Функции и сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Основная цель государственного бюджета – комплексное изучение государственного бюджета, его роль и функции, а так же рассмотрение современного состояния государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования планировалось проведение работы по решению следующих задач:
изучение сущности государственного бюджета как экономической категории;
исследование проблем сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета;
разработка теоретических подходов к проблеме бюджетного дефицита;
изучение роли бюджета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и функции государственного бюджета………...5
Государственный бюджет как экономическая категория………………….5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода……………………………………………………………….9
Функции бюджета…………………………………………………………...12
Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета………………………………………………………...14
Дефицит и профицит бюджета……………………………………………...14
Теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики…………………………………………………………………………….17
Государственный долг………………………………………………………20
Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………21
Современное состояние государственного бюджета Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
3.1. Структура расходов и доходов государственного бюджета…………...25
3.2. Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..30
3.3. Бюджетный процесс………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2…………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

Данный пример является хорошей  иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного  бюджета, когда и налоги и правительственные  расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора  сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного  бюджета устанавливает, что прирост  правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов  – имеет своим результатом  увеличение выпуска продукции.

Причина того, почему объем  выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост  государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого  прироста, в то время как прирост  налогов, как только что могли  видеть в приведенном примере, сокращает  уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти  два эффекта взятые вместе, действительно  приводят к увеличению совокупного  спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции. [14]

3.Современное состояние государственного бюджета России

3.1 Структура доходов  и расходов государственного  бюджета

В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура  доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов  бюджетов всех уровней. Группы доходов  состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. [14]

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. [14]

Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

Так, в бюджетной классификации  выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

  •    налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  •    налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  •    налоги на совокупный доход;
  •    налоги на имущество;
  •    платежи за пользование природными ресурсами;
  •    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными  являются следующие виды:

  •    доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  •    доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  •    доходы от реализации государственных запасов;
  •    доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  •    поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  •    административные платежи и сборы;
  •    штрафные санкции, возмещение ущерба;
  •    доходы от внешнеэкономической деятельности. [15]

Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов  поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

Среди этих поступлений ведущее  место занимает индивидуальный подходный  налог. При этом личные доходы граждан  облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые  уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах  к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают  взносы трудящихся. Вместе с тем  затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются  на покупателей.

Существенную фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам  относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные  напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов  являются таможенные пошлины – государственные  денежные сборы, взимаемые через  пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается  таможенными тарифами (размерами  платы), которые указываются в  списках товаров, облагаемых пошлиной.

В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений; б) поимущественный, который взимается с оценочной  стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие  специфические налоги не вносят существенного  вклада в доходную часть бюджета.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

  •    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  •    оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  •    трансферты населению;
  •    ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  •    бюджетные кредиты юридическим лицам;
  •    субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
  •    инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  •    бюджетные ссуды, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  •    кредиты иностранным государствам;
  •    средства на обслуживание и погашение долговых обязательств. [5, 56]

Экономическая сущность расходов бюджета  проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.

Многообразие конкретных видов  бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной  части может меняться. Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации  расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета  подразделяются по их влиянию на процесс  расширенного воспроизводства на следующие  виды:

Текущие расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  включают затраты на государственное  потребление (содержание экономической  и социальной инфраструктуры, государственных  отраслей народного хозяйства, закупки  товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы  государственных учреждений), текущие  субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов  по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы  в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете  или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные  с вложением в основной капитал  и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета  в различные отрасли народного  хозяйства, инвестиционные субсидии и  долгосрочные бюджетные кредиты  государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных  расходов и доходов государства. [2, 162]

Важный признак классификации  расходов бюджета - предметный. При  этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

  •    финансирование промышленного производства;
  •    финансирование социально-культурных мероприятий;
  •    финансирование науки;
  •    финансирование обороны;
  •    содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  •    расходы по внешнеэкономической деятельности;
  •    создание резервных фондов;
  •    расходы по обслуживанию государственного долга;
  •    прочие расходы и выплаты. [2, 163]

Здесь хорошо видна роль государства  в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам  расходов могут выделяться затраты  на выполнение приоритетных общегосударственных  программ. Так, в Российской Федерации  самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые  региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий  ядерного взрыва в Челябинской области  и ядерных испытаний на Семипалатинском  полигоне, расходы на государственную  программу развития экономики и  культуры малочисленных народов  Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую  программу и др. Выделение средств  по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании  по главным направлениям, предусмотренным  органами государственной власти.

Осуществление расходов бюджета достигается  при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время  все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных  ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

3.2 Бюджетная система  и бюджетное устройство

 

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:

-   федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

- местные бюджеты (около 29 тысяч  местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных, региональных или местных органов.

Бюджетное устройство в Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. [6, 42]

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности, единстве государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Бюджетный кодекс Российской Федерации  выделяет понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета РФ.

Консолидированный бюджет субъекта  Российской Федерации представляет собой свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на их территории.

Консолидированный бюджет  Российской Федерации представляет собой свод бюджетов всех субъектов Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти. Они  составляются для аналитических  целей.

Информация о работе Функции и сущность государственного бюджета