Формирование финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Одной из основных отраслей сферы обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами организации розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых организациях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары.

Файлы: 1 файл

Формирование финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Формирование финансовых результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций оптовой  торговли

Одной из основных отраслей сферы  обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах  определенные товарные ресурсы и  снабжает товарами организации розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых организациях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля активно способствует увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления.

Основными функциями организаций оптовой торговли являются:

- продажа товаров и удовлетворение  спроса потребителей;

- формирование товарных запасов  с учетом их оптимальной потребности;

- маркетинговое исследование рынка  и обеспечение ассортиментом  товаров организаций розничной торговли;

- фасовка, упаковка и обеспечение  технологических условий хранения  товаров;

- предоставление товарных кредитов  оптовым покупателям.

По данным Федеральной службы государственной  статистики (Росстат), общий оборот оптовой торговли колеблется в пределах 32 145,7 млрд руб., из которого оборот организаций оптовой торговли - 24 925,8 млрд руб. (табл. 1). Анализ данных табл. 1 свидетельствует, что рост товарного оборота наблюдается с 2000 г. 

 

 

Таблица 1 

 

Структура оборота оптовой торговли России

 
 
 
Год 

Оборот оптовой торговли  

В том числе оборот организаций  
оптовой торговли       

Млрд руб.   
(в фактически 
действовавших 
ценах)   

В процентах   
к предыдущему  
году      
(в сопоставимых 
ценах)   

Млрд руб.    
(в фактически  
действовавших  
ценах)    

В процентах   
к предыдущему  
году       
(в сопоставимых 
ценах)    

2000 

4 256,8  

144,5    

3 133,7   

154,8    

2001 

5 507,8  

107,0    

4 221,7   

111,4    

2002 

6 819,2  

107,6    

5 465,6   

112,5    

2003 

8 887,7  

114,5    

7 249,6   

116,5    

2004 

11 422,9  

114,3    

9 170,5   

112,5    

2005 

15 626,0  

114,8    

11 007,5   

100,7    

2006 

19 921,8  

110,3    

14 758,0   

116,0    

2007 

25 308,6  

115,4    

19 604,6   

120,6    

2008 

32 145,7  

103,3    

24 925,8   

103,4    




 

  

 

 

Высокие показатели оборотов организаций  оптовой торговли, а также значительный прирост по сравнению с предыдущими  периодами, обусловлены совершенствованием организаций оптовой торговли.

Наряду с плюсами в деятельности оптовых организаций имеются  и большие минусы. Нередко не соблюдаются сроки поставки и оплаты товаров, нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров. Оптовая торговля мало занимается вопросами оптимизации распределения товарных ресурсов по экономическим районам. Это связано с недостаточностью финансовых ресурсов (средств).

Важнейшим условием успешного развития организаций оптовой торговли является совершенствование системы бухгалтерского учета, в частности учета финансовых результатов хозяйственной деятельности. Финансовый результат как интегрированный показатель деятельности организации определяет эффективность деятельности предприятия в целом. Эффективная финансово-хозяйственная деятельность организаций оптовой торговли возможна при условии правильной постановки организации бухгалтерского учета финансовых результатов и совершенствования существующих способов ведения первичного, текущего учета и разработки новых форм подходов к торгово-коммерческой деятельности оптовых организаций, а также оценки финансового состояния и их устойчивости.

В связи с этим данные о финансовом состоянии организаций оптовой  торговли представляют собой важнейшую  составную часть управления финансово-хозяйственной  деятельностью. Основную цель финансово-хозяйственной  деятельности сформулировал Лука Пачоли (1445 - 1517) 500 лет тому назад в своем трактате "О счетах и двойной записи": "Прежде всего мы должны иметь в виду, что всякий занимающийся торговлей имеет перед собой известную цель, для достижения которой он употребляет в действиях свои возможные усилия. Цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенную и постоянную выгоду для своего содержания" [7, с. 25]. Эта выгода - есть прибыль. Прибыль относится к числу ключевых понятий рыночной экономики и является одним из основных источников внутреннего финансирования, индикатором успешности деятельности. Информация о прибыли представляет наибольший интерес для внутренних пользователей и используется ими для принятия любых управленческих решений.

Одним из основных требований увеличения прибыли организаций оптовой торговли является безубыточность продаж - возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах рентабельности хозяйствования. Следовательно, получение прибыли в условиях рынка является обязательным условием функционирования организации.

Показатели финансовых результатов  организаций оптовой торговли формируются  по данным бухгалтерского учета в  соответствии с принятыми в каждой стране национальными стандартами  ведения учета и отчетности. Стандарты эти могут носить законодательный характер или быть чисто профессиональными. В Российской Федерации основные вопросы формирования и учета финансовых результатов регулируются законодательно.

В России действует широкий спектр нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результатов. Степень их значимости и влияние на организацию учета финансовых результатов в организациях оптовой торговли различны.

Законодательство Российской Федерации  о бухгалтерском учете в целом  состоит из Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, положений по бухгалтерскому учету, утверждаемых приказами Министерства финансов [1].

В самом Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" нет прямых упоминаний о финансовых результатах и системе их учета, при этом ст. 5 устанавливает систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, важнейшим элементом которой являются положения по бухгалтерскому учету (второй уровень нормативного регулирования). Выходные данные и названия Положений по бухгалтерскому учету, имеющие отношение к вопросам формирования и распределения финансовых результатов, представлены в табл. 2. 

 

 

Таблица 2 

 

Положения по бухгалтерскому учету, прямо  или косвенно

регулирующие учет финансовых результатов  организаций

оптовой торговли 

 

Номер    
Положения

Дата    
принятия

Номер  
Приказа

Наименование нормативного  
акта           

Раздел,    
пункт, абзац

ПБУ 1/2008

06.10.2008

N 106н

Учетная политика организации

Весь акт 

ПБУ 3/2006

27.11.2006

N 154н

Учет активов и обязательств, 
стоимость которых выражена   
в иностранной валюте       

Пункты 13,  
18, 19, 22

ПБУ 4/99

06.07.1999

N 43н

Бухгалтерская отчетность     
организации                

Разделы III  
и V    

ПБУ 5/01

09.06.2001

N 44н

Учет материально-            
производственных запасов   

Пункт 25 

ПБУ 6/01

30.03.2001

N 26н

Учет основных средств      

Пункты 15, 31

ПБУ 7/98

25.11.1998

N 56н

События после отчетной даты

Пункт 9  

ПБУ 8/01

28.11.2001

N 96н

Условные факты хозяйственной 
деятельности               

Пункты 8, 9, 
10, 11  

ПБУ 9/99

06.05.1999

N 32н

Доходы организации         

Весь акт 

ПБУ 10/99

06.05.1999

N 33н

Расходы организации        

Весь акт 

ПБУ 12/2000

27.01.2000

N 11н

Информация по сегментам    

Пункты 4, 5, 
21    

ПБУ 14/2007

27.12.2007

N 153н

Учет нематериальных активов

Пункты 21,  
23, 27, 29

ПБУ 15/2008

06.10.2008

N 107н

Учет расходов по займам      
и кредитам                 

Раздел III

ПБУ 16/02

02.07.2002

N 66н

Информация по прекращаемой   
деятельности               

Раздел III

ПБУ 18/02

19.11.2002

N 114н

Учет расчетов по налогу      
на прибыль организаций     

Весь акт 


 

 

 

Кроме того, базовые правила и  принципы представления в бухгалтерской  отчетности показателей финансовых результатов, регламентируемых указанными Положениями, нашли свое развитие в  документах 3-го уровня нормативного регулирования  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Самым значимым из них является Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (этот Приказ отменил ранее действовавшие Приказы Минфина России от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и от 28.06.2000 N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций") [1].

Единственным нормативным документом 3-го уровня нормативного регулирования, в котором сделана попытка системно развить базовые нормы и процедуры положений, является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н [6].

Перечень счетов учета финансовых результатов представлен в разд. VIII "Финансовые результаты" Плана счетов. Основными из них, концентрирующими информацию о финансовых результатах, являются: счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы" и счет 99 "Прибыли и убытки". Первые два счета предназначены для формирования доходов и расходов по определенным видам деятельности и выявления финансового результата по ним. Выявленные финансовые результаты списываются на счет 99 "Прибыли и убытки", где в сопоставлении с суммами платежей в бюджет по налогу на прибыль выявляется конечный финансовый результат - чистая прибыль (убыток) организации. При этом учет формирования указанных финансовых результатов ведется кумулятивным способом, т.е. нарастающим итогом с начала года.

В свою очередь, записи по распределению  чистой прибыли на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" могут  возникать только при наличии  чистой прибыли.

Указанный перечень счетов представляет собой довольно стройную систему  учета, направленную на выявление с достаточной степенью достоверности конечного финансового результата чистой прибыли (убытка) - важнейшего оценочного показателя финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций хотя и приближает российскую систему бухгалтерского учета к международным стандартам, но существуют активно-пассивные счета, что противоречит принципу разделения доходов и расходов по всем видам деятельности.

Таким образом, бухгалтерский учет финансовых результатов и их представление в бухгалтерской отчетности в Российской Федерации регулируются целой совокупностью нормативных документов.

Проведенный анализ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета  финансовых результатов показывает, что рассмотренная система нуждается в существенной корректировке. По мнению автора, в основополагающем документе по ведению бухгалтерского учета - Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ - в разделе "Прибыль (убыток) организации" необходимо привести все основные понятия системы учета финансового результата, которые будут проецироваться на остальные Положения по бухгалтерскому учету и находить развитие в методических рекомендациях или методических указаниях.

Процесс формирования финансовых результатов  включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в  денежную форму. Реально торговая организация  получает прибыль в процессе реализации товара, а новая стоимость создается  только в сфере производства.

Формирование финансовых результатов  организаций оптовой торговли отражено на рис. 1. Анализ данных рис. 1 свидетельствует, что формирование конечного финансового  результата - поэтапный процесс. 

 

Этапы формирования финансовых результатов

в торговой организации 

 

 

  ┌────────┐           ┌─────────────────────┐     ┌────────────────────┐

┌─┤ Доходы │           │Финансовые результаты│     │       Расходы      ├─┐

│ └────────┘           └─────────────────────┘     └────────────────────┘ │

│                      ┌─────────────────────┐     ┌────────────────────┐ │

│                      │    Чистая прибыль   │     │Постоянное налоговое├─┤

│                      │  (убыток) отчетного │     │    обязательство   │ │

│                      │       периода       │     └────────────────────┘ │

│                      └─────────────────────┘     ┌────────────────────┐ │

│ ┌────────────────────┐            /│\            │    Текущий налог   ├─┤

├─┤Отложенные налоговые│  ┌──────────┴──────────┐  │     на прибыль     │ │

│ │    обязательства   │┌>│       Прибыль       │  └────────────────────┘ │

Информация о работе Формирование финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли