Функции и сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Основная цель государственного бюджета – комплексное изучение государственного бюджета, его роль и функции, а так же рассмотрение современного состояния государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования планировалось проведение работы по решению следующих задач:
изучение сущности государственного бюджета как экономической категории;
исследование проблем сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета;
разработка теоретических подходов к проблеме бюджетного дефицита;
изучение роли бюджета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и функции государственного бюджета………...5
Государственный бюджет как экономическая категория………………….5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода……………………………………………………………….9
Функции бюджета…………………………………………………………...12
Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета………………………………………………………...14
Дефицит и профицит бюджета……………………………………………...14
Теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики…………………………………………………………………………….17
Государственный долг………………………………………………………20
Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………21
Современное состояние государственного бюджета Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
3.1. Структура расходов и доходов государственного бюджета…………...25
3.2. Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..30
3.3. Бюджетный процесс………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2…………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода

В условиях рыночных отношений распределение  национального дохода производится посредством образования, распределения  и использования денежных доходов  и накоплений. К числу таких  доходов относятся, прежде всего, государственные  доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального  дохода поступает в бюджет путем  прямого распределения ¾ налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

Распределение части национального  дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства  и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения  средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности  общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования  денежных накоплений в отдельных  отраслях народного хозяйства, отдельных  предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в  торговле и т.д.

Перераспределение национального  дохода между отраслями, объединениями  и фирмами через государственный  бюджет обусловлено главным образом  необходимостью передачи части чистого  дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с  программами радикальных экономических  преобразований общества, для осуществления  перестройки структуры общественного  производства и т.д.

Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем  технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления  новых природных богатств; действующей  системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны  государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального  дохода как между отраслями, так  и внутри отраслей происходит посредством  государственных инвестиций и приоритетного  финансирования отдельных видов  производств, высоких технологий, инновационных  процессов. Важным направлением перераспределения  национального дохода является выделение  части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений  это, прежде всего, относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.

Пропорции национального дохода, распределяемого  через государственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития. [8, 78]

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета  в регулировании общественного  производства и распределении национального  дохода. Основные направления этих преобразований ¾ сосредоточение главных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом.

На основании этого возможно более обоснованное решение вопросов рационального распределения и  перераспределения национального  дохода и формирования бюджета.

Производство, распределение и  перераспределение совокупного  общественного продукта и национального  дохода является предпосылкой и целью  развития общества в целом и каждого  человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в распределении  совокупного общественного продукта и национального дохода, важно  отразить влияние бюджетной политики на процесс воспроизводства личностного элемента производства – рабочей силы.

Рассмотрение проблем рациональной взаимосвязи воспроизводства рабочей  силы с бюджетным процессом позволяет  на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее приоритетные направления расходования бюджетных  средств с точки зрения качественного  воспроизводства рабочей силы. [6, 395]

 

    1. Функции государственного бюджета

Экономическая сущность бюджета находит  свое выражение в его функциях.

Государственному бюджету, как  и всей системе финансов, присуще  две функции – распределительная  и контрольная.

С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей.

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и  социального развития регионов и  отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует  в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.)

Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом распределения и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная  поддержка отдельным отраслям хозяйства  – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим.

Контрольная функция государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов бюджета и  финансирования отраслей народного  хозяйства. В условия становления  рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации  ресурсов и их использования усиливается.

Контрольная функция бюджета позволяет  через формирование и использование  фонда денежных средств государства  «сигнализировать» о том, как  поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных  значений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию  денежных средств для централизованного  фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности  расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным  с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там  тенденции. Поступление средств  в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в  сферах производства и обращения. Это  позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью  бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. [6, 23]

Функции государственного бюджета  проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями  государственного бюджета, как основного  финансового плана государства  являются: 1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет на государственное  регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием централизованного  фонда денежных средств.

 

2.Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета.

2.1 Дефицит и профицит  бюджета

Доходы и расходы органов  государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит  или профицит.

Бюджет с дефицитом представляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это состояние бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При  этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и  в результате расходов на военные  нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии  и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы  к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт  к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что  продажа государственных облигаций  является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим  дефицит, являются спады, стагнация  и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически  сокращаются также налоговые  поступления. В то же время расходы  сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает  или увеличивается разрыв между  расходами  и доходами, растёт дефицит.

В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран). [14]

Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий  фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство  не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы. [14]

Информация о работе Функции и сущность государственного бюджета