Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивают¬ся субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, из¬дав один или даже несколько нормативных актов, хоть не¬много отвечающих экономическому и социальному по¬ложению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поко¬лениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.
Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.
Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
– определить сущность системы социальной защиты населения;
– исследовать развитие системы социальной защиты;
– определить направления социальной политики;
– рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.
Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.
Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.
Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй – о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………
1 Социальные гарантии и целевые программы
1.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения…………………………………...
1.2 Характеристика целевых программ содействия занятости…………………………...
2 Занятость населения: настоящее и будущее
2.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока…………………….
2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики…………………..
Заключение……………………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………………………..

Файлы: 4 файла

74 новая.docx

— 331.49 Кб (Скачать файл)

Источник [30]

 

Рисунок 5 - Количество предполагаемых к высвобождению граждан

Источник [30]

 

Рисунок 6 - Категории обратившихся в центр занятости  
высвобожденных граждан

Источник [30]

Рисунок 7 - Численность обратившихся граждан в январе – мае 2012-2013 гг., чел.

Источник [30]

Рисунок 8 - Численность трудоустроенных граждан 2012- 2013 гг., чел.

        Источник [30]

Таблица 2 - Информация о рынке труда города Владивостока 
в январе - мае 2013 года

Наименование показателя

Уровень показателя

Численность граждан, обратившихся в центр занятости за содействием в поиске подходящей работы в январе –мае 2013г.

3401

Численность граждан, обратившихся в центр занятости за содействием в поиске подходящей работы на 01.06.2013г.

 

2227

Признано безработными   в январе - мае 2013г.

1600

Численность официально зарегистрированных безработных на 01.06 2013г.

1471

Уровень безработицы

0,4

Нашли работу (доходное занятие)  

2103

Приняли участие в общественных работах  

195

Направлено на профобучение

313

Трудоустроено несовершеннолетних граждан, желающих работать в свободное от учебы время

139

Оказано профориентационных услуг

3141

Назначена трудовая пенсия безработным гражданам досрочно по предложению службы занятости

19

Количество ярмарок вакансий  

10

Заявлено вакансий за  январь - май 2013г.

16884

Количество вакансий на 01.06.2013г.

18091

Заявленная потребность в работниках по рабочим профессиям (на 01.06.2013г.)

14533

Заявленная потребность в работниках с оплатой труда выше прожиточного минимума (на 01.06.2013г.)

14420

Заявленная потребность в работниках по профессиям, на которые работодатель предполагает привлекать иностранную рабочую силу (на 01.06.2013г.)

10079

Уровень напряженности на рынке труда

0.1

Средний уровень заработной платы по рабочим профессиям, заявленным в службу занятости

17626

Средний уровень заработной платы для служащих по вакансиям, заявленным в службу занятости

22108


 

   Источник [30]

 

2012 

 
 
Рисунок 9 - Соотношение спроса и предложения на рабочую силу 2012 год

   Источник [30]

 

 
2013 год 

 

 

 

Рисунок 10 - Соотношение спроса и предложения на рабочую силу 2013 год

Источник [30]

 

2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики

Эффективная реализация политики, ориентированной на динамичный и устойчивый экономический рост, невозможна без решения комплекса взаимосвязанных и нередко противоречивых проблем, таких как интенсивное и экстенсивное использование ресурсов, инновационная основа развития экономики, повышение уровня технологичности и научности, решение социальных проблем (с точки зрения стимулирования занятости), соблюдение оптимальных пропорций между накоплением финансовых ресурсов и их потреблением [20, с. 37].

Сформированный в экономической теории подход функционально определяет зависимость между результатом (экономическим ростом) и факторами как зависимость прироста объема производства от трех основных факторов - труда, капитала и научно-технического прогресса. Одним из определяющих факторов динамического экономического роста является эффективное использование рабочей силы. В свою очередь, эффективное использование рабочей силы может быть обеспечено при вовлечении трудовых ресурсов в производственный процесс. Будущие затраты труда на макроуровне, выраженные объемом общественного произведенного продукта, который пользуется спросом, в перспективном периоде будут определяться и зависеть не только от уровня платежеспособного спроса населения и расходов на потребление, но и от прогнозируемого объема инвестиционных ресурсов. Рост доходов населения влияет на увеличение потребительского спроса и тем самым индуцирует развитие производства. Согласно теории мультипликатора инвестиции обеспечивают прирост величины национального дохода. Таким образом, активизация и стимулирование инвестиционных процессов, повышение объема инвестиций - одно из определяющих условий, гарантирующих устойчивую динамику экономического роста.

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, касающиеся построения социально ориентированной экономики. При этом важно обеспечить единство интересов предпринимателей, собственников бизнеса, государства и населения. Если предприниматели и государство в первую очередь заинтересованы в получении доходов от вложения средств и развития производства, то население заинтересовано в наличии работы, обеспечивающей ему так называемое нормальное существование. То есть требуются рабочие места с достойной оплатой труда и условиями работы, обеспечивающие необходимый уровень благосостояния. Один из подходов при рассмотрении влияния инвестиционных процессов на динамику экономического роста предполагает активное участие государства в обеспечении активизации инвестиционных процессов. Роль государства, в первую очередь, определяется обшей макроэкономической политикой, реализуемой в виде различного рода стратегических планов, программ развития (как отраслевых, так и региональных), формируемых и разрабатываемых на уровне федеральной, региональной и местной власти. Кроме того, важным элементом является политика финансирования той ил и иной отрасли, инвестиционных проектов, которая определяется при формировании расходной части бюджета. Нельзя обойти вниманием роль государства в воздействии на инвестиционные процессы, которая заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, способствующего использованию привлеченных средств из различных источников (средства частных инвесторов, сбережений граждан, иностранные инвестиции). Государственная политика должна быть подкреплена соответствующей законодательной базой, эффективными административными ресурсами.

Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику в целом, инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличена темпов и объемов производства, повышение эффективности общественного производства и изменен его структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития. Цель инвестиционной политики и особенности конкретно сложившейся экономической ситуации в стране определяют ее задачи: выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики; поддержка развития малого и среднего бизнеса; обеспечение сбалансированности развития всех отраслей хозяйства; стимулирование развития экспортного производства; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; реализация про¬граммы жилищного строительства в стране и др.

Механизм реализации инвестиционной политики государства должен включать в себя выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно- правовой базы для функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства.

Создание и развитие объектов рыбной промышленности Приморского края, как основы рабочих мест, требуют существенных затрат. Отсюда встает вопрос финансирования проектов по созданию рабочих мест, т.е. вопрос обеспечения проектов инвестиционными ресурсами.

Современное состояние в области инвестирования рыбной отрасли Приморского края можно охарактеризовать следующим образом. Доля инвестиций, направляемых на развитие рыбной промышленности Приморья, в 2006 г. оставалась незначительной и составляла около 2% от общего объема направляемых инвестиционных ресурсов в экономику региона. Для сравнения, в 1995 г. данный показатель составлял около 12%. При этом в целом по краю инвестиции в основной капитал в 2006 г. но отношению к 2000 г. увеличились на 5556, тогда как в рыбную промышленность снизились в 2,5 раза. Таким образом, существенное сокращение финансирования отрасли во многом определяет имеющиеся отраслевые проблемы и сложившиеся негативные

тенденции.

Оценивая ситуацию в области инвестировании рыбной промышленности Приморского края и влияния происходящего на процесс создания рабочих мест и на повышение уровня занятости населения региона, можно отметить, что практически половина рыбохозяйственных предприятий не обладает существенной возможностью инвестировать в проекты развития собственные средства. В этой связи доля собственных средств в финансировании инвестиционных программ составляет в среднем 51.5% общего объема инвестиций в основной капитал по итогам 2000-2007 гг. и прогнозных значений 2008, 2009гг.

В противовес использованию собственных ресурсов предприятия начали повышать уровень внешних заимствований на рынке капиталов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики и важнейшей технологией государственного управления, ориентированного на исполнение конституционных социальных обязательств. Социальная защита, как государственно-общественный институт представляет собой комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, предназначенных для различных категорий населения, с целью профилактики социальных рисков и компенсации ущерба вследствие их реализации. Он основан на солидарной ответственности членов общества.

Основными организационно-правовыми формами социальной защиты являются: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, социальная поддержка населения, социальное обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная работа в рамках деятельности социальных служб.

Следует отметить, что социальная защита граждан в РФ сейчас все более активно реализует свои функции через целевые социальные программы, которые направлены на решение проблем отдельных категорий населения. Например, принята и частично реализована программа «Старшее поколение», активно реализуется программа «Молодежь России». Социальные программы разрабатываются и реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне. Это одно из приоритетных направлений социальной защиты.

Но хотя ведется огромная работа по развитию системы социальной защиты, она пока остается все еще малоэффективной.

Эффективность социальной защиты можно определить по степени социальной защищенности граждан, т.е. их возможности в полном объеме реализовывать свои права, а также по уровню жизни. В Конституции РФ государство приняло на себя обязанность обеспечить достойный уровень жизни, но на сегодняшний день критериев оценки такого уровня не существует. Необходимо более тщательно исследовать и анализировать социально-экономическое положение отдельных категорий граждан, выявлять таким образом самые острые проблемы. Социальные программы должны предусматривать решение этих проблем, а также их профилактику. Не следует забывать, что социальные права человека - это совокупность прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Они призваны обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на образование, право на защиту материнства и детства, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Следует обратить внимание на недопустимость хаотичного развития и совершенствования социальных норм.

Таким образом, нормы социального законодательства чрезвычайно многообразны, а социальная политика государства направлена на создание различных форм и видов социальной защиты населения. Система социальной защиты в РФ направлена на решение проблем населения, а также на оказание помощи нуждающегося в этом человека. Он реализует свои функции через организационно-правовые формы (закрепленные в правовых нормах способы организации и порядок осуществления социально зашиты) - такие как социальное страхование, пенсионное обеспечение, социально обслуживание и государственная социальная помощь.

При разработке основных направлений социальной политики организациям, осуществляющим социальную защиту малообеспеченных граждан, необходимо больше внимания уделять социальной диагностике, прогнозированию и проектированию. Необходимо уделить серьезное вынимание правовому регулированию социальной защиты, созданию условий для развития социального партнерства и сотрудничества в социальной сфере и сфере трудовых отношений.

 

 

Список использованных источников

Нормативно-законодательные документы

1. Конституция  Российской Федерации. – М. : Изд-во Эксмо, 2009. – 64 с.

2.  Об утверждении краевой целевой программы «Социальная поддержка инвалидов в Приморском крае на 2012-2015 годы»: постановление Администрации  Приморского края от 16 янв.2012 N3-па.  – М. : Изд-во «Лаинс», 2007. – 528 с.

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: коммент.  к федер. закону от 24 нояб. 1995  N 181-ФЗ. – М. : Изд-во ИНФРА. – 2006. – 360 с.

Монографии

     4. Кирбитова, С.В. Социальное обслуживание и права населения : Монография / С.В. Кирбитова, В.А. Останин – Владивосток: ДВГУ, 2009. – 178 с.

5. Бубан, Р. В. Организация местного самоуправления: Монография / Р. В. Бубан. - М. : КНОРУС, 2010. - 224 с.

6. Ветров, Г. Ю. Участие общественности в разработке и реализации

муниципальных программ социально-экономического развития: Монография/                         

Г. Ю. Ветров. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2009. - 80 с.

Учебники и учебные пособия

7. Васильева, Г. В., Ярошенко, Г. Н. Правовые и организационные основы местного самоуправления и муниципальной службы: учебное пособие / Г. В. Васильева, Г. Н. Ярошенко. – Владивосток: ПИГМУ, 2009. – 60 с.

8. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения В Российской Федерации: учебное пособие / В. П. Галаганов. – М. : КНОРУС, 2010. – 160 с.

9. Гуслова, М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебное пособие / М. Н. Гуслова. – М. : Академия, 2009. -255 с.

Копия 55 новая.docx

— 129.53 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тема 69.новая.docx

— 1.07 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульники.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы становления и перспективы развития межбюджетных отношений в российской федерации