Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..

Файлы: 4 файла

74 новая.docx

— 331.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Копия 55 новая.docx

— 129.53 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………. 3

1 Механизм функционирования  межбюджетных отношений на региональном  уровне 

      1.1 Характеристика  и содержание межбюджетных отношений………......................... 5

      1.2 Основные  инструменты реализации межбюджетных  отношений………………… 9

2 Анализ предоставления  межбюджетных трансфертов из  бюджета субъекта РФ бюджетам  бюджетной системы РФ 

     2.1 Процедура  предоставления межбюджетных трансфертов………………………….. 12

     2.2 Анализ  поступлений  межбюджетных трансфертов из  федерального бюджета в бюджет  Иркутской области…………………………………………………………………… 18

Заключение…………………………………………………………………………………….. 33

Список использованных источников………………………………………………………… 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Актуальность темы исследования заключается в следующем. Межбюджетные отношения – неотъемлемая часть социально-экономической жизни страны и ее бюджетной системы. Ключевыми факторами их развития, являются степень демократизации общества, уровень развития федерализма, процедура и качество целеполагания, обеспеченность бюджетных полномочий ресурсами.

В последние годы происходит сокращение роли Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в качестве инструмента бюджетного выравнивания регионов. Начиная с 2005 г. минимальный уровень межбюджетного выравнивания субъектов Российской Федерации ежегодно сокращается, что вызвано ростом дифференциации по обеспеченности доходами (в том числе в результате предоставления финансовой помощи из федерального бюджета) субъектов Федерации.

Целью данного исследования является рассмотреть этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать  основные инструменты реализации межбюджетных отношений.

2. Проанализировать предоставление  межбюджетных трансфертов из  бюджета субъекта РФ бюджетам  бюджетной системы РФ.

Методологической основой исследования послужил системный подход к изучению экономической действительности, общенаучные методы исследования.

Объектом исследования являются межбюджетные отношения в Российской Федерации.

Предметом исследования являются современные подходы развития межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения достаточно популярная тема для исследования, в данной работе анализировались труды таких авторов, как В.В. Глухов, А. Балод, А.И. Зотова, И.А. Морозов, Н.И. Морозова,                      М.М. Сулейманов, Т.Н. Новожилова и др.

Структура данной работы состоит введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Механизм функционирования  межбюджетных отношений

1.1 Характеристика  и содержание межбюджетных отношений

Финансовые отношения, возникающие между государством (через соответствующие органы власти), с одной стороны, и различными организациями, предприятиями, учреждениями различных форм собственности и населением, с другой стороны, называются бюджетными [3, с. 71].

Межбюджетные отношения - совокупность отношений внутри бюджетной системы государства, в состав которой входят в качестве основных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации межбюджетные отношения определены как отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

– дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

– субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

– субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

– иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

– межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Основным условием разграничения расходов и доходов между уровнями

бюджетной системы является разграничение полномочий между органами

публичной власти разных уровней и органами местного самоуправления.

В РФ основы разграничения полномочий по расходам между федеральным центром и субъектами Федерации содержатся в ст. 71                       Конституции РФ, где определены предметы ведения Российской Федерации, а в ст. 72 - предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Статья 30 ФЗ № 63-ФЗ от 26 апреля 2007 г. гласит, что принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств

публично-правовых образований [3, с. 73].

Наделение субъектов РФ полномочиями федерального уровня                        характеризуется следующими принципами:

  1. Осуществление полномочий в соответствии с федеральным за 
    коном, законом субъекта РФ, договором или соглашением, заключенным между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации.
  2. Подтверждение передачи необходимых для их осуществления 
    материальных и финансовых средств.
  3. Контроль Российской Федерации или ее субъекта за реализацией переданных полномочий.
  4. Передача полномочий только органам исполнительной власти.

В федеративном государстве процесс разграничения расходов и доходов начинается с разграничения полномочий и соответствующих им расходов.

В бюджетной системе РФ поступления распределяются между федеральным, региональными, местными бюджетами и внебюджетными фондами.

Федеральный закон № 120-ФЗ от 20 августа 2004 г. изменил трактовку собственных доходов, вывел из правового поля понятие «регулирующие доходы бюджета» и определил распределение и закрепление за каждым уровнем бюджетной системы федеральных налогов и сборов.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ в случае недостаточности доходов на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование определенных расходов  [3, с. 73].

В отличие от дотаций, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока, и в случае неиспользования ее в срок или использования не по целевому назначению подлежит возврату предоставившему ее органу.

Величина «международного стандарта» дефицита, принятого в рамках Европейского союза, не должна превышать 3% ВВП. Представительные органы власти имеют право устанавливать предельные размеры дефицита бюджета.

Если выявлено превышение дефицита, то осуществляется механизм секвестра расходов. Сущность секвестра заключается в ежемесячном пропорциональном снижении государственных расходов, включая защищенные статьи. К защищенным статьям относятся: зарплата с учетом взносов и отчислений на социальное страхование и отчислений, трансферты (стипендии, пособия и др.). Состав бюджетных статей меняется.

Дефицит (профицит) может быть не только в федеральном бюджете, но и

в бюджетах субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Во многих промышленно развитых странах государственные бюджеты

сводятся с дефицитом. К примеру, в Японии дефицит бюджета 9 % ВВП, США – 3 %, Италии - 2,4 %, Германии – 2 %, Франции - 1,7 % ВВП [3, с. 72].

Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым законодательством, а распределение источников составляет сферу бюджетного регулирования [3, с. 73].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные инструменты реализации межбюджетных отношений

В основе механизма реализации межбюджетных отношений в России лежат два основных инструмента: разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и межбюджетное регулирование. Правовая основа разграничения расходных полномочий обусловлена закреплением полномочий на постоянной основе федеральным законодательством, а также передачей полномочий отдельными нормативными актами.

Система же межбюджетного регулирования более разветвленная и предполагает, с одной стороны, механизм перераспределения средств между уровнями бюджетной системы, а с другой - налоговое регулирование бюджетной обеспеченности. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

          Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:

 

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов;

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

– финансирование промышленного производства;

         – финансирование социально-культурных мероприятий;

          – финансирование науки;

          – финансирование обороны;

         – содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

– расходы по внешнеэкономической деятельности;

– создание резервных фондов;

– расходы по обслуживанию государственного долга;

 

– прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти[24]

тема 69.новая.docx

— 1.07 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульники.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации