В рассматриваемом принципе
возросшая экономическая самостоятельность
Российской Федерации, переход от не
приносящих эффекта административных
предписаний и запретов к регулятивному
способу воздействия на валютные
отношения.
2. Исключение неоправданного
вмешательства государства и
его органов в валютные операции
резидентов и нерезидентов.
Рассматриваемое правовое предписание
отражает общую либерализацию современного
российского валютного законодательства.
В результате анализа валютного
законодательства можно сделать
вывод, что в Российской Федерации
в отношении валютных операций между
резидентами и нерезидентами
действует принцип «разрешено все,
что не запрещено»; в отношении
валютных операций между резидентами
– «запрещено все, что не разрешено»;
применительно к валютным операциям
между нерезидентами – «разрешено
то, что прямо предписано».
Присутствие государства
в лице компетентных органов в
сфере валютных операций резидентов
и нерезидентов должно быть обусловлено
экономическими, политическими причинами
и закреплено законодательством.
Рассматриваемый принцип
ограничивает участие государства
в тех валютных операциях, непосредственным
участником которых оно не является.
Подобное предписание соответствует
либерализации российской экономики
и вытекает из конституционных гарантий
экономических прав и свобод человека
и гражданина.
Так, ст. 8 Конституции гарантирует
свободное перемещение финансовых
средств и свободу экономической
деятельности.
Часть 1 ст. 17 Конституции
устанавливает, что в Российской
Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам межгосударственного права и
в соответствии с Конституцией. Согласно
ч. 2 ст. 17 Конституции основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
Частью 1 ст. 19 Конституции
закреплено, что все равны перед
законом и судом. Согласно ч. 2 ст.
19 Конституции государство гарантирует
равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к
религии, убеждения, принадлежности к
общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются
любые формы и ограничения
прав и граждан по признакам, социальной,
расовой, национальной языковой и религиозной
принадлежности.
На основании ч. 1 ст. 34
Конституции каждый имеет право
на свободное использование своих
способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности.
Часть 2 ст. 35 Конституции устанавливает
право иметь имущество в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться
им как единолично, так и совместно
с другими лицами9.
3. Единство внешней и
внутренней валютной политики
Российской Федерации.
Валютная политика представляет
собой составную часть внутренней
и внешней политической деятельности
государства, которая направлена на
обеспечение устойчивости национальной
валюты и стабильности внутреннего
валютного рынка как факторов
эффективного развития национальной экономики
и международного экономического сотрудничества.
Взаимозависимость внешней и
внутренней валютной политики государства
предопределяется наличием у данных
видов государственной деятельности
общей цели, что, несомненно, предполагает
согласование и сочетание мер
государственного регулирования валютных
операций, осуществляемых на территории
Российской Федерации, и валютных операций,
связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Рассматриваемый принцип
согласуется с Конституцией внешней
политики Российской Федерации, которая
представляет собой систему взглядов
на содержание и основные направления
внешнеполитической деятельности России.
Защита интересов личности, общества
и государства является высшим приоритетом
внешнеполитического курса России10.
4. Единство системы валютного
регулирования и валютного контроля.
Этот принцип вытекает
как из самого названия Закона о
валютном регулировании, так и из
его ст. 2, согласно которой данный
Закон устанавливает правовые основы
и принципы валютного регулирования
и валютного контроля. В этом отношении
Закон о валютном регулировании по своей
структуре отчасти совпадает с Налоговым
кодексом Бюджетным кодексом, которые
также содержат в себе нормы налогового
и бюджетного регулирования, а также положения
о финансовом контроле в соответствующих
сферах правового регулирования.
Необходимость единой и согласованной
системы валютного регулирования
и валютного контроля является закономерной,
поскольку государство может
обеспечить соблюдение условий и
порядка проведения валютных операций
главным образом путем контроля
за их соблюдением и применением мер ответственности
к нарушителям валютного законодательства.
Принцип единства системы
валютного регулирования и валютного
контроля реализован в нормах Закона
о валютном регулировании, устанавливающих
правовой статус органов валютного
регулирования и валютного контроля.
5. Обеспечение государством
защиты прав и экономических
интересов резидентов и нерезидентов
при осуществлении валютных операций.
Рассматриваемый принцип
является дополнением принципа об исключении
неоправданного вмешательства государства
в валютные операции резидентов и нерезидентов.
Выводя государство из непосредственного
«ежедневного» присутствия в сфере валютных
отношений частных субъектов, законодатель,
тем не менее, предписывает ему обеспечить
защиту прав и экономических интересов
участников валютных операций. Следовательно,
Государственная деятельность по валютному
регулированию должна обеспечивать права
и экономические интересы резидентов
и нерезидентов валютных операций.
В преамбуле Закона о валютном
регулировании установлено, что
целью валютного законодательства
является обеспечение реализации единой
государственной валютной политики,
а также устойчивости валюты РФ и
стабильности внутреннего валютного
рынка РФ. Названные цели правового
регулирования соответствуют интересам
подавляющего большинства участников
валютных операций, что позволяет
сделать вывод о совпадении целей
валютного регулирования, заявленных
в Законе о валютном регулировании,
и интересов резидентов и нерезидентов
при осуществлении валютных операций11.
Принцип обеспечения государством
защиты прав и экономических интересов
резидентов и нерезидентов при осуществлении
валютных операций основан на следующих
конституционных гарантиях защиты
экономических прав и свобод человека
и гражданина:
- право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35 Конституции);
- государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции);
- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции).
Возможность использования
перечисленных конституционных
прав нерезидентами обеспечивается
ч. 3 ст. 62 Конституции, согласно которой
иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности
наравне с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации12.
В качестве субъектов валютного
права все граждане России, коллективные
и территориальные субъекты имеют
между собой равную и полную по
объему финансовую правоспособность.
Для иностранных субъектов российское
валютное законодательство может устанавливать
некоторые ограничения, защищающие
финансовый суверенитет государства:
предъявлять более жесткие условия
аккредитации филиалов иностранных
кредитных организаций; вводить
ограничения на участие иностранного
капитала в уставном фонде российских
банков; определять особый порядок
лицензирования валютных операций, участия
нерезидентов в налоговых отношениях
и так далее. Подобное соотношение
финансово-правового статуса внутренних
и иностранных субъектов присуще
многим странам, в том числе с
развитой формой экономики и устойчивой
национальной валютой.
Обеспечение государством равной
защиты прав и экономических интересов
резидентов и нерезидентов достигается
посредством установления ст. 23 Закона
о валютном регулировании ответственности
органов и агентов валютного
контроля и их должностных лиц
за нарушение ими прав резидентов
и нерезидентов. Субъекты валютных
отношений вправе обжаловать неправомерные
действия (бездействия) органов и агентов
валютного контроля в общеустановленном
порядке13.
Из вышеизложенного можно
сделать вывод, что закрепленные
в Законе о валютном регулировании
принципы валютного регулирования
и валютного контроля свидетельствуют
о стремлении законодателя использовать
валютное регулирование и валютный
контроль как составные элементы
системы регулирования национальной
экономики.
Принципы валютного регулирования
и валютного контроля имеют важное
значение при толковании и применении
актов валютного законодательства
и актов органов валютного регулирования.
Данные правовые ориентиры необходимы
как для органов валютного регулирования
и других субъектов нормотворчества, так
и для правоприменительных органов, в
том числе при рассмотрении дел, связанных
с юридическими коллизиями – расхождениями
или противоречиями между отдельными
нормативными правовыми актами, регулирующими
валютные отношения.
ГЛАВА II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ
СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Принцип приоритета
экономических мер в реализации государственной
политики, воплощённый в валютном контроле
за экспортно-импортными операциями в
Российской Федерации
В ходе обслуживания внешнеэкономической
деятельности клиентов уполномоченные
российские банки осуществляют валютный
контроль за проведением резидентами
и нерезидентами операций по экспорту
и импорту товаров, работ, услуг и продуктов
интеллектуальной деятельности, цель
которого состоит в том, чтобы обеспечить
соблюдение действующего законодательства,
нормативных актов Центрального Банка
РФ и Правительства РФ и не допустить отмывания
«грязных денег» на территории Российской
Федерации. Контроль за экспортом товаров
введен в РФ с 1994 г.
Валютный контроль за экспортом
и импортом товаров, работ, услуг
и продуктов интеллектуальной деятельности
в Российской Федерации осуществляется
на основе Соглашения о взаимодействии
Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора и Федеральной таможенной
службы Российской Федерации от 15 августа
2005 г. № 06-30/21, 01-48/9 и в соответствии
с Федеральным законом «О валютном
регулировании и валютном контроле»14.
В соответствии со ст. 19 Закона
при осуществлении внешнеторговой
деятельности резиденты, если иное не
предусмотрено Законом «О валютном
регулировании и валютном контроле»,
обязаны в сроки, предусмотренные
внешнеторговыми договорами, обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них15.
Резиденты вправе не зачислять
на свои банковские счета в уполномоченных
банках иностранную валюту или валюту
Российской Федерации в следующих
случаях:
- при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на срок свыше двух лет;
- при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
- при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
- при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;
- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
- при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций16.