Экономическая эффективность мероприятий по повышению прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы найти пути повышения прибыли в организации, изучить факторы, оказывающие влияние на рост прибыли и снижение затрат предприятия.
Задачи данной курсовой работы раскрыть экономическое содержание, функции, виды, методы формирования и распределения прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1
Экономическая сущность прибыли организации………………….....…3
1.1 Прибыль: экономическое содержание, функции, виды……….……….3
1.2 Особенности формирования прибыли в современных условиях .……7
1.3 Методы формирования и распределения прибыли…………….………12
Экономическая эффективность мероприятий по повышению прибыли……………………………………………………………………20
2.1 Пути оптимизации прибыли на предприятии…………………………..20
2.2 Факторы, оказывающие влияния на рост прибыли…………………….23
2.3 Факторы, влияющие на снижение затрат организации………………..26
3. Практическая часть………………………………………………..………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…40

Файлы: 1 файл

курсовая-финансы.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия  в условиях перехода к рыночной экономике  связана с повышением стимулирующей  роли прибыли. Использование прибыли  в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего  повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких  результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.  
                 Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства. 
               Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств. 
Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования. 
             Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.                 Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на производственные и  внепроизводственные. Внепроизводственные  факторы связаны в основном с  коммерческой, природоохранной, претензионной  и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли,- это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности  работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий). В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

           Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости. 
             Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства. 
             Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства3.

 

  •  

  • 1.3 Методы формирования и распределения прибыли
  •  

    В практике работы предприятия  рассчитываются следующие показатели, характеризующие объем полученной прибыли:

    • валовая (балансовая) прибыль;
    • прибыль, подлежащая налогообложению;
    • чистая прибыль предприятия;
    • чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (рис. 4.1).

     

     

    Рисунок 1 – Порядок формирования и использования прибыли предприятия 

     

    Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли, полученной от реализации продукции (Ппр) и прочей реализации, полученных от внереализационных операций доходов, уменьшенных на расходы предприятия по этим операциям (Пвр), а также полученные предприятием средства целевого финансирования, благотворительная помощь и т.д.

    Сумма прибыли предприятия, подлежащая налогообложению (налоговая база по налогу на прибыль) определяется в соответствии с гл. 25 НК РФ, а порядок ее формирования представлен в § 8.2. 

     

    Объем прибыли, полученной после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью.

    Из чистой прибыли  предприятие производит выплаты  по заемному капиталу (оплата кредитов), осуществляет платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Разница между чистой прибылью и указанными обязательными платежами представляет собой чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

    Сумму полученной чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, оно использует самостоятельно, направляя ее в создаваемые фонды (см. рис. 4.1). Распределение этой прибыли производится, как правило, на формирование фонда накопления, фонда потребления и резервного (страхового) фонда.

    Фонд накопления, в который также включается и сумма амортизационных отчислений, в основном используется на техническое и социальное развитие предприятия. За счет средств этого фонда оно приобретает новые материальные активы, в том числе и создает новые основные фонды как производственного, так и непроизводственного назначения. Кроме того, средства фонда могут использоваться на проведение научно-исследовательских работ и на осуществление природоохранных мероприятий.

    Фонд потребления используется на финансирование материального стимулирования работников предприятия и на социальные нужды. Так, в частности, из этого фонда могут оплачиваться: премии, не связанные с производственными показателями (за долголетний труд, в связи с юбилейными датами и т.д.); материальная помощь; санаторно-курортные путевки, медикаменты и лечение работников предприятий; дивиденды держателям акций предприятия.

    Резервный фонд создается для покрытия непредвиденных расходов, вызванных стихийными действиями. Размеры этого фонда должны соответствовать учредительным документам.

     

    Метод распределения  прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

    2. В случае, если стороны  анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) одновременно являются сторонами однородных сделок с участием их взаимозависимых лиц и оценка цен по указанным однородным сделкам в целях налогообложения осуществляется в совокупности с анализируемой сделкой, для целей налогообложения совокупная прибыль по анализируемой сделке и указанным однородным сделкам подлежит распределению в порядке, аналогичном порядку распределения прибыли по анализируемой сделке.

    3. Если организации,  совокупная прибыль которых подлежит  распределению с учетом положений настоящей статьи, ведут бухгалтерский учет на основе различных правил бухгалтерского учета, для целей применения метода распределения прибыли такая бухгалтерская отчетность должна быть приведена к единым правилам бухгалтерского учета.

    4. Метод распределения  прибыли может использоваться, в  частности, в следующих случаях:

    1) при невозможности  использования методов, предусмотренных  подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 105.7 настоящего Кодекса, и при наличии  существенной взаимосвязи деятельности, осуществляемой сторонами анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок);

    2) при наличии в  собственности (пользовании) сторон  анализируемой сделки прав на  объекты нематериальных активов,  оказывающие существенное влияние  на уровень рентабельности (при отсутствии однородных сделок, предметом которых являются объекты нематериальных активов, совершенных с лицами, не являющимися взаимозависимыми).

    5. Распределение между  сторонами анализируемой сделки  суммы прибыли (убытка) по анализируемой  сделке осуществляется в целях обеспечения применения пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса. Выбор принципов распределения прибыли зависит от обстоятельств анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) и должен приводить к распределению прибыли по анализируемой сделке, соответствующему распределению прибыли между лицами, осуществляющими аналогичную деятельность в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. При этом распределение прибыли между сторонами анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) в соответствии с методом распределения прибыли производится на основании оценки вклада сторон анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) в совокупную прибыль по анализируемой сделке (группе однородных анализируемых сделок) в соответствии со следующими критериями или их комбинациями:

    1) пропорционально вкладу  в совокупную прибыль по анализируемой  сделке функций, осуществляемых  сторонами анализируемой сделки, используемых ими активов и  принимаемых экономических (коммерческих) рисков;

    2) пропорционально распределению  между сторонами анализируемой  сделки доходности, полученной на  вложенный капитал, используемый  в анализируемой сделке;

    3) пропорционально распределению  прибыли между сторонами сопоставимой  сделки.

    6. При применении метода  распределения прибыли между  сторонами анализируемой сделки  распределяется совокупная прибыль  либо остаточная прибыль всех  сторон такой сделки.

    7. В целях настоящей  статьи совокупной прибылью всех  сторон анализируемой сделки  признается сумма операционной прибыли всех сторон анализируемой сделки за анализируемый период.

    8. В целях настоящей  статьи остаточная прибыль (убыток) определяется в следующем порядке:

    1) на основе методов,  указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 105.7 настоящего Кодекса, для каждого лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок), на основании рыночного интервала цены для этой стороны определяется расчетная прибыль (убыток), которая (который) рассчитывается с учетом осуществляемых этим лицом функций, используемых им активов, принимаемых экономических и коммерческих рисков;

    2) остаточная прибыль  (убыток) по анализируемой сделке  определяется как разница между  совокупной прибылью (убытком), полученной (полученным) по анализируемой сделке, и суммой расчетной прибыли (убытка) от продаж для всех сторон анализируемой сделки.

    9. При распределении  между сторонами анализируемой  сделки остаточной прибыли (убытка) всех сторон такой сделки итоговая  величина прибыли (убытка) каждого лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок), определяется путем суммирования соответствующих расчетной прибыли (убытка) и остаточной прибыли (убытка).

    10. Для распределения  между лицами, являющимися сторонами  анализируемой сделки, совокупной либо остаточной прибыли (убытка) всех сторон такой сделки учитываются следующие показатели:

    1) размер затрат, понесенных  лицом, являющимся стороной анализируемой  сделки, на создание нематериальных  активов, использование которых оказывает влияние на величину фактически полученной прибыли (убытка) по анализируемой сделке;

    Информация о работе Экономическая эффективность мероприятий по повышению прибыли