Шпаргалка по "Финансы и финансовый рынок"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы и финансовый рынок".

Файлы: 1 файл

шпоры Финансы и финансовый рынок.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.  

В бюджетной политике важное значение имеет укрепление государственных  финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика это  деятельность государства по формированию доходной части государственного бюджета посредством взискания налогов с юр и физич лиц

инвестиц политика заключается  в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику РБ.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав населения, (финансовая помощь отдельным социальным группам)

Таможенная политика ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок товаров и услуг

 

 

13 Социально-экономическая сущность и роль бюджета

 

Бюджет представляет собой план формирования и использования финанс ресурсов

Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста путем изменения уровня государственных доходов и расходов.Бюджет – основной финанс план образования, распределения и использования централизованного фонда государства, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.  Этот финанс план закрепляет юр права и обязанности участников бюджетных отношений.

Величина  бюджета зависит от след факторов:

-уровня развития экономики

-величины ВВП и НД

-методов руководства народным хозяйством

Как и любой финанс план, бюджет д.б. сбалансирован. Достигается это с помощью равенства Д и Р., а также путем гос заимствования

Ф-ии бюджета:

распределительная (перераспред  ден доходов м/у различными отраслями и, соц слоями обща)

контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движен бюджетн ср-в)

Социальная, при осуществлении которой, с помощью бюджета обеспечивается социальная политика государства.

 Контрольная, которая означает, что при функционировании бюджетной системы во всех ее звеньях осуществляется контроль над образованием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств.

 

14 Бюджетное устройство и бюджетная система государства

 

Бюджетное устр-во – организация  бюджетной системы, принципы её построения. Бюджетная система – совок. всех бюджетов, действующих на территории страны.

БС федеративных гос-в  состоит из 3 уровней: государственный  или федеративный, Б членов федерации,  местные бюджеты.

БС унитарных гос-в  состоит из 2 уровней (РБ): республиканский и местные бюджеты.

В соотв-и с террит-м  уровнем местные бюджеты деляться на:

Б. местных уровней (сельск, поселк и городов районного подчинения)

Б. базового уровня (районов  и городов областного подчин-я)

Б. областного уровня

Б. г.Минска

Консолидированный бюджет – совок. бюджетов в РБ или соотв-щей администр-террит единицы РБ. Выделяют 3 консолидир бюджета(КБ):

1.КБ района, включает : бюджет сельсоветов,поселков городского типа,городов районного подчинения,районный бюджет.

2.КБ области: бюджет  районов,городов обласного подчинения,обласного бюдж.

3. КБ РБ,вкл: республиканский бюдж,консолидир бюджет областей, бюдж Минска.

Принципы БС:

Принцип единства

Пр. полноты отражения: все доходы и расходы бюджета подлежат отражению

Пр. сбалансированности: Р=Д.

Пр. гласности:   открытость для общ-ва и СМИ процедур рассм-я и принятия закона «О бюджете РБ» на очередной финю год

Пр. самостоятельности

Пр. эффективности  и законнсти исп-я бюдж. ср-в: заданные цели достиг-ся min объемом бюдж.ср-в

Пр. общего покрытия расходов

Пр. достоверности

Пр адресности и  целевого назначения

Пр ответств-ти уч-в бюдж-го процесса

 

15 Доходы государственного бюджета, их состав и классификация

 

Бюджет как совок. ден. отн-й явл. исключительно важным инструментом возд-я на развития эк-ки и соцю сферы страны.

Это возд-е бюджет оказывает  ч/з соотв-е группы бюдж. отношений, т.е. Д и Р бюджета.

Д – часть бюдж. отношений, кот. связаны с формир-м фондов ден.ср-в, находящихся в распоряжении органов госвласти и местного самоупр-я.

Осн. назначение Д : создание устойчивой фин. базы для выполнения органами госвласти и местн. самоупр-я своих задач.

Исп-я те или иные ф-и  мобилизации фин. рес-в, (т.е. налоги, неналог. платежи), гос-во тем самым  оказывает влияние на совокупное потребление, перераспр-е ден. рес-в  м/у отд. отраслями, регионами, соц.группами.

Форм-е Д бюджета осущ-ся , гл. образом, в виде налогов и обяз. платежей.

Доходы бюдж подразд  на:

1 налоговые доходы(республиканские  ,местные налоги и сборы, задолженности, пеня % за пользование рассрочкой по налогам и кредитам)

2 неналоговые доходы(доходы  от исп-я имущ-ва,штрафы)

3 безвозмездные поступл-я

Д можно классифицировать по др признакам:

1 в зависим от порядка распределения  м/ду уровнями бюд систем:

-собственные, - регулирующие.

2 по источникам образования:

-поступ от юр лица; - от населения;

3d зависим от гражд. Субъектов:

- от резидентов; -от нерезидентов.

4по юрид основанию взниманию  доходов:

-обязательные; -добровольные.

5от гос устройства:

-цетрализ и местные; -Д федер  Б, Д членов федерации и Д  местных Б.

6 по праву собственности гос-ва

- собственные и заёмные.

7 по конкретным видам:

-прямые, -косвенные.

 

16 Расходы государственного бюджета, их классификация

 

Р – часть бюдж. отношений, кот. связаны с распр-ем и исп-ем фондов ден. ср-в государства и его использование по отраслевому, территориальному и тер-му назначению.

Эта часть бюдж. отношений, обесп-т фин. рес-ми потребности гос-ва, связ-е с выполнением своих ф-й (ускоренное развитие отраслей матер. пр-ва,разв-е непроизв. сферы, фин-е науки; фин-е, связ с обеспечением обороны страны и с развитием внешнеэкономических связей).

Расх-ы класиффицируются:1 по выполняемым функциям(нац оборона,здравоохран,нац эконом,спорт,физра,образование)2 по участию в общественном воспроизв-ве(расх делятся на финансирование материальногоо произва и финансир-е на содержание немат-го произв-ва)3 по экономич содерданию(текущие-,котор обеспечив текущее функционирование госорганов,оказыв-е поддержки другим бюджетам,организациям, и капитальные-часть расходов бюджета,котор обеспечивают инновац-ю и инвестиц-ю деят-ть и расходы на проведение капит ремонта и др расходы на расширение воспроизводства).

 

 

 

 

17 Дефицит государственного бюджета, пути его сокращения

 

Различ 3 вида бюджета: бездифицитный(доходы= расх),профицитный(дох больше расх) и дифицитный(расх больш дох-ов)

если дифицит выше 3% ввп,то это приводит в инфляции обесцениванию нац валюты.

Различают

-первичный(привышение суммы бюдж-х расх-ов) и общий(определяется на основе сравнения общих сумм бюдж-х расх и дох-в),

 -активный пассивный,

-структурный(когда гос-во осознанно идет на повыш расх) и циклический(колебания экономич активности в ходе делового цикла).

-краткосрочный/ долгосрочный.

Причины дифицита: чрезвычайные обстоятельсва, рост убыточности,спад произв-ва и др. Мероприят-я по сниж-ю дифицита: приток поступлений в бюджет,сокращ-е расх-ов.

 

18 Бюджетный процесс, характеристика его стадий

Бюджетный процесс представляет собой регламен-ю нормами права деят-ть исполнительных и законодательных органов власти по состав-ю, рассм-ю, утвер-ю и испол-ю Б.

Бюджетный период – срок в течение которого действует утвержденный бюджет. 1год

Вкл 4 стадии бюджетной деятельности:

  1. Составление проектов бюджета

Составление республик  и местн бюджетов на очередной год  осущ-ся в целях определения объема Д ср-в, необходимых для выполнения ф-ий гос органов РБ и органов местного самоуправления, эк и соц развития страны и соотв-х админ-территор единиц.

Составление проекта  республиканского бюджета осущ-ся правительством РБ не позднее чем за 10 мес до начала очередного фин года. Составление проектов бюджетов предшествует разработке прогнозов основных параметров эк развития РБ, важнейших денежно-кредитных показателей страны и основных направлений бюджетно-финанс и налог полит.

Непосредственное составление  проектов бюджетов производится Минфином РБ и местными финанс органами.

Рассмотрение  и утверждение бюджета

Осущ-ся в след порядке:

Президент РБ вносит проект закона о республик бюджете на очередной фин год в палату представителей

Проект рассматривается  парла-м РБ

Исполнение  бюджета

Составление отчета об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении респуб Б составляется Минфином. Одобренный правительством РБ предоставляется Президенту РБ. Он вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республик Б за отчетный фин год не позднее 5 мес со дня окончания отчетного фин года.

19 Экономическая сущность государственного кредита и его функции

Госкредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами при которых государство выступает в качестве заемщика, а иногда в качестве гаранта.

Наличие госкредита обусловлено  тем, что гос-во испытывает постоянный недостаток в финансовых ресурсах для  удовлетворения своих потребностей.

Источником возвращения  госкредита и % по нему являются налоги.

Основной формой гос. доходов - налоги, а основной формой госкредита - займы.

Гос. кредит отличается от других видов кредита и прежде всего от банковского. Эти отличия проявляются в следующем:

1.Банковский кредит  используется для кредитования хоз субъектов и гр-н, госкредит поступает в распоряжение органов гос. власти и управления в качестве дохода финансовых ресурсов.

2.Банковский кредит  предоставляется предприятиям под определенное материальное обеспечение, а госкредит обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности гос-ва.

3.Источником погашения  банковского кредита и % является прибавочный продукт, а госкредита и % по нему – средства бюджета.

4.Срок возврата банковских  кредитов строго регламентировании  нарушение сроков влечет экономические  санкции, госкредит не предусматривает никаких санкций гос-ву.

Госкредит существенно  отличается и от коммерческого кредита. коммерческий кредит – это отсрочка платежа за поставленные товарно-материальные ценности.

 

20. основные  функции государственного кредита

Госкредит выполняет 3 функции: 
1.распределительная

осуществляется формирование централизованных денежных фондов гос-ва, а затем их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Распределительная функция  госкредита связана только с перераспределением созданного национального Д.

Гос-во выступая в качестве заемщика обеспечивает дополнительные средства для функционирования своих расходов. Положительное воздействие распределительной функции госкредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени, налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет госзайма не увеличиваются. В качестве источника может выступать прибыль.

2.контрольная

Контрольная функция  госкредита тесно связана с контрольной функцией финансов, но имеет специфические черты, связанные с особенностью этой категории:  
- контрольная функция тесно связана с деятельностью гос-ва и состоянием централизованных денежных фондов и прежде всего госбюджета. 
- охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, так как предполагает срочность, возвратность и платность средств. 
- контрольная функция осуществляется как финансовыми, так и 
- контрольная функция осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями. 
3.регулирующая

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы и финансовый рынок"