Формирование и исполнение Федерального бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).
Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------- 4
Теоретическая основа формирования и исполнения Федерального бюджета Российской Федерации------------------------------------------------- 7
Федеральный бюджет - как форма образования и расходования денежных средств--------------------------------------------------------------- 7
Особенности формирования федерального бюджета------------------ 8
Исполнение федерального бюджета----------------------------------------- 11
Анализ формирования и исполнения федерального бюджета------------ 14
Общая характеристика Федерального бюджета-------------------------- 14
Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета-------17
Анализ состава и структуры расходов Федерального бюджета----- 36
Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета--------------------------------------------------------------------------------- 42
Проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета--------------------------------------------------------- 42
Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета---- 44

Заключение------------------------------------------------------------------------ 47
Список использованных источников----------------------------------------- 49
Приложения---------------------------------------------------------------------- 51

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 194.83 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет - форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

По своей внешней форме  Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как  правило, на год). Признание бюджета  основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении  национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве.

Бюджеты всех уровней формируются  и исполняются в пределах показателей  единой бюджетной классификации - группировки  доходов и расходов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация - это  законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка  доходов и расходов бюджета, а  также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и  исполнения бюджетов всех уровней

В процессе составления основного  финансового плана государства  Федеральный бюджет материализуется - воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций  и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные  нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

При составлении федерального бюджета важное внимание уделяется  требованию сбалансированности бюджета. Сбалансированность бюджетов всех уровней  является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Превышение расходной  части над доходной составляет дефицит  бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно  ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит  бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют  дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с  бюджетным дефицитом, так как, будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры  дефицита препятствуют принятию бюджета  с существенным дефицитом.

Покрытие дефицита бюджета  осуществляется за счет выпуска - государственных  займов или использования кредитных  ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный  долг и подлежат возврату, чаще всего  на возмездной основе.

В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений  доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим  представительным органом при принятии бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Денежные средства, поступающие  в государственный бюджет, не имеют  целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому  некоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточного финансового обеспечения. Для финансирования отдельных расходов создаются целевые  государственные фонды. Главной  отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие  на отдельные индивидуальные счета  фондов, не могут идти ни на какие  другие цели, кроме определенных в  положении о конкретном фонде. Группировка  расходов по целевым программам указывает  на конкретных получателей бюджетных  средств, ответственных за эффективное  использование выделяемых бюджетных  ресурсов. Существование целевых  фондов позволяет более успешно  осуществлять фискальную функцию государства.

    1. Исполнение федерального бюджета РФ

Чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять  законодательно, поэтому сначала  Федеральное правительство Российской Федерации принимает постановление  о разработке бюджета на очередной  финансовый год, по которому организуется поэтапная работа по составлению  проекта бюджета. Принятый правительством проект бюджета передается на рассмотрение Государственной Думы и Совета Федерации. Принятый закон о бюджете в  обеих палатах утверждается Президентом  России и передается на исполнение правительству.

Федеральный бюджет имеет  две основные составляющие:

1.доходная часть - формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;

  1. расходная часть - формируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.

Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его  утверждения законодательными (представительными) органами власти.

Важнейшие задачи исполнения бюджета - обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других платежей, а также доходов  в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место принадлежит также правильному  и экономически обоснованному распределению  всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому  по бюджетной росписи доходов  и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации  в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных  ассигнований.

Основной принцип исполнения бюджета - принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих  доходов и средств заимствования  на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Органом, осуществляющим управление исполнением  бюджета выступает созданное  в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство (указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года и  постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 года).

Главной задачей казначейства является организация, осуществление  и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнением  внебюджетных фондов. Ему вменяется  в обязанность прогнозирование  объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о  состоянии бюджетной системы. Совместно  с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и  внешнего долга России.

На практике, в связи  с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов достаточно широко практикуется лимитирование  расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, зачастую в суммах реально поступающих  доходов.

Информация о работе Формирование и исполнение Федерального бюджета Российской Федерации