Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

ответы на вопросы к экзамену.docx

— 93.37 Кб (Скачать файл)

№8

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Основу финансовой базы государственного регулирования  рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных  органов власти всех уровней. Государственный  бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление  доходов в форме налоговых  и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс  использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных  доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном  порядке. Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления. 1. Перераспределительная. Эта функция включает две стороны. Первая – это мобилизация средств. Вторая сторона – это использование мобилизованных средств. Бюджет вынужден осуществлять перераспределение материальных ценностей между двумя сферами – сферой материального производства и сферой нематериального производства. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей хозяйства, неравномерностью распределения по территориям и отсутствием социального равенства.   Особенность этой функции состоит в следующем:a. Одна и та же часть национального дохода проходит многократно через бюджет. b. Масштабность движения денежных потоков через бюджет.  Доля всех бюджетов в национальном доходе составляет 30-40%.c. Распределение через бюджет идет не в порядке первичного распределения, а в порядке вторичного перераспределения.2. Регулирование и стимулирование экономики.  Государство с помощью бюджета осуществляет прямое и косвенное влияние на процесс производства.3. Социальная функция. 4. Контрольная функция. Вообще некоторые функции финансов и бюджета перекликаются, т.к. бюджет – основное звено финансовой системы.Бюджетная классификация - это обязательная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Бюджетная классификация используется при планировании и исполнении бюджетов, ведении учета и составлении отчетности. На основе бюджетной классификации обеспечивается: единообразие составления проектов бюджетов всех уровней, сопоставимость показателей, учет и контроль за поступлением доходов и расходованием средств согласно утвержденным показателям. Для обработки данных бюджетной классификации вычислительной техникой установлена система кодирования показателей. Главным группировочным признаком доходов являются источники формирования, а у расходов - направления финансов на выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления.Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

 

 

№9

Бюджетное устройство Российской Федерации - это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также  понимание главных законодательных  актов Российской Федерации - Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов  бюджетной системы необходимо студентам  всех экономических специальностей.Становление российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации, что обеспечивалось принятием демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» № 1734-1.

Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным  Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе».(добавить)

№10

Распределение доходов между бюджетами  – распределение доходов между  звеньями бюджетной системы, между  центральными (федеральными) бюджетами  и бюджетами территорий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между  вышестоящими и нижестоящими бюджетами.Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и горизонтальный. В первом случае — сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором — за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки. Сочетание обоих принципов обеспечивает оптимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обеспеченность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных социальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).В каждой стране формируется своя система доходов центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ.

№11

Межбюджетные отношения — это  взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием  и исполнением соответствующих  обязательств бюджетов. Основные принципы межбюджетных отношений в России. Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности, стимулирование роста налогового потенциала, финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне. Формы предоставления бюджетных средств и методы----Государственный (муниципальный) контракт, Бюджетные инвестиции, Финансовая помощь в виде субвенций и субсидий, Бюджетный кредит. (Методы)Во первых косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, включающие: - налоговую политику (установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот); - амортизационную политику (установление норма амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация); - кредитную политику (регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке и т.п.); - таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин). Во-вторых, прямое государственное финансовое регулирование «(распределение бюджетных инвестиций, дотации и т.д.).  В-третьих, методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование).  В-четвертых, государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству). Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства.

№12

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств. Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики. Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства. Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. Налоговые доходы федерального бюджета составляют: федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;государственную пошлину. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:доходов от использования имущества;доходов от продажи имущества;части прибыли унитарных предприятий. В доходах федерального бюджета также учитываются:прибыль Банка России;доходы от внешнеэкономической деятельности;доходы от реализации государственных запасов и резервов. Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год. Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;функционирование федеральной судебной системы;осуществление международной деятельности;национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонныхотраслей промышленности;фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;государственная поддержка атомной энергетики;ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;исследование и использование космического пространства;формирование федеральной собственности;обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;федеральная инвестиционная программа;официальный статистический учет. Основными расходными статьями федерального бюджета являются:обслуживание государственного долга (20% всех расходов),национальная оборона (19,0%),финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

№13

В силу федеративного устройства страны, существует три уровня бюджетов:1) Федеральный  бюджет. Является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в различных  областях и сферах деятельности.2)Бюджеты  субъектов РФ. Представляет собой  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций  субъекта РФ.3) Местные бюджеты. Являются формой образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. В совокупности с внебюджетными фондами эти  уровни составляют консолидированный  бюджет (свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ на соответствующей  территории). К основным требованиям, предъявляемым к построению бюджетов любого уровня, относятся: единство правовой базы; полнота учета бюджетных  доходов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность  бюджета.(ВОЗМОЖНО НЕ ВСЕ Я НАШЕЛ).

№14

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;2) таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;3) государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, -- в полном объеме;2) доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, -- в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, -- в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.В доходах федерального бюджета также учитываются:* прибыль Банка России -- по нормативам, установленным федеральными законами;* доходы от внешнеэкономической деятельности;* доходы от реализации государственных запасов и резервов. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам. Основной источник доходов - это налоги. Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции Федерального бюджета - перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда. (ЗДЕСЬ В КРАТЦЕ, ВСЕ ТО ЧТО ОПИСАНО СВЕРХУ,НА ВЫБОР ЛИБО ТО ЛИБО ЭТО)----Доходы бюджетов РФ образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"