Шпаргалка по "Финансы и финансовый рынок"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы и финансовый рынок".

Файлы: 1 файл

шпоры Финансы и финансовый рынок.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

 «Финансы  и финансовый рынок» 

 

1 Возникновение  финансов

Термин «финансы» от лат finis, означ конец, окончание. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет.

Категория Ф возникла в средние века в центральной европе. Предпологается, что термин был впервые употреблён французом Ж. Боденом  в «Шесть книг о республике». В России термин появился при Грозном в 16 веке. Официально термин Ф признали в 1802 г. в работе Десницкого «Об узаконтнии Ф»

Фин отношения возникли раньше. причины: 1. Наличие гос-ва; 2. Появл тов-го произ-ва опосредованного денежными отношениями.

Ф– историческая категория.  Этапы развития:

1 рабовладельческий и  феодальный строй;– независимость финн отношений и их слабое влияние на гос-во.

2 средние века;–казна гос-ва принадлежит ни одному чел-ку, финн отношения сводились к формиров и использованию бюджета. Фин система стала многозвеньевой.

3 2-я пол 20 века;–  высокая степень воздействия на экономику Ф. возникновение финн рынка.

 

2 Сущность  и роль финансов в системе  экономических отношений

Фин-сы- ден отнош связ с формир-ем  распред-ем и спольз-ем центролиз-х и децентролиз-х ден фондов

Фин. отнош-ия им. свои признаки:

–им. денежн.хар-р, наличие тов-денежных отнош;

– с помощью финанс гос-во воздейств на все стороны  пр-ва;

– находят свое выраж-ие в созд-ии цел. ден. Фондов

-наличие распред-х  и пререраспр-х отнош.

Типы фин. отнош-ий:

1. отнош-ия с гос-вом  возник. по поводу начисл-ия налогов.

 Гос-во устан-ет перечень нал-ов, ставки, льготы, налогооблагаемую базу, сроки подачи и сроки уплаты нал-ов и т.д., а также гос-во м. выплач-ть предпр-ию ден.ср-ва в форме субсидий, субвенций и т.д.

2.отнош-ия с учредителями  возник. по поводу отражения доли инвесора в УФ и по поводу начисления дивидендов. Эти отнош-ия постоянны. Они предст-ют собой длительную зад-ть.

3.отнош-ия м/у суб-ми  хоз-ия и раб-ками возник. по  поводу начисл-ия з/п и пл-жей  приравниваемых к з/п, а также по поводу удержаний из-з/п

5.отнош-ия с кред-ой сист-ой возник. по поводу начисл-ия % по кредиту, % по ост-ку депозитов.

6.отнош-ия с вышестоящими  органами возник. по поводу централизации фин. рес-сов на

7.отношия внутри предпр-ия  возник. по поводу формир-ия цел. ден. фондов (аморт., фонд накопл. и потребл.. добавочн., дивидендн. и т. д.).

Гос. фин. связ. с образ-ем и использ-ем центр. ден. фондов, а  фин. орг-ций связ. с образ-ем и использ-ем децентрализ. ден.фондов.

В состав финанс не входит:акты дарения денег,куплю продажу между отдельными гражданами

Назначение финансов- чтобы при обраовании дене дох-ов обеспечивалось выполнение всех ф-ций и осуществ контроля за расходованием фин рес-в

 

3 Функции  финансов и сферы их проявления

Финас выполн 2 функц Распределит-ю  и конрольн-ю

Субъекты распред функции- гос-во ,предприят,граждане

Распределит проявл-ся при  распределении нац дох-да. з\пл и дох-ы препредприятия формир-ся при распределении нац дох

После осущ-ся перераспр  нац дох-да между отраслями пр-ва,населением это служит появлением вторичных дох-ов они идут на конечное потребление.

Перераспр-е дох-да осущ-ся м\д отраслями эк-ки,соц группами насел..

Субъекты распред функции- гос-во ,предприят,граждане

Контрольная функция  заключ-ся в контроле за распр-ем и расходованием  ввп и нац дох-да.

Контроль-проверка соблюдения финансового законадат-ва, полного выполнения финанс обяз-в.

Функция реализ-ся через  минфин,госконтроль,учреждения банков

 

4 Финансовые  ресурсы, источники их формирования

Финансы-денежн отношения,их нельзя потрогать. Фин ресурсы – совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций .

Источники формирования фин ресурсов:

- на уровне субъектов  хоз-я: прибыль,амортизац-е отчисления,кредиты.

- на уровне населения:  зарплата,премии и выплаты соц хар-ра

- на ур-не гос-ва  и органов местного самоуправления: доходы от ВЭД, дох-ы от эмиссии ценных бумаг

 Финанс рес-ы гос-ва  нах-ся в госбюджете и внебюджетных фондах,использ-ся для фомирования расх-ов гос-ва по выполнению его функций,обязательств. Фин рес-ы субъектов хозяйствования в виде фондов накопления и потребления использ-ся на текущие  затраты и обновление произв-ва.

 

 

 

5 Взаимосвязь  финансов с другими экономическими категориями

Финансы  (ф)тесно связ с ценой,з\пл и кредитом.

Финансы участвуют в распредении стоимости, в цене заложены основн элементы стоим-ти:себестоимость и прибавочн продукт. 
финансы связаны с ценой т.к чист доход –элемент цены и финансовый инсрумент.финанс отнош-я –распределит и перераспределит отнош, а они осуществляются благодаря налогам и сборам,амортизации начисл з\пл,которые присутсвуют в цене. Для выплаты з\пл формир-ся фонд оплаты тр,котр сформирован с помощью финансов. Финанс и з\п связ др с другом  в части распределения стоимости.

Ф тесно связ с кредитом.кредит дополн финанс рес-ы и участвует в финансовом обеспечении. С помощью кредита происх перераспр финансов м\д предприятиями,населением. Кредит выдается на усл-х платности,а Ф нет

 

6 Понятие  финансовой системы государства

Финансовые отношения  в каждом звене финансовой системы проявляются по-разному и имеют свою специфику. При существовании в обществе материального и нематериального производства функционируют и финансы материальной и нематериальной сферы.

Материальное производство осуществляется многообразными организациями ( промышленными, с/х, строительными, транспортными и др.). Соответственно им существуют финансы промышленности, с/х и др. В зависимости от форм собственности в сфере материал. производства функционируют финансы государственных и негос. Организаций, совместных и кооперативных предприятий, общественных организаций и др.

 Нематериальное производство также весьма многообразно. Оно связано с деятельностью по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению гос. бюджета с гос. управлением , банковской деятельностью, с соц. обеспечением, страхованием и т.д. Соответственно имеются и финансы: гос. бюджет, финансы социокультурных учреждений, финансы бюджетных организаций и т.д

Финансовая  система государства – совокупность  обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин. отношений и соответств. им финн. учреждений , организующих формирование, распределение, использование централизован. и децентрализован. фондов денежных средств. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизов. и децентрализов.  ден. фондов, используя налоги, гос. бюджет, гос. кредит и др.

 

 

 

 

 

7 Сферы и  звенья финансовой системы, их  характеристика и взаимосвязь

Государственная финансовая система РБ включает в себя следующие сферы:

  1. финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы); Сфера финансов хозяйствующих субъектов включает 3 звена: -фин комерчес организаций; -фин некомерч организаций4 – финн ДХ граждан.Это отношения м/ду преприятиями, м/ду пред-ми и вышестоящии организациями, м/ду пред-ми и их структурными подразделениями ит.д.

2. общегосударственные  (централизованные) финансы;это сис-ма денеж отношений связанных с формированием централиз фордов денеж средств и их использование для исполнения функций гос-ва. 3 звена: -гос бюджет (налоговые и неналоговые отчисления); - республиканский и местный бюджет; -гос целевые бюджетные и внебюджетные фонды и гос кредит.

3. финансовый рынок,  служащий для мобилизации эффективного использования временно-свободных денежных средств и обеспечивающий процессы перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. 3 звена:- денежно-валютный рынок; - рынок капитала.

 

8 Финансовый  механизм, его основные элементы

Финанс мех-м.- это комплекс показателей, рычагов, приемов и методов, обеспечивающих планомерное распределение ВВП и нац дохода и контроль за использованием ресурсов в народном хозяйстве. Финанс механизм вкл:

1.Финансовые методы: ПиП,  инвестирование, кредитование, самокредитование, налогообложение, система расчетов, мат. стимулирование, страхование, аренда, лизинг и тд.

2. Финансовые рычаги: прибыль, доход, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цена, арендная плата, дивиденды, процент, вклады и др.

3. Правовое обеспечение: законы, указы президента, постановления правит-ва, и т.д.

4.Нормативное обеспечение: инструкции, нормативы, метод. указания, др. нормативная документация.

5. Информационное обеспечение: информация разного вида и рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Содержание  финансовой политики государства

 

Финансовая  политика — совокупность государственных мероприятий, направленных на их распределение и использование финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций.

Содержание  финансовой политики:

- Разработка общей  концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

- Создание подходящего  финансового механизма.

- Управление финансовой  деятельностью государства и других субъектов экономики.

составляющие  финансовой политики на уровне государства: бюджетная политика, налоговая политика, таможенная политика, денежно-кредитная политика, инвестиционная политика

Типы финансовой политики: классическая, регулирующая, неоконсервативная, планово-директивная.

Классическая финансовая политика Основное ее направление - невмешательство государство в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Управление финансовой деятельностью осуществлялось - министерством финансов.

Регулирующая финансовая политика. необходимости вмешательства и регулирования циклического развития экономики. Главным доходом становится подходный налог. Увеличивается роль финансового кредита. Возникает несколько самостоятельных специализированных органов, которые занимаются планированием бюджета

положена неоконсервативная теория - ограничивающая вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. государство регулирует денежное обращение, валютный курс,

Планово-директивная  финансовая политика Ее основа - государственная собственность на средство производства. Осуществляется прямое руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Цели и задачи финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

- Политические цели, т.е  достижение целей в области внешней и внутренней политики

- экономические цели, Рост объема производства и реализации; Максимизация прибыли и минимизация расходов.

- социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (социальные блага, распределение социальных благ).

 

Задачи финансовой политики:

1) создание усл для  максимальных возможных финансовых ресурсов;

2) Установление рационального  использования финансовых ресурсов;

3) Выработка финансового  механизма;

4) Создание эффективной  системы управления финансами.

Главная задача финансовой политики - преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения.

 

11 требования  предъявляемые к финн политике

 

Содержание  финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев: разработкой общей концепции финансовой политики, определением ее основных направлений, целей, главных задач; созданием адекватного финансового механизма; управлением финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм.

Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм включает:

– формы финансовых ресурсов;

– методы их формирования;

– систему законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

– организацию бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

 

12 Составные части финансовой политики и их характеристика

 

Финансовая политика-мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, финансовое законодательство, регулирование доходов и расходов, формирование и исполнение государственного бюджета, налоговое регулирование, воздействие на курс национальной валюты,

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы и финансовый рынок"