Межбюджетные отношения и их развитие в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 03:25, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........6

1.1 Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………………..…......6

1.2 Принципы построения бюджетной системы ……………………………....12

1.3 Система межбюджетных отношений……………………………………....19

2.1 Понятие межбюджетных отношений…………………………………...….22

2,2Финансово-бюджетного,федерализма

2,3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……32

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 73.06 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........6

1.1 Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………………..…......6

1.2 Принципы построения бюджетной системы ……………………………....12

1.3 Система межбюджетных отношений……………………………………....19

2.1 Понятие межбюджетных отношений…………………………………...….22

2,2Финансово-бюджетного,федерализма 

2,3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……32

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

         ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ

                                              ФЕДЕРАЦИИ

      1.1 Сущность, структура  и функции бюджетной  системы           

                                  Российской Федерации

 

     В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры  общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный  бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование  денежных ресурсов. С помощью бюджетных  средств государственные и местные  органы власти получают финансовые ресурсы  на содержание аппарата власти, органов  обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение  экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед  обществом через органы власти.

     Бюджет  — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства.

     Любые колебания или изменения этого  базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни  общества. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения  части национального дохода (частично национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и  государственного управления.

     Бюджет  не только категория историческая, экономическая, но и политическая. Его  возникновение и развитие связано  с зарождением, формированием и развитием политического строя государства. Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

     Проблема  понимания природы бюджета обусловлена  не только тем, что бюджет понятие  экономическое, историческое, социальное, политическое или правовое, но главное, что бюджет есть понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".

     Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный  бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности  государства по выполнению возложенных  на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального  дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики.

     По  своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования  и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового  обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с  бюджетной классификацией. С точки  зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства.

     Функции бюджетов заложены в их сущности, которые  проявляются через их свойства. Основными  функциями бюджетов являются:

  • распределительная функция бюджета;
  • перераспределительная функция ВВП;
  • регулирующая функция;
  • стимулирующая функция;
  • социальная функция;
  • функция планирования;
  • функция организации;
  • контрольная функция.

     Распределительная функция бюджета проявляется  непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  органов власти государственного и  местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств  отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью  бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое  развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую  сферу и отношения в ней, государство  целенаправленно усиливает или  сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов  и частных сбережений, изменяет структуру  спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

     Перераспределительная функция национального дохода и  ВВП проявляется непосредственно  на стадиях образования доходов  бюджетов и распределения бюджетных  ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через  федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

     Средства  государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической  сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

     Доходы  бюджетов всех уровней бюджетной  системы существенно различаются  по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и  срокам уплаты. Вместе с тем они  объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый  и неналоговый характер.

     Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы  определены только размеры бюджетных  расходов по статьям затрат, а непосредственными  процессами расходования бюджетных  ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы  через систем дотаций, субсидий, субвенций  и ссуд. Расходы бюджета восновном  носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты  и ссуды. Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической  ситуации и приоритетов государства.

     Регулирующая  и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через  налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные  расходы выступают в качестве инструмента регулирования и  стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной  энергетики, машиностроения, агропромышленного  комплекса, жилищного строительства.

     Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

     Функция планирования бюджетов предполагает:

  • определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
  • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
  • определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
  • разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
  • разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
  • разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

     Функция организации бюджетов предполагает:

  • определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
  • определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
  • выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
  • разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
  • определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
  • определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

     Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов  государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных  средств. Контрольная функция бюджета  имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
  • контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

     1.2 Принципы построения  бюджетной системы

 

     Принципы  как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы  присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать  бюджетную систему с различных  сторон, анализировать ее по различным  показателям в интересах оптимизации  бюджетов различных уровней и  бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной  системы в целом, можно разделить  на две группы:

  • общие принципы или принципы бюджетности, характеризующие бюджет как научную категорию;
  • принципы системности, характеризующие бюджет как систему.

     Принцип правомерности и обязательности правовой базы означает, что становление  бюджета базируется на исторически  сложившихся нормах и правилах и  непосредственно опирается на законодательную  базу или бюджетное право.

     Под правомерностью понимают совокупность прав народа через своих представителей участвовать в бюджетном процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения и бюджетный  процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок  контроля за формированием и исполнением  бюджетов всех уровней, определены процедуры  рассмотрения, изменения, утверждения  и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса.

     Под обязательностью понимается необходимость  принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему  как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.

Информация о работе Межбюджетные отношения и их развитие в РФ