Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:20, шпаргалка

Описание работы

1. Финансы в системе производственных отношений.
Финансы (как эк-ая категория) - специф. форма произв. отношений, возник-их по поводу распределения и перераспр-я части ВВП,гл.обр.чистого дохода и формирования на этой основе централиз.идецентрализ. фондов ден.ср-в,используемых на цели расширения воспроизводства и удовлетвор.общегос.потребностей.

Файлы: 1 файл

shpory_po_finansam.docx

— 73.35 Кб (Скачать файл)

1. Финансы в системе  производственных отношений.

Финансы (как эк-ая категория) - специф. форма произв. отношений, возник-их по поводу распределения и перераспр-я части ВВП,гл.обр.чистого дохода и формирования на этой основе централиз.идецентрализ. фондов ден.ср-в,используемых на цели расширения воспроизводства и удовлетвор.общегос.потребностей. Рассмотрение финансов в системе производственных отношений.Финансы участвуют в распределении новой стоимости и ее использовании, выполняя при этом свои функции: распределительную и контрольную.Финотнош-я-это виды денежных отношений возникающих движение чистого дохода: ДО организаций с др организациями по поводу реализации пр-ции.; ДО между гос-м и хоз-ми субъектами; ДО внутри хоз-го субъекта по распредел чистого дохода на расширенное воспроизводство. ДО между хоз-ми субъектами и банк-й сист- при получ и погашении кредита; ДО хоз-го субъекта с вышестоящими организациями. ДО хоз-щих субъектов по созданию финанс-промышленных групп. Признаки: =реализуется в денежн форме,= наличие распределительных и перераспределит-х отношений, =реализуется посредствам формирования и использов-я централизов-х фондов гос и децентрализхлз-хсубъектов,= обусловленность существ-я гос.Распределение и расходование прибавочного продукта осущ-ся посредством образования фондов денежных средств. Распределение прибавочного продукта осущ-ся с целью повторения пр-ва не в прежних, а в возрастающих масштабах.СОП (ВВП) = С + V + М     ;С – ср-ва, предметы труда;V – фонд оплаты труда.М – прибавочный продукт.  Необходимый продукт предназначен для повторения процесса пр-ва в прежних масштабах, за его счет происходит возмещение потребленных средств пр-ва (с) и рабочей силы (v). Обособившаяся от произв натур-веществ продукта стоимостная часть (m) предназначена для обеспечения расширенного воспр-ва средств пр-ва (с) и рабочей силы (m). Кроме того, часть прибавочного продукта поступает в распоряжение гос-ва на содержание властных структур, армии, правоохрх органов и дробщегос нужды. Это осущ-ся через налоги посредством создания децентр и центр фондов денежных средств. Финансы как часть производственных, денежных отношений имеют объективный характер и выступают как экон категория. Особенность финансов, как экон категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Сущ-ние денег явл обязательным условием существования финансов.

 

 

2. Взаимосвязь финансов  с другими экономическими категориями (цена, зарплата, кредит).Взаимосвязь финансов и цены:1. Через цену идет первичное распределение ВВП и ЧД.2. Часть ЧД направляется на расширенное воспроизводство, т.е. воспроизводятся цена. Обеспечивающая новый виток производства.3. Часть ЧД, выделяющая образуемая в цене, направляется в виде налогов и отчислений в централизованные фонды финансовых ресурсов государства.4. Механизм ценообразования включается в систему финансовых отношений.5. Цена выступает как первоначальный носитель финансовых ресурсов.

Взаимосвязь финансов и зарплаты проявляется в следующих моментах:1. при отсутствии финансовых ресурсов нарушаются сроки выплаты зарплаты. Т.о. количество и качество труда работников не материализуется в денежном эквиваленте.2. зарплата относится к устойчивым пассивам. Т.е. как правило не совпадают сроки начисления и выплаты зарплаты. Соответственно образуемые таким образом финансовые ресурсы направляются на пополнение оборотного капитала.3. в процессе стимулирования общественного производства и финансы и зарплата направлены на рост эффективности производства. НО ! зарплата стимулирует личностную и количественную материальную заинтересованность, а финансы -эффективность предприятия в целом.Основные моменты взаимосвязи финансов и кредита:1) Основы  функционирования  финансов  и  кредита - товарно-денежные

форме.2) Финансы и кредит представляют собой движение стоимости » денежной3) И в финансовых, и в кредитных отношениях деньги - средства обращения или средства платежа.4) Через финансы и кредит формируются фонды денежныхсредств государстваи субъектов хозяйствования (при недостатке финансовых ресурсов предприятие берет кредит на приобретение сырья, материалов, на осуществление капитальных вложений.При этом проценты за пользование кредитом возмещаются либо за счет прибыли, либо за счет себестоимости).

 

3-4 . Сферы и звенья  финансовой системы, их краткая  хар-ка.Финанспр-тий матер пр-ва как исходное звеновсейфинсис гос.Фин. система - сов-ть экономически обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин. отношений, связанных с образованием и использованием центр. и децентрализ. фондов ден.ср-в.Фин.система гос-ва вкл.3 сферы: 1-ая сфера: Финансы субъектов хоз-ия (децентрал.): Ф предприятий мат. произв-ва; Ф учреждений, орг-ийнепроизводств. сферы; Ф дом.хоз.2-ая сфера: общегос. Ф (централиз.): внебюджнтные фонды; гос. бюджет; гос. кредит.3-яя сфера (дополн.): органы управления Ф. Фин. аппарат: мин. фин., мин. по налогам и сборам; тамож. кодекс; др. фин. органы.Стр-ра системы гос. фин.:1)Ф гос. предприятий сферы матер. произв-ва;2)Ф гос. организаций непроизв. сферы (гос. бюджет, гос. кредит, внебюджетные фонды).Фин. хоз-их субъектов:  1)Ф предпр-ий мат. производства-Ф промышленности-Ф с/х - Ф строит. - Ф груз. транспорта-Ф связи и др.2)Ф учреждений и организаций непроиз. сферы:-Ф образования-Ф культуры и искусства-Ф науки-Ф ЖКХ-коммерч., страховых орг-ий - общественных орг-ий –здравохранения.

 

 

5-6.  Необходимость и сущность финансовой политики, ее основные элементы.

Фин.политика гос-ва - сфера деят-ти гос-ва,направ.на мобилизацию фин.ресурсов,их рац.распределение и использ.для осущ-ия гос-ом своих ф-ий.Она явл.частью общей эк-ой политики гос-ва. Реализуется ч/з фин.механизм,его рычаги и стимулы.

 Фин.механизм - сов-ть методов,форм,инструментов,рычагов и стимулов воздействия на соц.-эк.развитие общества,в процессе распред-ия и перераспр.прибавочного продукта.

 Фин.стимулы - рассм как поощрение за выс.показатели в той или иной сфере. К стимулам относ. - усл и  порядок формирования доходов, накоплений, фондов; -усл.ипринципы финансирования,их кредитование.

  Фин.механизм - эк-ая система, к-ая выделяется из фин.системы общ-ва.Каждая из составных частей фин.системы созд.свой фин.механизм.

    Фин.политика законодат.закрепляется в соотв-их нормативных актах.

   Требования,предъявл.к фин.пол.:1)научный подход;2)учёт специфики истор.условий кажд.этапа развития общества;3)тщательное изуч.прошлого опыта,анализ новых,наметившихся тенденций,процесс явлений мир.опыта;4)соблюдение комплексного подхода при выработке фин.пол.(необх.учитывать тесную взаимосвязь фин.пол.с др.состовляющими общ.эк-ой пол.гос-ва);5)предвидение последствий намечаемых фин.мероприятий;6)повышение эффект-ти использования фин.ресурсов;7)наличие обширной и достоверной инфо по фин.показателям эк-ой ситуации и возможностям гос-ва.

    Цели фин.пол.:1)наиб.полная мобилизация фин.ресурсов для удовлетворения потребностей гос-ва;2)фин.пол.должна способствовать обеспечению фин.ресурсами целевых программ;3)способств.развитию эк-их связей с др.гос-ми,созд.совместных предприятий.

  ФП квлюч:1)фин.отношения (отн-я м/у гос-ом и субъектами хоз.по поводу формиров.и использ.фин.рес).  2)фин.механизм (практич воплощение фин.пол.).

  Содержание фин.пол.опр-ся единством 3 осн.звеньев:1) выработка научно-обоснов.концепций развития фин.;2)определение осн.направлений использ-ия фин.;3)осущ-ие практич.действий,направ.на достиж. поставл целей.

 Инструменты фин.пол.: цены,ур.з/пл.,спец.налог.льготы, тамож.пошлины, усл. формирования прибыли,кредитование ч/з учётную ставку.

Элементы фин.пол.:1)ден.-кред.пол.-сов-ть мероприятий,осущ.в ден.-кред.сфере с целью регулир-ия эк-ки;

2)бюджетно-фин.пол.-распред.централиз.фонда ден.ср-в гос-ва по отраслевому,целевому и территор.назначению,огранич.бюдж.доходом.

3)налоговая пол.-разраб.,принятие и реализация решений законодат.уровня относительно налоговой системы в целях достижения общ-ом необх.экон.и соц.результатов.

 

 

7. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ управ-я финансами

Управление финансами-действия гос-ва,направл.на выработку,реализ.и совершение фин.пол.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая

независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.Задачи:нахождение оптимума в сочетании кратко- и долгосрочных задач развития предприятия;ограниченное вхождение в экономическую стратегию фирмы;маркетинговой, ценовой, инвестиционной, кадровой, технической, технологической и экологической стратегии фирмы;нахождение форм и методов достижения максимальных финансовых результатов деятельности фирмы и др.

 

Гос.управление фин.состоит из 2-ух взаимосвяз.частей: 1)выработка фин.пол.;2)процесс упр-ния фин.

Объект управления-виды фин.отношений,сваяз-ые с формированием,распределением и использованием децентрализ. И централиз.фондов ден.средств.

Субъект управления-органы управления финансами.

Элементы управления финансами:планирование;оперативное управление;контроль.

Виды управления финансами:1)статистическое управление(определение объёма фин.ресурсов посредством прогнозирования на перспективу,определение потребности рес-в для осущ-я крупномасштабных фин.программ);  2)оперативное управление(повседневная,текущая работа фин.аппарата,фин.служб предприятий,фин.управлений мин-в и ведомств).

Методы управления фин.:1)административные(в приказном порядке);2)экономические(на внутр.эк.потребности предпр.,на самостоят.реш.эк.и фин проблем).

 

8. Органы управления  финансами, их задачи и функции.

Управление фин. осущ. спец. органы, к-ые делятся на: 1)органы общего направления фин. (Президент, нац. собрание, местные органы гос. власти.

Функции:

- определение фин. пол.;

- разработка, рассмотрение и утверждение  основополагающ. форм фин.отношений в виде законов, дикретов;

- осущ-ие общегос. контроля за соблюдением фин. законодательства.

Местные органы управления финансами разрабатывают формы финн. отнош., имеющих регионал значение. Данные формы не должны вступать в противоречия с общегос формами финанс. отношений.

2)органы оперативного управления  финансами: мин. фин.; правительство, местные  гос. исполнительные органы, мин. по  налогам и сборам, нац. банк, комитет  гос. контроля, гос. тамож. комитет.

Функции:

- реализ. на практике принятой  фин. пол.;

- изучение эффект-ти функционирования  действующ. формы фин. отношений  и внесение предложений по  их совершению. 3)органы отраслевого  управления финансами:фин. управления министерств и ведомств, фин. отделы предприятий и организаций.

Функции:

- применяют на практике установл. законодательством форм фин. отношений;

-проверяют путём внутриведомств. и внутрихоз. контроля соблюдение  этих форм;

-разрабатывают, утверждают, изучают, применяют, соверш. формы фин. отношений, предназначенные для осущ-ия внутрихоз. расчёта.

 

9.  финансовое планирование  и прогнозирование.

Прогнозирование-субъект.деят-ть людей по созданию прогнозов. В отношение финансов-это механизм предвидения состояния фин.конкр. субъекта эконом. отношений в буд.на к-либо перспективу.

 Цель фин.прогноз-я: разработка и обоснование осн.параметров фин.развития.

Объект-1)фин.отношения;2)фин.потоки;3)фин.фонды.

Задачи:определение реал.-возможного объёма фин.ресурсов;источников их формирования и использование этих рес.в прогнозном периоде.

  Фин.прогноз предусматривает направленности фин.изменений. М.б.научным и ненаучным.

Методы фин.прогноза:1)моделирование;2)м-д экспертных оценок;3)м-д ситуац.анализа;4)группа эк.-матем.методов.

Виды фин.прогнозов по периоду охвата: 1)краткоср.(до1г.);2)среднеср.(от 1 до 5 лет);3)долгоср.(от 5 до 50лет);5)сверхдолгоср.(от 50 и больше).

Объекты финанс. планирования: 1)

- финанс. ресурсы

- капитал

- финанс. деят-ть

Цель финансового планирования: обоснование мероприятий финанс. политики и финн. возможностей её реализации.

Методы фин планирования:

- расчётно-аналитический

- коэффициентный

- нормативный

- оптимизация плановых решений

- балансовый

- программно-целевой

 

10. Принципы и методы финансового пла-я и прог-я

Методы фин.прогноза:1)моделирование;2)м-д экспертных оценок;3)м-д ситуац.анализа;4)группа эк.-матем.методов.

Принципы планир-я:1) Гибкости( необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хоз. операции. 2) Координации( Взаимосвязь и синхронность произ. и финн. планов, планах на разных уровнях гос-го упр-я, планах отдельных подразделений пред-я3)непрерывности(систематичность план-я в рамках установленного горизонта план-я 4)соотношения сроков(получение и исп-е ср-в в четко устан-е сроки) 5)платежеспособности( наличие ликвидных ср-в для погашения краткосрочных обяз-в 6) рентаб-ти капиталовложений (цена заемного капитала дБ ниже рентаб-ти проектируем. инвестиций) 7)сбалансированности рисков8) предельной рен-ти9)достаточной точности. 
Методы фин планирования:

- расчётно-аналитический(примин-ся на основе анализа движения финн. ресурсов за истекший период с учетом прогнозных оценок на будущее)

- коэффициентный

- нормативный( исп-е заранее введенных норм и нормативов)

- оптимизация плановых решений( составление нескольких вариантов плановых расчетов, из кот. выбирают оптимальный на основе различных критериев)

- балансовый( предназначен для увязки расходов с источниками их покрытия, согласование стоимостных и натур. показателей и пропорций)

- программно-целевой

 

11. Система финансовых  планов и прогнозов, их содерж. и хар-ка

Фин.планировае на практике реализуется в системе фин.планов,к-ые выгледят след.обр.:

1)Гос.бюджет

2)Отраслевые планы

3)Фин.планы субъектов хозяйствования.

Классификация фин.планов:

1)По степени принуждения к  исполнению: а)обязательные4б)директивные;в)индикативные.

2)По продолж.:а)краткоср.;б)среднеср.;в)долгосрочные.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"