Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов в значительной степени определяется их финансовой стратегией. Организации уделяющие пристальное внимание вопросам финансовой стратегии, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования финансовой стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….........3
Глава 1Теоретические основы разработки финансовой стратегии….........5
1.1 Теоретические подходы к определению сущности финансовой стратегии (цели, этапы, виды).…………………… ………………...............................8
1.2 Источники и формы долгосрочного финансирования.…………. ……...15
Глава 2 Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» ) .…………… …………………………..………….... 22
2.1 Оценка стоимости привлекаемого капитала …….... …………………....32
2.2 Прогнозная оценка реализации финансовой стратегии.…………...…...40
Заключение ………………………………………………………………….........48
Списоклитературыи используемых источников…………….......................51

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 86.61 Кб (Скачать файл)

Методы реализации финансовой стратегии:57

- «метод управления стратегическими позициями» используется при относительно небольшом уровне непредсказуемых изменений условий внешней финансовой среды, диагностируемых на ранней стадии их возникновения. Сущность этого метода заключается в том, что при возникновении нестабильности формируется Реализация финансовой стратегии по тем из первых трех доминантных сфер, для которых по результатам ранней диагностики создаются наилучшие возможности развития. По другим доминантным сферам финансовой стратегии, по которым возможности развития снижаются или возникают ранее не предсказанные угрозы, предприятие обеспечивает сохранение стратегических финансовых позиций на достигнутом к этому моменту уровне. При ином варианте небольших непредсказуемых изменений внешней финансовой среды, приоритетную реализацию получает другая (или другие) доминантная сфера стратегического финансового развития предприятия. Пока уровень внешней нестабильности будет оставаться относительно невысоким и заблаговременной предсказываться по результатам ранней диагностики, управление стратегическими позициями будет усиливать возможности реализации главной финансовой стратегии предприятия в целом. Следует отметить, что метод управления стратегическими позициями может быть использован и на отдельных этапах предсказанных изменений внешней финансовой среды как дополняющий методы стратегического финансового планирования.

- «метод управления по слабым сигналам» основан на том, что управленческие реакции на возникающие серьезные изменения внешней финансовой среды, диагностированные на раннем этапе их возникновения, интенсифицируются по мере нарастания этих информационных сигналов. Так, если на ранней стадии диагностики изменений внешней финансовой среды вырисовывается проблема, несущая угрозу реализации целей финансовой стратегии, но информация об этом еще не идентифицирована в полном объеме, ответные стратегические финансовые решения будут носить общий превентивный характер, а затем по мере нарастания информации они будут доведены до разработки и осуществления конкретных практических мер по снижению внешней финансовой уязвимости и удержанию достигнутой стратегической финансовой позиции предприятия. Аналогичным образом метод управления по слабым сигналам используется и при раннем диагностировании дополнительных возможностей реализации стратегических целей финансовой деятельности. Этот метод позволяет достаточно гибко управлять реализацией финансовой стратегии, своевременно принимая необходимые управленческие решения, но для его использования на предприятии должен функционировать эффективный мониторинг внешней финансовой среды, достаточно чувствительный для улавливания предупреждающей информации ("слабых сигналов").

- «метод управления задачами» (или «метод управления на основе ранжирования стратегических задач») используется при возникновении непредсказуемых неожиданных изменений внешней финансовой среды. Скорость их возникновения обычно настолько велика, что предприятие вынуждено использовать чрезвычайные меры по обеспечению реализации своей финансовой стратегии. К таким мерам относятся: создание антикризисных управленческих групп с делегированием им расширенных полномочий по осуществлению финансового управления; установление расширенного наблюдения за происходящими изменениями условий внешней финансовой среды; привлечение необходимых консультантов и т.п.

  • все сформулированные задачи, связанные с реализацией финансовой стратегии предприятия, делятся на ряд групп по степени их важности и срочности;

  • наиболее важные и срочные задачи передаются для более глубокого изучения и принятия оперативных управленческих решений специально созданным чрезвычайным управленческим группам (или специализированным финансовым подразделениям, при наличии в них высококвалифицированных менеджеров);

  • контроль за принятием оперативных управленческих решений, обеспечивающих реализацию стратегических целей финансового развития, возлагается на финансовых менеджеров высшего звена управления предприятием;

  • состав стратегических задач, требующих немедленного реагирования, уточняется по мере поступления дополнительной информации о характере неожиданных изменений внешней финансовой среды и анализа возможных их последствий для финансовой деятельности предприятия.

Использование рассмотренных методов позволяет существенно повысить адаптивность и эффективность управления реализацией финансовой стратегии предприятия.

 

 
 
 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важной составной частью механизма управления финансовой деятельностью предприятия являются системы и методы ее анализа. Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Управление финансами предприятия включает в себя решение следующих основных задач:

     • обеспечение предприятия необходимым количеством финансовых ресурсов;

      • организация их эффективного использования. Обязательными условиями решения этих задач являются:

     • во-первых, умение оценивать состояние финансов предприятия на заданный момент времени и понимание причин и факторов, под воздействием которых оно может измениться, т.е. необходимо уметь анализировать финансовое состояние предприятия и ставить залами по его совершенствованию.

      • во-вторых, необходимо уметь из множества альтернативных решений, диктуемых интересами предприятия и признаваемых подходящими для данных условий, отбирать наиболее приемлемые, т.е. финансовое решение по возможности должно быть близким к наилучшему.

Отметим, что все это можно сделать, обладая лишь необходимой информацией и знаниями, позволяющими оценивать вероятные последствия рассматриваемых вариантов. Финансовое состояние предприятия на данный момент времени является результатом, во-первых, предшествовавшего периода существования предприятия и, во-вторых, решений, принятых за отчетный период — год, квартал, месяц. Его можно характеризовать совокупностью параметров, отражающих потенциал предприятия и его использование. К ним относятся:

     • размеры активов, которыми располагает предприятие, и их соответствие объемам производства и продаж;

     • обеспеченность предприятия собственным капиталом и его зависимость от заемных источников финансирования;

     • рентабельность предприятия, его способность генерировать прибыль, достаточную для покрытия затрат на поддержание своего потенциала;

    • соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, показатели текущей ликвидности;

     • поток наличности, его образование и использование и др.

В настоящее время анализ финансового состояния предприятия достаточно хорошо систематизирован, а его процедуры имеют унифицированный характер и проводятся, по сути, по единой методике практически во всех странах мира. Общая идея этого унифицированного подхода к анализу заключается в том, что умение работать с бухгалтерской отчетностью предполагает, по крайней мере, знание и понимание:

          • места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения управления деятельностью предприятия;

          • нормативных документов, регулирующих ее составление и представление;

           • состава и содержания отчетности;

          • методики ее чтения и анализа.

Сложность оценки финансового состояния предприятия обусловлена отсутствием единого показателя, по которому можно было бы судить о степени финансового благополучия, его достаточности или недостаточности.

Финансовое состояние предприятия характеризуется комплексом показателей, которые часто противоречат друг другу, когда увеличение одного из них ведет к нежелательному снижению другого. Устойчивое финансовое состояние — это компромисс между различными показателями, при котором ликвидность, рентабельность, оборачиваемость и финансовая устойчивость находятся в разумных пределах.

Анализ финансового состояния предприятия нацелен, прежде всего, на поиск этих пределов, выяснение того, насколько далеки угрозы финансового неблагополучия или даже банкротства (является ли оно нормальным, напряженным или критическим), какие финансовые последствия могут возникнуть в результате тех или иных хозяйственных решений, какие трудности могут ожидать предприятие в ближайшем будущем. Параллельно с этим дается оценка тому, насколько эффективным было управление предприятием в прошедшем отчетном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Гражданский кодекс  РФ. - Ч. I и II.;

2. Налоговый кодекс РФ. - Ч. I и II. ;

3. О бюджете развития  РФ. Федеральный закон от 26.11.98 № 181-ФЗ.

4. О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним. Федеральный  закон от 21.07.97 № 122-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.03.01, 12.04.01, 09.06.03, 11.04.02).

5. О лизинге. Федеральный  закон от 29.10.98 № 164-ФЗ (в ред. Федерального  закона от 29.01.02 № 10-ФЗ).

6. О налоге на операции  с ценными бумагами. Закон РФ  от 12.12.91 №2023-1 (с изм. от 18.10.95, 23.03.98, 30.05.01, 23.12.03).

7. Об акционерных обществах. Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ (ред. 07.08.01, 06.04.04).

8. Об обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ.

9. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Постановление Правительства РФ от 01.01.02 № 1.

10. О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Приказ Министерства финансов РФ № 71, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 05.08.96 № 149.

11. О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения). Положение ЦБР 54-П от 31.08.98 (с изм. от 27.07.01).

12. Об утверждении Стандартов эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19.10.01 № 27.

13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94 н.

14. Финансовая стратегия компании: путь к финансовому успеху и стабильности. [Электронный ресурс] Инициативы XXI века. Электронные данные. - 2009. - № 2-2009. Режим доступа: http://www.ini21.ru/?id=324

15. Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. – М.: Компания Спутник+, 2005.

16. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие/А.Н. Гаврилова, А.А.Попов. - М.:КНОРУС, 2007.

17. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2000.

18. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи. Финансы, 2002. №10

19. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

20. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 1.- 2-е изд. перераб. И доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004.

21. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

22. Бланк А.И. Финансовая стратегия предприятия. – Киев: Ника-центр, 2004.

23.Долгосрочная финансовая политика предприятия http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook144/files/course/Lihachev_Glava2.pdf

24. Сапрыкин С.Ю. и Васильева В.В. Акционерные общества ОАО и ЗАО от создания до ликвидации

25. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

26. Алекперов В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. - М.: АУТОПАН, 2006.

Информация о работе Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» )