Принципы валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучениеосновополагающихпринципов валютного контроля.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
 раскрыть понятие, виды и формы валютного контроля;
 изучить основные принципы валютного контроля;
 рассмотретьреализацию фундаментальных принципов валютного контроля через валютный контроль за экспортно-импортными операциями в Российской Федерации;
 исследовать таможенные органы как агента валютного контроля, воплощающего принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Понятие, виды и формы валютного контроля, как инструмент единого механизма валютного регулирования 6
1.2. Основные принципы валютного контроля, нивелирующие разночтения валютного законодательства 9
ГЛАВА II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 16
2.1. Принцип приоритета экономических мер в реализации государственной политики, воплощённый в валютном контроле за экспортно-импортными операциями в Российской Федерации 16
2.2. Таможенные органы Российской Федерации, реализующие принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

курсовая махлачёва.docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

В рассматриваемом принципе возросшая экономическая самостоятельность  Российской Федерации, переход от не приносящих эффекта административных предписаний и запретов к регулятивному  способу воздействия на валютные отношения.

2. Исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов.

Рассматриваемое правовое предписание  отражает общую либерализацию современного российского валютного законодательства. В результате анализа валютного  законодательства можно сделать  вывод, что в Российской Федерации  в отношении валютных операций между  резидентами и нерезидентами  действует принцип «разрешено все, что не запрещено»; в отношении  валютных операций между резидентами  – «запрещено все, что не разрешено»; применительно к валютным операциям  между нерезидентами – «разрешено то, что прямо предписано».

Присутствие государства  в лице компетентных органов в  сфере валютных операций резидентов и нерезидентов должно быть обусловлено  экономическими, политическими причинами  и закреплено законодательством.

Рассматриваемый принцип  ограничивает участие государства  в тех валютных операциях, непосредственным участником которых оно не является. Подобное предписание соответствует  либерализации российской экономики  и вытекает из конституционных гарантий экономических прав и свобод человека и гражданина.

Так, ст. 8 Конституции гарантирует  свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической  деятельности.

Часть 1 ст. 17 Конституции  устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам межгосударственного права и в соответствии с Конституцией. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Частью 1 ст. 19 Конституции  закреплено, что все равны перед  законом и судом. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждения, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Запрещаются  любые формы и ограничения  прав и граждан по признакам, социальной, расовой, национальной языковой и религиозной  принадлежности.

На основании ч. 1 ст. 34 Конституции каждый имеет право  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности. Часть 2 ст. 35 Конституции устанавливает  право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами9.

3. Единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации.

Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, которая направлена на обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего  валютного рынка как факторов эффективного развития национальной экономики  и международного экономического сотрудничества. Взаимозависимость внешней и  внутренней валютной политики государства  предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общей цели, что, несомненно, предполагает согласование и сочетание мер  государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории Российской Федерации, и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Рассматриваемый принцип  согласуется с Конституцией внешней  политики Российской Федерации, которая  представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления  внешнеполитической деятельности России. Защита интересов личности, общества и государства является высшим приоритетом  внешнеполитического курса России10.

4. Единство системы валютного  регулирования и валютного контроля.

Этот принцип вытекает как из самого названия Закона о  валютном регулировании, так и из его ст. 2, согласно которой данный Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования  и валютного контроля. В этом отношении Закон о валютном регулировании по своей структуре отчасти совпадает с Налоговым кодексом  Бюджетным кодексом, которые также содержат в себе нормы налогового и бюджетного регулирования, а также положения о финансовом контроле в соответствующих сферах правового регулирования.

Необходимость единой и согласованной  системы валютного регулирования  и валютного контроля является закономерной, поскольку государство может  обеспечить соблюдение условий и  порядка проведения валютных операций главным образом путем контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Принцип единства системы  валютного регулирования и валютного  контроля реализован в нормах Закона о валютном регулировании, устанавливающих  правовой статус органов валютного  регулирования и валютного контроля.

5. Обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

Рассматриваемый принцип  является дополнением принципа об исключении неоправданного вмешательства государства  в валютные операции резидентов и нерезидентов. Выводя государство из непосредственного «ежедневного» присутствия в сфере валютных отношений частных субъектов, законодатель, тем не менее, предписывает ему обеспечить защиту прав и экономических интересов участников валютных операций. Следовательно, Государственная деятельность по валютному регулированию должна обеспечивать права и экономические интересы резидентов и нерезидентов валютных операций.

В преамбуле Закона о валютном регулировании установлено, что  целью валютного законодательства является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и  стабильности внутреннего валютного  рынка РФ. Названные цели правового  регулирования соответствуют интересам  подавляющего большинства участников валютных операций, что позволяет  сделать вывод о совпадении целей  валютного регулирования, заявленных в Законе о валютном регулировании, и интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций11.

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при осуществлении  валютных операций основан на следующих  конституционных гарантиях защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:

  • право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35 Конституции);
  • государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции);
  • каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции).

Возможность использования  перечисленных конституционных  прав нерезидентами  обеспечивается ч. 3 ст. 62 Конституции, согласно которой  иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации12.

В качестве субъектов валютного  права все граждане России, коллективные и территориальные субъекты имеют  между собой равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское валютное законодательство может устанавливать  некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет государства: предъявлять более жесткие условия  аккредитации филиалов иностранных  кредитных организаций; вводить  ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде российских банков; определять особый порядок  лицензирования валютных операций, участия  нерезидентов в налоговых отношениях и так далее. Подобное соотношение  финансово-правового статуса внутренних и иностранных субъектов присуще  многим странам, в том числе с  развитой формой экономики и устойчивой национальной валютой.

Обеспечение государством равной защиты прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов достигается  посредством установления ст. 23 Закона о валютном регулировании ответственности  органов и агентов валютного  контроля и их должностных лиц  за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Субъекты валютных отношений вправе обжаловать неправомерные действия (бездействия) органов и агентов валютного контроля в общеустановленном порядке13.

Из вышеизложенного можно  сделать вывод, что закрепленные в Законе о валютном регулировании  принципы валютного регулирования  и валютного контроля свидетельствуют  о стремлении законодателя использовать валютное регулирование и валютный контроль как составные элементы системы регулирования национальной экономики.

Принципы валютного регулирования  и валютного контроля имеют важное значение при толковании и применении актов валютного законодательства  и актов органов валютного регулирования. Данные правовые ориентиры необходимы как для органов валютного регулирования и других субъектов нормотворчества, так и для правоприменительных органов, в том числе при рассмотрении дел, связанных с юридическими коллизиями – расхождениями или противоречиями между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими валютные отношения.

 

ГЛАВА II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. Принцип приоритета экономических мер в реализации государственной политики, воплощённый в валютном контроле за экспортно-импортными операциями в Российской Федерации

 

В ходе обслуживания внешнеэкономической  деятельности клиентов уполномоченные российские банки осуществляют валютный контроль за проведением резидентами и нерезидентами операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной деятельности, цель которого состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение действующего законодательства, нормативных актов Центрального Банка РФ и Правительства РФ и не допустить отмывания «грязных денег» на территории Российской Федерации. Контроль за экспортом товаров введен в РФ с 1994 г.

Валютный контроль за экспортом  и импортом товаров, работ, услуг  и продуктов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации осуществляется на основе Соглашения о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 15 августа 2005 г. № 06-30/21, 01-48/9 и в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»14.

В соответствии со ст. 19 Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», обязаны в сроки, предусмотренные  внешнеторговыми договорами, обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них15.

Резиденты вправе не зачислять  на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих  случаях:

  • при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на срок свыше двух лет;
  • при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
  • при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;
  • при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций16.

Информация о работе Принципы валютного контроля