубайсу: модели, залоговые опционы, последствия.
28. Крах ЮКОСа: причины и последствия.
29. Приоритетные национальные проекты.
30. Постпикалевская Россия (по Н. Кричевскому).
31. Гносеология современной российской финансово-экономической элиты: красный директорат, цеховики, комсомольцы, силовики.
32. Единственный советский ученый, лауреат нобелевской премии по экономике Л. В. Конторович, сущность работ.
33. Вклад Чалнова и Кондратьева в развитие науки.
34. П. Сорокин и В. Леонтьев наши ученые соотечественники за рубежом, вклад.
35. Локальный финансовый кризис России 17 августа 1998 года.
36. Россия в глобальном экономическом кризисе 2008 года.
37. Эколого-экономические последствия «великих» стран социализма.
38. Философский «пароход», его последствия для социально-экономического развития России.
39. Сэвовский рубль как предтече евро.
40. Рыночные реформы в послевоенных Германии (план Маршала, теория Людвига фон Эрхарда) и Японии в сравнении с современными российскими.
41. Реформы и модель развития Сингапура в наложении на российские реалии.
42. Финансово-экономические причины революционных событий 1917 года.
43. Финансово-экономические причины распада СССР.
44. Финансово-экономические последствия распада СССР.
45. Россия в современном глобальном мире: мы и они, сравнительный анализ социально-экономического и социального развития.
46. Социально-экономические последствия коллективизации для современной России.
47. История развития концессии в России: сущность современного государственного частного партнерства.
48. История банковской деятельности в России.
49. История страхового дела в России.
50. История налогообложения в России.
51. История денежного обращения в России.
52. История развития акционерного дела и фондового рынка в России.

Файлы: 1 файл

История финансов.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

Итоги индустриализации: В результате индустриализации СССР совершил громадный промышленный рывок. Были созданы новые отрасли: тракторостроение, автомобилестроение, химическая промышленность, в т.ч. производство синтетического каучука. К к.30-х СССР прекратил ввоз черных металлов, сельскохозяйственных машин, тракторов, многих видов сырья. Изменилась социальная структура населения. Численность промышленных рабочих достигла 10 млн человек против четырёх млн.в канун первой пятилетки. Городское население составило в 1940 63 млн.человек против 29 млн.в 1928. Однако индустриализация к н.войны ещё не была завершена. СССР оставался аграрно-индустриальной страной, большая часть национального дохода всё ещё создавалась в сельском хозяйстве. К тому же индустриализация была проведена односторонне. Она коснулась в основном тяжелой промышленности, в то время как легкая промышленность все больше отставала. Резко обострилось положение с обеспечением населения товарами широкого потребления и жильем. Стремление развивать индустрию ударными темпами, превышающими реальные возможности, вызвало выпуск в обращение необеспеченных денег, что привело к инфляции, быстрому росту цен на рынке и вытеснению денежных расчётов натуральными. Форсированные методы индустриализации вызвали неоправданные затраты и не позволили полностью раскрыть возможности экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  19. План ГОЭРЛО – народно-хозяйственное и научное значение.

ГОЭЛРО, первый государственный перспективный план развития народного хозяйства СССР на основе электрификации страны. Разработан по заданию В. И. Ленина Государственной комиссией по электрификации страны (ГОЭЛРО), которая была образована решением Президиума ВСНХ 21 февраля 1920. К созданию плана было привлечено свыше 200 крупных деятелей науки и техники. Возглавлял комиссию Г. М. Кржижановский. «План электрификации СССР» был подготовлен в конце 1920. 8-й Всероссийский съезд Советов в обстановке всеобщего энтузиазма этот план одобрил. После обсуждения на Восьмом электротехническом съезде технико-экономических вопросов, 21 декабря 1921 план был утвержден на заседании СНК. План был рассчитан на 10-15 лет и состоял из двух основных программ. Программа А предусматривала восстановление и реконструкцию довоенной электроэнергетики. Программа Б — строительство 30 электростанций (20 тепловых и 10 ГЭС) в основных регионах страны с учетом их природных ресурсов и потребностей развития промышленности. ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И все это привязывалось к планам развития территорий. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана также началось освоениеКузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. Советское правительство поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.

В рамках проекта было проведено экономическое  районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала). Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План в основном был перевыполнен к 1931. Выработка электроэнергии в 1932 годупо сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВт·ч.

 План  был выполнен. Разработка этого плана и процесс его осуществления стали началом создания системы централизованного планирования в СССР. Уже в 1921 был создан Госплан, который возглавил Кржижановский, а его заместителем стал один из разработчиков ГОЭЛРО ректор ЛЭТИ — профессор П. С. Осадчий, который впоследствии был репрессирован.  План ГОЭЛРО сыграл в экономике страны огромную роль, в условиях жёсткой системы управления, при тоталитарном режиме он позволил в короткие сроки вывести Советский Союз в число развитых промышленных государств мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 20. Финансово-экономическая система СССР в 1945 – 1953

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы  о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения. Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым позволив затем, приборостроения наркоматы военного времени были переоформлены в наркоматы мирного времени.В результате массовой эвакуации промышленности на восток сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный принцип.На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой. Анализируя сложившуюся экономическую систему отдельные ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе НЭПа. Смешанная экономика, естественно, использовала рыночные отношения.Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается мирной на словах и военной по существу.Решающей стала позиция Сталина - все попытки перемен в этой области наталкивались на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми присущими ей недостатками.В 1947 году в СССР была проведена денежная реформа. Целью ее стало присвоение пораженных инфляцией денег, накопленных в результате операций на черном рынке, а равно и тех, что были скоплены крестьянами благодаря частной торговле. Небольшие вклады в государственном банке, до 3000 рублей, обменивались на новые деньги один к одному. Более крупные сбережения обменивались менее выгодно, а наличные деньги – в пропорции один к десяти. Таким образом те деньги, которые крестьяне, уголовники и дельцы черного рынка хранили в кубышке, внезапно обесценились. Даже о государственных облигациях военного времени было объявлено, что новая цена составляет треть номинала. Для сохранения существующей системы СССР пошел еще на один важный шаг: отказался вступить в МВФ и Международный банк реконструкции и развития, а 1 марта 1950 г. вообще вышел из долларовой зоны, переведя определение курса рубля на золотую основу. В СССР были созданы крупные золотые запасы, рубль был неконвертируемым. Во многом это позволяло поддерживать очень низкие цены и не допускать инфляции.

 

 

 

 

Вопрос  21. Финансово-экономическая система СССР в 1953-1964 гг. (Хрущевский период).

Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство.. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников.

   При  казалось бы едином политическом  курсе партийно-государственного  руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии — и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления — советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах.   Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих ,увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг.Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962—1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства.

   Кризисные  явления в развитии сельского  хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на  цены на мясо и на на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде.   С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе , удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу — систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Финансово-экономическая  система эпохи Брежнева: застой  или развитой социализм? Попытки  реформирования по Косыгину. Экономическая реформа 1965 г. и развитие советской экономики во второй половине 60-х – начале 80-х годов. В 1965 г. по инициативе и настоянию А.Н. Косыгина начались экономические реформы. Прежде всего были ликвидированы совнархозы и восстановлены промышленные министерства. Управление народным хозяйством было переведено с преимущественно территориального на отраслевой принцип. Но главное значение реформ заключалось в расширении самостоятельности предприятий и усилении их материального стимулирования. Было сокращено число директивно планируемых показателей. Чтобы заинтересовать предприятия в повышении качества товаров и сокращении продукции, не пользующейся спросом,, наряду с объемом валовой продукции вводился показатель стоимости реализованной продукции. Были увеличены премии за перевыполнение плановых заданий. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, в их распоряжении оставляли долю прибыли, из которой формировались фонды, предназначенные для развития производства, социальной сферы и стимулирования работников. Предполагалась также реформа цен: вместо искусственного поддержания низких оптовых цен предполагалось установить их на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета. Первые постреформенные годы оказались достаточно удачными. Среднегодовые темпы прироста национального дохода в 1966–1970 гг. выросли в среднем на 1,1 % по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %.

Косыгинская реформа 1965 г. делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 г. давал колхозам значительную хозяйственную самостоятельность. Благодаря нему за колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы.

Однако в 1966–1967 гг. проявились недостатки реформы, главным из которых стало расхождение интересов предприятия и общества. Из-за своей выгоды предприятие старалось выпускать однотипную продукцию по высокой цене. Хозяйственный механизм страны начал давать сбой в работе, что могло привести к серьезному экономическому кризису. Для прекращения этих негативных явлений руководство страны приняло решение об ограничении прав предприятий и о возврате к уже проверенному жесткому административному планированию. В начале 1970 г. проведение реформенного курса сошло на нет, а в национальной экономике вновь стали преобладать валовые показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вопрос23. «Оттепель», «шестидесятники», «физики-лирики», их влияние на социально-экономическое развитие страны.

Центральным событием оттепели явилась смерть И. Сталина и последовавшая за этим переоценка периода тридцатых – сороковых годов. В элите в это время доминируют два поколения «модернистов»:

  • «военное поколение» – родившиеся в десятые годы ХХ века и до 1925-1930 гг. Центральным событием их жизни, по-видимому, была Вторая мировая война; победа и надежды 1945 г. Ужасы войны, дегуманизация, которая имела место во всех воюющих странах, вновь поставила вопрос многих «военных поколений» – как совместить пережитый опыт с мирной жизнью, с «ложью и несправедливостью» социального устройства;
  • «поколение шестидесятников» – родившихся после 1925 и примерно до 1941 гг. Именно для них центральной проблемой стала переоценка ценностей и поиск способов преодоления «сталинского наследия» в политике, экономике, культуре.

Между этими  двумя поколениями не было острого  конфликта, тем более что переоценку личности Сталина и его режима военное поколение начало ещё до его смерти. Это было естественным следствием размышлений о «войне и мире». Собственно, ликвидация Л.П. Берия, ХХ съезд коммунистической партии, постепенная реабилитация репрессированных была начата именно военным поколением, «шестидесятники» включились в этот процесс позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории финансов"