Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов в значительной степени определяется их финансовой стратегией. Организации уделяющие пристальное внимание вопросам финансовой стратегии, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования финансовой стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….........3
Глава 1Теоретические основы разработки финансовой стратегии….........5
1.1 Теоретические подходы к определению сущности финансовой стратегии (цели, этапы, виды).…………………… ………………...............................8
1.2 Источники и формы долгосрочного финансирования.…………. ……...15
Глава 2 Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» ) .…………… …………………………..………….... 22
2.1 Оценка стоимости привлекаемого капитала …….... …………………....32
2.2 Прогнозная оценка реализации финансовой стратегии.…………...…...40
Заключение ………………………………………………………………….........48
Списоклитературыи используемых источников…………….......................51

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 86.61 Кб (Скачать файл)

9) маневрирование и борьбу  за инициативу для достижения  решающего превосходства над  конкурентами.

Для достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями предприятия разрабатывается генеральная финансовая стратегия предприятия. В генеральной финансовой стратегии определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работы.

1.2 Источники и  формы долгосрочного финансирования.

Любые решения долгосрочного финансового характера всегда принимают в три этапа:12

1) выявляют потребности  в финансировании;

2) определяют возможности  в мобилизации источников финансирования;

3) выбирают наиболее оптимальные  источники финансирования.

Источники финансирования представляют собой денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансированию прочих расходов.

Система финансирования включает источники финансирования и организационные формы финансирования.

Классификация источников финансирования разнообразна:13

• по отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования;

• по видам собственников выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники;

• по временным характеристикам источники финансирования разделяют на краткосрочные, долгосрочные и бессрочные.

Организационные формы финансирования:

• самофинансирование (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал и др.);

• акционерное или долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.);

• заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.);

• бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных и местных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы и т.д.);

• особые формы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование, финансирование с привлечением иностранного капитала).

Первоначальный источник финансирования любого предприятия – уставный (складочный) капитал (фонд), который образуется из вкладов учредителей. Конкретные способы образования уставного капитала зависят озщшлт организационно-правовой формы предприятия.

Складочный капитал – совокупность в денежном выражении вкладов участников полного товарищества и участников-вкладчиков товарищества на вере (коммандитного товарищества), внесенных в товарищество для ведения его хозяйственной деятельности.

Уставный капитал – совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Уставный фонд, формируемый государственными и муниципальными унитарными предприятиями, – совокупность выделенных организациям государством или муниципальными органами активов (внеоборотных и оборотных).

Паевой фонд – совокупность имущественных паевых взносов членов (участников) производственного кооператива для совместного ведения производственной или иной хозяйственной деятельности.

Минимальная величина уставного капитала на день регистрации общества в соответствии с законодательством составляет:14

• в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) – 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

• в закрытом акционерном обществе (ЗАО) – 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах»);• в открытом акционерном обществе (ОАО) – не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах»).15

В соответствии с законодательством РФ учредители акционерного или иного общества обязаны полностью внести уставный капитал в течение первого года деятельности. Однако если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, то ООО (в соответствии с п. 4 ст. 90 Гражданского кодекса РФ) и АО (в соответствии с п. 4 ст. 99 Гражданского кодекса РФ) обязаны уменьшить его размер в установленном порядке. Если стоимость чистых активов акционерного или иного общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.16

Чистые активы – это активы, непосредственно используемые в основной деятельности и приносящие доход. Величину чистых активов определяют вычитанием из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету: 17

Чистые активы = Активы* – Пассивы**:

где Активы * – активы, принимаемые к расчету;

Пассивы** – пассивы, принимаемые к расчету.

Алгоритм расчета активов и пассивов, принимаемых к расчету чистых активов, показан в таблице 2.

В соответствии с п. 6 ст. 66 Гражданского кодекса РФ при создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть:18

• денежные средства в рублях и иностранной валюте. Валюту и валютные ценности оценивают по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на момент взноса указанных ценностей;

• различные виды имущества (здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам);

• нематериальные активы – исключительные права на изобретение, промышленный образец, полезную модель; компьютерные программы, базы данных; товарный знак и знак обслуживания; деловая репутация и организационные расходы организации и др.;

• производственные запасы – стоимость сырья, материалов и других материальных ценностей, относящихся к оборотным активам;

• иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку.

 

Таблица 2

Активы и пассивы, принимаемые к расчету величины чистых активов19*

п/п

Показатель баланса

Код строки

АКТИВЫ, принимаемые к расчету

Нематериальные активы

110

Основные средства

120

Незавершенное строительство

130

4.

Доходные вложения в материальные ценности

135

 

5.

Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров

140 + 250

6.

Отложенные налоговые активы 

145

Продолжение таблицы 2

 

7.

Прочие внеоборотные активы

150

8.

Запасы

210

9.

НДС по приобретенным ценностям

220

10.

Дебиторская задолженность (более и менее 12 мес.)

за вычетом задолженности учредителей по взносам в уставный капитал

230 + 240 – (244)

11.

Денежные средства

260

12.

Прочие оборотные активы

270

ПАССИВЫ, принимаемые к расчету

13.

Целевые финансирование и поступления

450

14.

Итог раздела IV «Долгосрочные обязательства»

590

15.

Краткосрочные обязательства по займам и кредитам

610

16.

Кредиторская задолженность

620

17.

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630

18.

Резервы предстоящих расходов и платежей

650

19.

Прочие краткосрочные обязательства

660





 

 

 Решение об уменьшении уставного капитала принимают ⅔ голосов владельцев голосующих акций и реализуют одним из двух способов:20

1) уменьшением номинальной  стоимости акций;

2) приобретением и погашением  части акций (если это предусмотрено  уставом организации).

Решение об увеличении уставного капитала принимает общее собрание акционеров или совет директоров (если такое право ему предоставлено уставом или решением общего собрания). Это происходит либо при увеличении номинальной стоимости акций, либо при размещении дополнительной объявленной эмиссии акций.

Однако для развития бизнеса недостаточно обладания первоначальным капиталом, внесенным учредителями (акционерами). Финансовому менеджеру предприятия необходимо аккумулировать доступные источники финансовых ресурсов для формирования необходимых инвестиций (долгосрочных и краткосрочных), выполнения всех финансовых обязательств, обеспечения потребностей социального характера и финансирования прочих нужд.

       Форма собственности предприятия существенно влияет на способы мобилизации и использования финансовых ресурсов. В общем виде схема мобилизации и использования финансовых ресурсов ОАО изображена на рисунке 1.

Рис.1. Схема мобилизации и использования финансовых ресурсов ОАО21

        1 - предприятие мобилизует средства на финансовых рынках: на фондовом рынке, эмитируя акции и облигации, на денежном рынке (рынке коротких денег), получая краткосрочные ссуды, на рынке кредитов, получая долгосрочные ссуды;

2 - мобилизованные денежные  средства инвестируют в производство (внеоборотные и оборотные активы);

3 - формирование денежных  доходов как результата хозяйственной  деятельности коммерческой организации;

4 - уплата налогов и  сборов в бюджет и внебюджетные  фонды;

5 - денежные средства возвращаются  на финансовый рынок в виде  платы за ранее мобилизованные  финансовые ресурсы (дивиденды по  акциям, проценты по облигациям, проценты по краткосрочным и  долгосрочным ссудам);

6 - денежные средства реинвестируют  в активы предприятия;

7 - часть прибыли приобретает  форму финансовых инвестиций  на рынке капитала

На рисунке1 рассмотрены наиболее распространенные источники финансирования: прибыль, эмиссия акций, облигаций и привлечение кредитов (ссуд).

Глава 2: Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере).

2.1 Оценка стоимости  привлекаемого капитала.

Анализ формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «Лукойл».22

Фирма создана в 1991 г. «на обломках» рухнувшей административно-командной системы управления народным хозяйством. Вместе с ней была ликвидирована централизованная интегрированная схема управления нефтегазовым комплексом .

Хотя отдельные звенья технологической цепочки подчинялись отдельным ведомствам (Минефть, Миннефтехимпром, Комитет по нефтепродуктам, Миннефтегазстрой), все нити управления нефтегазовым комплексом сходились в Госплан СССР, где разрабатывались плановые балансы добычи, переработки и распределения нефти и нефтепродуктов по установленным сверху ценам. Распад СССР и разрушение интегрированной схемы управления нефтегазовым комплексом болезненно сказались на его развитии. Резко снизились объемы добычи и переработки нефти, нарушились сложившиеся десятилетиями производственно-хозяйственные и транспортные связи.

Необходимость перестройки много продуктовых отраслей добычи, переработки и сбыта в интегрированную отрасль, охватывающую весь спектр продукции комплекса («от скважины до бензоколонки») стала особенно острой. Только такая перестройка создавала условия для рационального использования не возобновляемых ресурсов. В соответствии с этой концепцией в начале 90-х годов в ходе приватизации и акционирования были образованы самостоятельно функционирующие вертикально интегрированные нефтяные компании. Одним из первых предприятий такого типа была компания «Лукойл».

В настоящее время в состав ОАО «Лукойл» входят 7 нефтедобывающих объединений, два НПЗ, 8 крупных региональных сбытовых предприятия. Филиалы, совместные и дочерние предприятия компании работают более чем в 30 регионах России и 16 иностранных государствах. Сегодня «Лукойл» контролирует почти пятую часть нефтяного рынка России, имеет широкое представительство на рынках в государствах СНГ и странах Балтии.

Информация о работе Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» )