Формирование прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
А анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет получить наибольшее число ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Актуальность исследования данной темы обусловлена проблемами неэффективного управления прибылью на предприятии.
Цель работы заключается в рассмотрении теоретических аспектов и анализе формирования и использования прибыли ОАО «Молоко».
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
-рассмотреть теоретические аспекты прибыли в условиях рыночной экономике;
-проанализировать формирование и использование прибыли ОАО «Молоко»;
- Разработать пути увеличения прибыли ОАО «Молоко».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………6
1.1 Экономическая сущность прибыли и условия ее формирования в современных условиях…………………………………………………………….6
1.2 Виды прибыли, их состав………………………………………………8
1.3 Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли предприятия...12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОАО «МОЛОКО»…………………………………………………….16
2.1Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Молоко»……………………………………………………..16
2.2Анализ прибыли деятельности ОАО «Молоко»…………………...…..23
2.3 Пути увеличения прибыли ОАО «Молоко» ……………………….….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………….34

Файлы: 1 файл

kursovaya_pribyl.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Производственно-хозяйственную  деятельность предприятия можно  охарактеризовать  следующими экономическими показателями: товарная продукция предприятия, реализованная продукция, среднегодовая стоимость ОПФ, фондоотдача, среднесписочная численность персонала, производительность труда, фонд оплаты труда, среднемесячная заработная плата, себестоимость, затраты на 1 руб. товарной продукции, прибыль от реализации, рентабельность производства (см. таблица 2.1)

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Наименование

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонение 2008г.к 2007 г.

Отклонение 2009 г.к 2008г.

Отклонение 2009 г. к 2007 г

абс.

отн.

абс

отн

абс

отн

Товарная продукция,тонн

64295

90308

126543

26013

140,5

36235

140,1

62248

196,8

Реализованная продукция,т.р

64295

90308

126543

26013

140,5

36235

140,1

62248

196,8

Среднегод. стоимость ОПФ,т.р

68950

81578

67539

12628

118,3

-14044

82,8

-1416

97,9

фондоотдача

93,2

110,7

187,4

17,5

118,8

76,7

169,3

94,2

201,1

Среднесписочная численность персонала,чел

325

331

317

6

101,8

-14

95,8

-8

97,5

производительность труда,т.р

197,8

272,8

399,2

75

137,9

126,4

146,3

201,4

201,8

Фонд оплаты труда,т.р

12843

13170

13497

327

102,5

327

102,5

654

105,1

среднемесячная заработная плата,руб

3293

3315

3549

22

100,7

234

107,1

256

107,8

Себестоимость,т.р

65075

91791

125974

26716

141,1

34183

137,2

60899

193,6

Затраты на 1 руб. товарной продукции,руб

1,013

1,017

0,996

0,004

100,4

-0,021

98,0

-0,017

98,3

Прибыль от реализации,т.р

-780

-1483

569

703

190,1

2052

360,0

1349

237,1

Балансовая прибыль,т.р

212

-235

-512

447

110,8

-277

217,9

-724

241,5

Рентабельность производства,%

-1,2

-1,6

0,5

-0,4

99,6

2,1

102,1

1,7

101,7


        Данные, представленные в таблице 2.1 показывают, что товарная продукция в 2007 году увеличилась по сравнению с 2007 годом в абсолютном отношении на 26013 тыс. руб., что в процентном отношении составляет 140,5 %, главным образом это связано с увеличением ассортимента выпускаемой продукции (молоко стерилизованное 3,2% в полипропиленовой бутылке, йогурт 6% в полистирольных стаканчиках, сыры плавленые), а также с внедрением новых технологий, связанных с производством новых видов продукции, и использованием новых видов оборудования, с увеличением спроса на производимую продукцию из-за повышения ее качества. В 2009 году товарная продукция увеличилась по сравнению с 2008 годом и отклонение показателя к 2008 году составило 140,1 %. Это связано с большим поступлением сырья для производства продукции и разработкой новых видов продукции. В целом отклонение 2009 года к 2007 году по данному показателю составило 196,8 %.

Показатель реализованной  продукции на данном предприятии  увеличивался за анализируемый период. В 2007 году реализовано продукции на 64295 тыс. руб., в 2008 году показатель увеличился на 26013 тыс. руб., в 2009 году – на 36295 тыс. руб.. Отклонение 2009 года к 2007 году в относительном выражении составило 196,8 %. Такой рост показателя реализованной продукции обусловлен ростом показателя товарной продукции.

Показатель среднегодовой стоимости ОПФ 2008 года больше по сравнению с 2007 годом в абсолютном отношении на 12628 тыс. руб. или в процентном отношении на 18,3 %. Это объясняется в первую очередь приобретением нового оборудования на 9500 тыс. руб. за счет инвестиционных вложений со сроком гашения до 5 лет; постройкой новых сооружений и ремонтом старых зданий и производственных цехов на сумму 2000 тыс. руб., а также приобретением нового автотранспорта на сумму 1128 тыс. руб. Данный показатель в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшился на 14044 тыс. руб. Это объясняется списанием основных средств, всвязи с их износом. Отклонение показателя 2009 года к 2007 году составило 97,9 % или в стоимостном выражении показатель среднегодовой стоимости ОПФ сократился на 1416 тыс. руб.

Показатель фондоотдачи имел тенденцию к росту, показатель использования основных средств на 1 руб. производимой продукции в 2008 году составил 110,7 %, что на 17,5 % выше уровня 2007 года. В 2009 году показатель фондоотдачи вырос по сравнению с 2008 годом на 76,7 %, а отклонение 2009 года к 2007 году составляет 201,1 %. Такой рост показателя фондоотдачи объясняется ростом товарной продукции за анализируемый период.

В 2008 году на предприятии среднесписочная численность персонала составляла 331 человек, что больше на 6 человек по сравнению с 2007 годом и на 14 человек по сравнению с 2009 годом. Отклонение данного показателя в 2009 году к уровню 2007 года составило 97,5 %. Отклонение показателя в целом несущественное и связано с выбытием персонала по естественным причинам.    

Анализируя производительность труда за рассматриваемый период времени виден стабильный рост этого показателя. В 2008 году производительность труда составила 272,8 тыс. руб., отклонение от уровня 2007 года составило 137,9 % и к 2009 году 146,3 %. Отклонение 2009 года к 2007 году равно 201,8 %, такой рост показателя производительности труда объясняется ростом выпускаемой продукции.

Показатель фонда оплаты труда, как и показатель средней  заработной платы работника также имеет тенденцию к росту, так как показатель фонда оплаты труда непосредственно связан с показателем среднемесячной заработной платы. Таким образам, отклонение 2009 года к 2007 году по показателю фонда оплаты труда равно 105,1 %, а по среднемесячной заработной плате равно 107,8 %.

За анализируемый период заметен значительный рост себестоимости  продукции. При этом  в 2008 году себестоимость производимой продукции составила 91791 тыс. руб., отклонение к 2007 году составило 141,1 %, а отклонение 2009года к 2008 году составило 137,2 %. Отклонение 2009 года к 2007 году составило 193,6 %, это объясняется увеличением затрат на производство продукции. Это объясняется повышением тарифов на ГСМ, увеличением расходов на упаковочный материал (повысились цены на пленку), а также списанием части упаковочного материала, проведением ремонтных работ, увеличением затрат на бензин по доставке молока от товаропроизводителя.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции непосредственно  связан с показателем себестоимости продукции. На 1 руб. товарной продукции затрачивалось 1,01 руб. в 2007 году, в 2008 году – 1,02 руб., в 2009 году – 0,9 руб., отклонение 2009 года к 2007 году составило 98,3 %. Учитывая это можно сказать, что затраты на 1 руб. товарной продукции незначительные, это объясняется тем, что себестоимость превышает выручку от товарной продукции. 

Убыток от реализации в 2008 году был равен -1483 тыс. руб., что на 703 тыс. руб. больше по сравнению с 2007 годом, это зависело от величины себестоимости, т. к. затраты превышали показатель выручки от реализации продукции. В 2009 году прибыль от реализации продукции была равна 569 тыс. руб. Это связано с тем, что выручка от реализации продукции была больше себестоимости производимой продукции. 

В 2007 году показатель балансовой прибыли был равен 212 тыс. руб., в 2008 году прибыль сократилась на 477 тыс. руб. и предприятием был получен убыток 235 тыс. руб. Это связано тем, что убыток от реализации продукции 2008 года был больше по сравнению с 2007 годом. В 2009 году убыток до налогообложения увеличился еще на 277 тыс. руб., по сравнению с уровнем 2008 года, за счет роста операционных расходов. 

В 2009 году и 2008 году производство продукции было нерентабельным, так как в 2007 году рентабельность производства составила –1,2 %, в 2008 – 1,6 %. Однако, в 2009 году рентабельность производства составила 0,5 %. Показатель рентабельности производства напрямую зависит от показателя прибыли (убытка) от реализации, из анализа которой видно, что в 2007 году и 2008 году предприятием был получен убыток.

Таким образом, из проведенного анализа основных технико – экономических показателей ОАО «Молоко» можно заключить, что увеличение объемов товарной продукции соответственно вызывало увеличение показателей реализованной продукции, себестоимости производимой продукции, производительности труда. Показатель фондоотдачи имеет тенденцию к росту за счет увеличения показателя товарной продукции и изменения показателя среднегодовой стоимости ОПФ. Наблюдается рост показателей фонда оплаты труда и средней заработной платы работника. Из – за увеличения расходов, связанных с реализацией продукции в 2007 году и 2008 году на предприятии был получен убыток. В 2009 году предприятие получило прибыль, в связи с тем, что выручка от реализации продукции превысила себестоимость проданных товаров. Анализ балансовой прибыли (убытка) показал, что прибыль была получена в 2007 году, а в 2008 году и 2009 году  предприятие получило убыток от  основной деятельности. Это объясняется тем, что полученный убыток от реализации продукции  2007 года превышал убыток  2008 года, а в 2009 году возросли операционные расходы предприятия. Динамика показателей эффективности деятельности предприятия показывает, что производство было рентабельным в 2009 году (0,5 %), а показатели рентабельности производства 2007 года и 2008 года отклоняются от уровня 2009 года на 1,7 % и 2,1%.

 

2.2Анализ прибыли деятельности  ОАО «Молоко»

Проанализируем непосредственно  прибыль исследуемого предприятия  за период с 2007 – 2009 г.г., оценим состав и динамику показателя прибыли. Данные анализа представлены в таблице 2.2 

                                                                                                    Таблица 2.2

Анализ состава и  динамики прибыли ОАО «Молоко» за 2007 – 2009 г. г. (в тыс. руб.)

показатели

2007 г

2008г.

2009г.

отклонение 2008г.к2007 г.

отклонение 

2009 г. к 2008 г

отклонение 

2009 г. к 2007г.

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Выручка от продаж (без  НДС, акцизов и обязательных платежей)

64295

90308

126543

26013

140,5

36235

140,1

62248

196,8

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

65075

91791

125974

26716

141,1

34183

137,2

60899

193,6

Валовая прибыль (убыток)

-780

-1483

569

703

190,1

2052

360,0

1349

237,1

Прибыль (убыток) от реализации

-780

-1483

569

703

190,1

2052

360,0

1349

237,1

Операционные

 доходы

расходы

428

 

 629

  639

 

675

982

 

2312

211

 

46

149

 

107

343

 

1637

154

 

342

554

 

1683

229,4

 

367

Внереализационные доходы

расходы

1193

1284

256

91

108

-1028

401

-937

366

Прибыль (убыток) до налогооблажения

212

-235

-512

447

110,8

-277

217,9

-724

241,5

Текущий налог на прибыль

74

 

191

-74

 

191

 

117

258,1

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

138

-235

-703

373

170,3

-468

299,1

841

509,4

Нераспределенная прибыль

-3979

-4214

-4917

-235

105,9

-703

116,7

-938

123,6

Рентабельность производства

-1,2

-1,6

0,5

-0,4

99,6

2,1

102,1

1,7

101,7


       Как показывают данные таблицы 2.2, за анализируемый период выручка от продаж на данном предприятии увеличивалась., так в 2007 году выручено от продаж продукции 64295 тыс. руб., в 2008 году показатель увеличился на 26013 тыс. руб., в 2009 году – на 36295 тыс. руб. Отклонение показателя выручки от продаж 2009 года к 2007 году в относительном выражении составило 196,8 %. Такой рост показателя обусловлен ростом объема выпускаемой продукции.

 Из анализа себестоимости  проданных товаров видно, что  данный показатель значительно увеличивается за рассматриваемый период. При этом  в 2008 году себестоимость производимой продукции составила 91791 тыс. руб., отклонение к 2007 году составило 141,1 %, а отклонение 2009 года к 2008 году составило 137,2 %. Отклонение 2009 года к 2007 году составило 193,6 %, это связано с увеличением затрат на производство продукции. Это объясняется повышением тарифов на ГСМ, увеличением расходов на упаковочный материал (повысились цены на пленку), а также списанием части упаковочного материала, проведением ремонтных работ, увеличением затрат на бензин по доставке молока от товаропроизводителя.

Как показывают данные таблицы 2.2 наибольшая величина валовой прибыли приходилась на 2009 год и составила 569 тыс. руб., а минимальная – на 2008 год и составила –1483 тыс. руб. это свидетельствует о том, что предприятие в 2008 году получило убыток от производственной деятельности. Прирост показателя 2009 года к 2007 году составлял 237,1 %. Изменение данного показателя зависело от изменения показателей выручки от продаж и себестоимости проданных товаров.

На формирование показателя прибыли (убытка) до налогообложения  влияют такие финансовые результаты деятельности предприятия, как операционные доходы и расходы, а также чрезвычайные доходы и расходы. В свою очередь операционные доходы и расходы включают в себя: прибыль от реализации имущества, проценты к получению, проценты к уплате. Операционные доходы на предприятии в 2008 году составили 639 тыс. руб., прибыль от аренды помещений 631850 тыс. руб., кредиторская задолженность за давностью лет 6824 руб.. Операционные расходы на предприятии в 2008 году составили 675 тыс. руб., в том числе проценты к уплате 271 тыс. руб., прочие операционные расходы составили 404 тыс. руб., которые включают следующее: премии за новый вид продукта(сыр), аренда автомашин, начисления в фонды от начислений материальной помощи и др., начисление амортизации на сданные в аренду помещения, представительские расходы, затраты по аварийным остановкам, затраты на рекламу, выходные пособия, затраты на конкурс «10 лучших товаров», затраты на календари. Отклонение по операционным расходам в 2008 году по сравнению с 2007 годом составило в абсолютном отношении 48 тыс. руб., в процентном 107, 7%. Отклонение по операционным доходам в абсолютном отношении составило 211 тыс. руб., в процентном отношении 149 %. Это объясняется увеличением прибыли от аренды помещений. Отклонение 2009 года к 2008 году по операционным доходам было равно 154 %, отклонение 2009 года к 2007 году в абсолютном отношении составило 554 тыс. руб. (299%). Это объясняется, главным образом, увеличением прибыли от аренды помещений и списанием кредиторской задолженности. Операционные расходы 2009 года по сравнению с  2008 годом увеличились на 1504 тыс. руб. (323%)., 2009 года по сравнению с 2007 годом – на 1552 тыс. руб. (348 %).

Информация о работе Формирование прибыли предприятия