Фонд национального благосостояния и его назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Содержание работы

Введение............................................................................................................. 3

Фонд национального благосостояния …………………………………………………………. 4

Цели и структура управления Фондом национального благосостояния.....................................................................................................5

Позитивные и негативные последствия формирования ФНБ........................................................................................................................7

Заключение........................................................

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 28.32 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«Межрегиональный институт экономики и права

при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС»

 

Факультет экономики и таможенного дела

Контрольная работа

по дисциплине: «Финансы»

на тему: «Фонд национального благосостояния и его назначение»

 

                                Выполнил:

                                             студент ФЭиТМД

                                                         4 курса, группы Э-405,

                                                                заочной формы обучения

                                                                                  Орлова Наталья Сергеевна

                                                                            Преподаватель: Шкварок В. М.

 

Работа защищена ____________ Оценка______________ Подпись__________

Сдано на кафедру «___»______________20____г.

Подпись лаборанта ______________________

 

                                                          Санкт-Петербург 
                                                                     2014 
 
Содержание. 
 
Введение............................................................................................................. 3 
 
Фонд национального благосостояния ………………………………………………………….  4  
 
Цели и структура управления Фондом национального благосостояния.....................................................................................................5 
 
Позитивные и негативные последствия формирования ФНБ........................................................................................................................7 
 
Заключение...........................................................................................................9 
 
Список использованной литературы.................................................................10 
 

 

Введение. 
В настоящее время в Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует целая система фондов, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления. 
 
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. 
 
С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния или Фонд будущих поколений.  
 
На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной и значимой для нашей страны, так как состояние ныне действующей финансовой системы государства характеризуется крайне сложными и противоречивыми процессами. Это отчасти объясняется тем, что политические, экономические и социальные реформы, проводимые в Российской Федерации, требуют интенсивного правотворчества, его всестороннего и эффективного воздействия на происходящие в стране преобразования. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы правового регулирования деятельности фондов, что соответствует реальным условиям рыночной экономики и критериям правового государства. 
 
Фонд национального благосостояния. 
 
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению.  
Цель фонда национального благосостояния заключается в обеспечении софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечении сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Этот фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу. 
 
Фонд национального благосостояния формируется за счет:  
нефтегазовых доходов федерального бюджета, в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;  
доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.  
 
Управление средствами фондов осуществляется Министерством финансов РФ. Цель управления состоит в обеспечении сохранности и стабильности доходов от размещения в долгосрочной перспективе. В краткосрочном периоде при управлении средствами фондов возможен отрицательный финансовый результат. 
Управление средствами фондов может осуществляться путем размещения средств фондов в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, такие как ценные бумаги иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция, Швеция.

 
номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 10 % номинального объема этого выпуска.  
Таким образом, управление доходами и расходами должно обеспечить выполнение функций государства и местного самоуправления.  
 
Цели и структура управления Фондом национального благосостояния. 
 
Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. 
 
Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 
 
Управление средствами ФНБ может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно): 
 
1) путем приобретения за счет средств Фондов иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета; 
 
 2) путем размещения средств Фондов в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации. 
 
Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств ФНБ. В целях повышения эффективности управления  
средствами ФНБ Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных  
финансовых активов в общем объеме размещенных средств фондов в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации. 
 
Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов: 
долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; 
 
долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; 
депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"; 
депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации; 
долговые обязательства и акции юридических лиц; 
паи (доли участия) инвестиционных фондов. 
Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является Российская Федерация. В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. 
 
Позитивные и негативные последствия формирования ФНБ.  
 
Возможны как позитивные, так и негативные последствия формирования Фонда национального благосостояния.  
Например, позитивные последствия формирования Фонда национального благосостояния сводятся к следующему: 
1. Обеспечение устойчивости расходов бюджета в условиях возможного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. 
2. Защита накопленных бюджетных ресурсов от возможной девальвации рубля. 
3. Перечисление дополнительных доходов на финансирование приоритетных расходов бюджета. 
4. Формирование за счет аккумулированных доходов фондов поддержки налоговой реформы. Предполагается в период проведения налоговой реформы направлять средства Фондов на финансирование социальных институтов. 
 
Возможны и негативные последствия формирования Фонда национального благосостояния. 
 
С одной стороны, механическое накопление поступающих в Фонд национального благосостояния средств на счетах в Банке России может привести к избыточному стерилизационному эффекту и тем самым к ухудшению макроэкономической ситуации. 
 
С другой стороны, по мере исчерпания фондов становится неизбежным сокращение финансирования социальных расходов, отсутствие решения проблемы стерилизации избыточной эмиссии, увеличение зависимости расходов от мировых цен на сырье. Кроме того, избыточное софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ может привести к отсутствию возможности стерилизации эмиссии, т.е. может возникнуть угроза трансформации денежных средств в наиболее инфляционно опасную налично-денежную форму. 
 
ФНБ находятся в эпицентре всех социально-экономических противоречий. Как крупнейший резерв денежных средств, способных служить мощным инвестиционным ресурсом экономики, ФНБ в служит источником столкновения финансовых интересов различных субъектов общественных отношений: государства, которое предполагает использовать денежные средства Фондов для покрытия текущих бюджетных расходов и рефинансирования внешнего долга; кредитно-финансовых структур, стремящихся получить доступ к оперативному управлению средствами Фонда; населения, связывавшего с деятельностью Фонда свои надежды на увеличение пенсионного обеспечения. 
 

 

 
Заключение.

 
Бюджетный кодекс РФ определяет, что Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Положениями статей Бюджетного кодекса РФ также устанавливаются принципы формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния. 
 

Данные Министерства Финансов Российской Федерации.

 

В млрд. руб.

В млрд. долларов США

01.09.2014

3 150,50

85,31

01.12.2013

2 922,79

88,06

01.12.2012

2 716,61

87,47

01.12.2011

2 764,40

88,26

01.12.2010

2 761,96

88,22

01.12.2009

2 769,84

92,89

01.02.2009

2 991,50

84,47


 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 
1.  Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 30.09.2010)  
2. ФЗ № 245-ФЗ о Внесении изменений в БК РФ и иные законодательные акты РФ. 
3. О Счетной палате Российской Федерации: ФЗ от 11.01.1995. № 4-ФЗ (с изм. и доп. от 25.12.2008 № 274-ФЗ) // Собр. законодательства - 2008. - № 52. – Ст.6229. 
4.    О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния: Пост. Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 18 // Рос. газета - 2008. - 24 января. 
5.Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрист, 2008. - 776с. 
6.Дроздов О.И. Разделение Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит - 2009. - № 12. – С.10-15. 
 
Интернет - ресурсы: 
 
1. ru.wikipedia.org/wiki 
 
2. www.minfin.ru/ru/official/index

 

 

 

 

 


Информация о работе Фонд национального благосостояния и его назначение