Таким образом, реализация принципа
приоритета экономических мер в реализации
государственной политики в области валютного
регулирования представляет собой важный
элемент механизма валютного регулирования
внешнеторговой сферы, которой обеспечивает
эффективное действие используемых государством
валютных ограничений. За годы применения
он претерпел эволюционные изменения,
в ходе которых приобрел качества системного
явления. В настоящее время этот принцип
совершенствуется в направлении, обусловленном
либерализацией валютной политики российского
государства.
2.2. Таможенные органы
Российской Федерации, реализующие принцип
исключения неоправданного вмешательства
государства и его органов в валютные
операции резидентов и нерезидентов
Исходя из места в системе
государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности, которое таможенные органы
занимают, их функции по реализации
принципа исключения неоправданного вмешательства
государства и его органов в валютные
операции резидентов и нерезидентов ограничиваются
по преимуществу контролирующими действиями
в отношении валютных операций резидентов
и нерезидентов, связанных с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Таможенного союза.
К этим операциям применяются
валютные ограничения, требующие: 1) получения
резидентами от нерезидентов в сроки,
предусмотренные экспортными контрактами,
на свои банковские счета в уполномоченных
банках иностранной валюты или валюты
РФ, причитающейся за переданные нерезидентам
товары; 2) возврата в РФ денежных средств,
уплаченных нерезидентам в соответствии
с импортными контрактами, за не ввезенные
на таможенную территорию Таможенного
союза (не полученные на таможенной территории
Таможенного союза) товары. Поэтому таможенные
органы направляют свои основные усилия
на обеспечение действия данных ограничений17. Кроме того, в их компетенцию
входит контроль соблюдения эквивалентности
и сроков встречных поставок при исполнении
внешнеторговых бартерных сделок, за действием
ограничений, касающихся трансграничных
операций, а также контроль за соблюдением
законности валютных операций, сопровождающих
внешнеторговые сделки, порядка и сроков
оформления паспорта сделок.
В осуществлении валютного
контроля принимают участие все
уровни системы таможенных органов
Таможенного союза посредством
выполнения определенных функций их
специализированными подразделениями18.
На уровне Центрального аппарата
ФТС этим занимается Управление торговых
ограничений, экспортного и валютного
контроля. Оно обеспечивает формирование
и совершенствование ведомственной составляющей
нормативной базы валютного контроля,
представляет интересы ФТС в государственных
и иных органах при рассмотрении вопросов
валютного контроля, входящих в компетенцию
таможенной службы, осуществляет общее
методическое руководство координацию
деятельности таможенных органов, связанной
с валютным контролем, контролирует выполнение
нижестоящими таможенными органам своих
функций, организует информационный обмен,
в том числе межведомственный19.
Полномочия регионального
таможенного управления (далее РТУ)
в сфере валютного контроля определяются
Общим положением о региональном
таможенном управлении, утвержденном
Приказом ФТС РФ от 12.01.2005 г. № 7. Эти полномочия
состоят в осуществлении:
- валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза;
- контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок;
- контроля валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей и внутренних ценных бумаг через таможенную границу Таможенного союза;
- координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов;
- взаимодействия с органами и другими агентами валютного контроля, в обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов20.
В РТУ функции валютного
контроля выполняются Подразделением
валютного контроля. Основное содержание
его деятельности определяется Приказом
ФТС РФ от 03.03.2011 г. N 478 «Об утверждении
типовых положений о подразделениях
валютного контроля таможенных органов»
и состоит в следующем:
- организация и осуществление в регионе деятельности РТУ валютного контроля;
- проведение анализа и систематизация информации по сделкам, не подпадающим под действие автоматизированных технологий контроля, относящегося к компетенции Подразделения, реализуемых с использованием паспортов сделок, а также осуществление контроля за правомерностью и обоснованностью перемещения товаров по указанным сделкам в регионе деятельности РТУ; организация и проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, возбуждение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), осуществление производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП России, а также прием сообщений о преступлениях, оформление протоколов принятия устного заявления о преступлении и составление рапортов об обнаружении признаков преступления21;
- анализ результатов проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок и таможенных проверок, проведенных другими структурными подразделениями РТУ, в ходе которых рассмотрены вопросы соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
- анализ деятельности подчиненных таможенных органов, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
- осуществление взаимодействия с органами и агентами валютного контроля, учреждениями Банка России, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, обеспечение взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов;
- разработка проектов профилей риска, методическое руководство деятельностью подразделений подчиненных таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности Подразделения;
- анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, в части контроля, относящегося к компетенции Подразделения, на основе показателей и согласно порядку, определяемому ФТС России;
- участие в составе комиссий РТУ и ФТС России в проверках подчиненных таможенных органов в части вопросов, относящихся к компетенции Подразделения;
- обобщение и анализ статистических данных о результатах контроля, относящегося к компетенции Подразделения, а также представление в ФТС России отчетов по осуществлению функций контроля, относящегося к компетенции Подразделения, по установленным формам и в сроки, установленные ФТС России;
- рассмотрение в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения;
- организация стажировок и мероприятий по обмену опытом должностных лиц подразделений подчиненных таможенных органов, содействие повышению уровня квалификации подчиненных должностных лиц;
- организация в пределах своей компетенции взаимодействия между подчиненными таможенными органами в решении поставленных перед ними задач, а также Подразделения с другими структурными подразделениями РТУ; учет потребностей структурных подразделений подчиненных таможенных органов в вычислительной и оргтехнике, правовых актах и справочной литературе;
- ведение делопроизводства Подразделения, а также организация работ по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Подразделения, контроль за организацией указанных работ в подразделениях подчиненных таможенных органов;
- подготовка заключений соответствующим структурным подразделениям РТУ по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;
- согласование (визирование) проектов решений, подготовленных соответствующими структурными подразделениями РТУ, по жалобам, заявлениям организаций и граждан в части вопросов, относящихся к компетенции Подразделения;
- участие в проверках подчиненных таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции подразделений валютного контроля22.
Значительный объем работы
по осуществлению валютного контроля
приходится на таможню. Подразделение
валютного контроля является структурным
подразделением таможни, осуществляющим
в пределах своей компетенции контроль
за валютными операциями, связанными с
перемещением товаров через таможенную
границу Таможенного союза, а также с ввозом
товаров в Российскую Федерацию и их вывозом
из Российской Федерации, в соответствии
с международными договорами государств
- членов Таможенного союза, валютным законодательством
Российской Федерации и принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами органов
валютного регулирования.
Основные функции Подразделения:
- принятие решений по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, возникающим в ходе совершения таможенных процедур и осуществления таможенного контроля;
- проведение контроля за соблюдением структурными подразделениями таможни, подчиненными таможенными постами порядка осуществления контроля;
- организация и проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, возбуждение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП России, а также прием сообщений о преступлениях, оформление протоколов принятия устного заявления о преступлении и составление рапортов об обнаружении признаков преступления23;
- осуществление мероприятий по реализации системы управления рисками в рамках изданных профилей риска по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, а также организация работы по анализу данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности Подразделения;
- формирование и анализ электронных баз данных, обеспечивающих деятельность Подразделения по осуществлению контроля и учету его результатов;
- учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу Таможенного союза физическими и юридическими лицами валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;
- учет и систематизация карточек с образцами оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, а также доведение их до подчиненных таможенных постов;
- анализ деятельности структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
- участие в обучении и приеме квалификационных экзаменов у должностных лиц структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения;
- выявление и анализ причин и условий, способствующих нарушению должностными лицами таможни и подчиненных таможенных постов требований валютного законодательства, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, а также требований нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам валютного контроля, разработка мероприятий и внесение предложений о принятии мер, направленных на устранение таких причин и условий;
- подготовка заключений соответствующим структурным подразделениям таможни по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;
- согласование (визирование) проектов решений, подготовленных соответствующими структурными подразделениями таможни, по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан в части вопросов, относящихся к компетенции Подразделения24.
Таможенные посты –
низший уровень организации таможенной
системы Российской Федерации – участвуют
в осуществлении валютного контроля в
ходе выполнения их должностными лицами
своих основных функций по таможенному
оформлению и таможенному контролю товаров
и транспортных средств при пересечении
ими таможенной границы Таможенного союза25.
Итак, таможенные органы, воплощающие
принцип исключения неоправданного вмешательства
государства и его органов в валютные
операции резидентов и нерезидентов, осуществляют
свою деятельность на системной основе,
посредством четкого распределения компетенции
по различным уровням своей организации,
обеспечивая тем самым выполнение в полной
мере функции, установленной Федеральным
законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания курсовой
работы были подробно рассмотрены теоретические
аспекты сущности валютного контроля,
а также исследованы фундаментальные
принципы валютного контроля, как составной
элемент системы регулирования национальной
экономики. В результате проведенного
исследования были подведены соответствующие
итоги.
Система государственного валютного
контроля является составной частью
набора мер, проводимых государством в
рамках валютной политики, которая, в
свою очередь, является подсистемой
структуры более масштабного
уровня - государственного контроля26.
Государственный валютный контроль
- это система мер, принимаемых
правительством с целью упорядочения
обращения иностранных валют
внутри страны, для стабилизации макроэкономической
ситуации, посредством установления
контроля со стороны государства
над операциями с валютами и экспортно-импортными
сделками резидентов. К основным целям
валютного контроля в России можно
отнести:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Для рассмотрения системы
валютного контроля необходимо выделить
объекты и субъекты, связанные
с ее функционированием. Так, к субъектам
валютного контроля можно отнести органы
валютного контроля, агенты валютного
контроля, резидентов и нерезидентов.
Объектами системы валютного контроля
являются валютные ценности, валютные
операции27.
Органами валютного контроля
в Российской Федерации являются
Центральный банк Российской Федерации,
федеральный орган (федеральные
органы) исполнительной власти, уполномоченный
(уполномоченные) Правительством Российской
Федерации.
Создание эффективной
системы валютного регулирования
и валютного контроля, разработка
комплекса мер, препятствующих проведению
незаконных операций с валютными
ценностями и оттоком российских
капиталов за рубеж - важные задачи,
стоящие перед Центральным банком
Российской Федерации.
Агентами валютного контроля
являются уполномоченные банки, подотчетные
Центральному банку Российской Федерации,
государственная корпорация «Банк
развития и внешнеэкономической деятельности»,
а также не являющиеся уполномоченными
банками профессиональные участники рынка
ценных бумаг, в том числе держатели реестра
(регистраторы), подотчетные федеральному
органу исполнительной власти по рынку
ценных бумаг, таможенные органы и налоговые
органы.
Форма валютного контроля
выражается в конкретных способах и
средствах организации контрольных
действий субъектов валютных правоотношений.
В зависимости от времени совершения валютного
контроля выделяют предварительный, текущий
и последующий валютный контроль. В зависимости
от специфики контрольных полномочий
государственных органов в валютной сфере
можно выделить такие формы контроля,
как непосредственный валютный контроль
и опосредованный валютный контроль.
Специфика объекта валютного
контроля обусловила многообразие видов
валютного контроля. В зависимости
от валютно-правового статуса субъектов,
осуществляющих валютный контроль, он
подразделяется на контроль органов
валютного контроля и контроль агентов
валютного контроля.
Основными принципами валютного
контроля в Российской Федерации
являются:
- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
- единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.