Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..

Файлы: 4 файла

74 новая.docx

— 331.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Копия 55 новая.docx

— 129.53 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тема 69.новая.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….. 3

           1 Система социальной защиты населения 

     1.1 Сущность системы социальной защиты населения……………….. 5

     1.2 Направления социальной политики………….…………………….. 15

2 Финансово-правовое регулирование социальной  защиты граждан  

     2.1 Подходы к финансовому обеспечению социальной защиты…….. 18

Заключение………………………………………………………………….. 28

Список использованных источников……………………………………… 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.

Многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, издав один или даже несколько нормативных актов, хоть немного отвечающих экономическому и социальному положению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поколениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.

Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.

Целью данной работы является рассмотреть  финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

– определить сущность системы социальной защиты населения;

– исследовать развитие  системы социальной защиты;

– определить направления социальной политики;

– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.

Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.

Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.

Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г.,  Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

В первой главе говорится о системе социальной защиты населения,                  во второй – о финансово-правовом регулировании социальной  защиты граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               1 Система социальной защиты населения

1.1 Сущность системы социальной защиты населения

В Конституции РФ достаточно четко сформулированы основные положения в сфере социальной защиты граждан. Социальная защита населения - это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека [17, с. 22].

В социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д.[17, с. 22].

Следовательно, социальная защита населения - это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

Из этой формулы со всей очевидностью следует, что проблематика социальной защиты населения гораздо шире круга вопросов, решаемых социальным обеспечением, а последний можно рассматривать как важнейшую составляющую первой.

Социальная защита населения представляет собой историческое явление, которое подвергалось постепенным изменениям. Эволюция социальной защиты совершается в тесной связи с экономической эволюцией государства и общества. В любом обществе — феодальном, капиталистическом, социалистическом и пр. постоянно присутствуют риски, которым подвержен, по сути, каждый человек. Это риски лишения средств существования, потери трудоспособности в результате болезни или травмы, старость, безработица и пр. Вместе с тем в обществе и государстве также существует в той или иной форме система мер, которые призваны нивелировать эти риски [19, с. 545].

Развитие рыночной экономики в современной России также сопровождается возникновением проблем в социальной сфере государства. Это связано с дифференциацией доходов населения в различных секторах экономики. Государство в свою очередь стремится минимизировать негативные последствия перехода к рыночной экономики и одно из наиболее важных направлений здесь является социальная защита различных социальных групп населения. На практике используются следующие формы защиты граждан: личная взаимопомощь работников предприятия, благотворительность, социальная помощь, социальное страхование, социальное обеспечение и др. Все эти виды защиты объединяют общим названием «социальная защита» населения, которая является неотъемлемой частью социально-экономических отношений общества. Впервые термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, в соответствии с которым были узаконены пенсии по старости и пособия по безработице и чуть позже в него были внесены дополнения о помощи бедным, инвалидам, сиротам. После чего этот термин стал широко использоваться и другими странами, а также международной организацией труда МОТ[17, с. 15].

В научной литературе нет однозначной формулировки понятия «социальная защита», это зависит от того, с какой позиции рассматривается понятие с научной или прикладной или с точки зрения синтеза этих подходов.

Так, например, определение, которое дала В.Г.Павлюченко,  в большей степени носит прикладной характер и охватывает все слои населения — как трудоспособное, так и нетрудоспособное. Под социальной защитой понимается «совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и т.д.)» [19, с. 536].

Однако наиболее полное понимание значения социальной защиты дает подход, который объединяет научные категории и практическое значение. В качестве примера можно привести понимание социальной защиты профессором Осадчей Г.И., в этом понимании социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал.

В текущий период времени в России основной формой реализации стратегии социальной защиты населения является социальное страхование, так как в эту форму вовлечено большинство граждан России. Но на практике мы можем видеть использование и все иные перечисленные виды социальной защиты.

Социальную защиту можно рассматривать как систему мер направленных на сохранение установленных обществом стандартов жизни каждого человека.               С экономической категории эта системы выглядит как процесс перераспределения национального дохода на макроуровне, в целях обеспечения нормального воспроизводства человека в условиях социальных рисков.

Таким образом, система социальной защиты построена на формировании доходов от тех, кто не подвергся влиянию социальных рисков и перераспределении доходов тем, у кого этот риск уже наступил. Кроме того система социальной защиты формирует меры по предотвращению наступления социальных рисков, компенсации или минимизации последствий наступления социальных рисков, что так же способствует нормальному воспроизводству рабочей силы и достижению экономического равновесия. Вместе с тем, экономическое содержание социальных рисков все же приводит к противоречиям между работником и работодателем, работодателем и государством, работником и государством, работником подвергшимся рискам и работникам не подвергшихся рискам и пр. Социальная защита позволяет достичь равновесия между этими противоречиями. Для того, чтобы снять противоречия включается механизм распределения и перераспределения внутреннего национального продукта и создаются страховые фонды[6, с. 100].

Реализация социальных гарантий - одна из наиболее острых проблем в России. Хотя Конституция РФ зафиксировала основные социальные права граждан, в ней не говорится о механизме осуществления социальных гарантий, кроме ссылок на то, что «обиженные» граждане могут жаловаться в суд (это бесполезно, ибо суд не может заставить правительство соблюдать конституционные гарантии) [1].

Многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, решить невозможно, издав один или даже несколько нормативных актов, отвечающих экономическому и социальному положению в стране; следует еще детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поколениями.

Регулировать в социальной жизни - значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать. Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяют выделить в системе нормативного регулирования, наряду с правом, следующие группы норм: обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность) и т.д. О.Е. Кутафин дает следующее определение: «социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому». Социальные нормы учитывают интересы определенных групп человечества при определенных жизненных ситуациях и охватывают сообщество людей в целом, так как преследуют одну цель. А это значит, что социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Они обусловлены экономическими, политическими, социальным и бытовыми и другими условиями, существующими в обществе[13, с. 34].

Социальные нормы регулируют не отдельные случаи или конкретные общественные отношения, а типичные ситуации или вид общественных отношений. Они предполагают многократное повторение, имеют общий характер, рассчитаны на многих лиц, поименно не указанных. Проанализировав природу социальных норм, можно провести параллель между социальными нормами и социальными обычаями.

Правовые нормы - это составная часть системы социальных норм, но самая важная, несущая основную нагрузку по упорядочению жизни общества. Они регулируют жизненно важные вопросы - государственной власти и подчинения, осуществления политической деятельности, права и свободы граждан, формы собственности, вопросы применения труда и распределения, социальной защиты. Возникнув в процессе развития общества и общественных отношений, государство стало основным инструментом цивилизованной организации

общественной жизни и ее последующего прогресса.

Вопросы социальной сферы были и остаются самыми актуальными и проблематичными для жизни общества.

Реализация социальных гарантий как никогда сегодня беспокоит общество и власть. Тотальное и быстрое изменение правовых норм не дает возможности обществу своевременно адаптироваться к изменениям отношений в социальной сфере, что приводит к сбою в регулировании некоторых социально значимых вопросов. Общество, самостоятельно, «рефлекторно» приспосабливаясь к различным ситуациям, начинает вырабатывать определенные модели поведения, что не всегда поддерживается государством.

титульники.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации