Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении сущности фискальной политики, ее роль в регулировании экономики.
Прежде чем начать работу поставим необходимые задачи для достижения цели. Для достижения цели в данной курсовой работе необходимо выполнить следующие задачи, которые сводятся к изучению и анализу:
сущности фискальной политики, ее целей;
видов и инструментов фискальной политики;
роли фискальной политики в экономическом регулировании.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты фискальной политики 5
1.1 Фискальная политика 5
1.2 Цели фискальной политики 7
1.3 Виды фискальной политики 8
1.3.1. Дискреционная фискальная политика 8
1.3.2. Экспансионистская фискальная политика 9
1.3.3 Рестрикционная фискальная политика 10
1.3.4 Автоматическая фискальная политика 10
2. Анализ влияния фискальной политики РФ на государственный бюджет 12
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая Фискальная Политика.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО «Финансовая  академия при Правительстве Российской Федерации»

(Финакадемия)

 

 

Кафедра «Макроэкономика»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

 

«ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА»

 

 

 

Выполнил: 

студент группы 09102 ДФ-02     

Феофанова С.Е.

 

 

Научный руководитель:

 к.э.н., профессор   

Корольков В.Е.     

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

Содержание

 

 

Введение

 

   Под фискальной политикой подразумевается  воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

 Хотя  государственные расходы финансируются  из государственного бюджета, это не означает, что они не могут превысить величину поступающих в бюджет средств. В ходе осуществления фискальной политики может возникнуть дефицит или избыток государственного бюджета. Для определения фискальной политики имеет значение, как финансируется бюджетный дефицит и как используется бюджетный избыток.

Тема  фискальной политики на сегодняшний  день весьма актуальна, так как экономика  в том числе нашего государства  переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Природа фискальных проблем заключается  в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Разные  темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах  не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем в постсоциалистическом мире.

Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Итак,  объектом исследований в данной курсовой работе является сущность фискальной политики.

Предмет исследований  - роль фискальной политики в экономическом регулировании  государства.

Цель  работы заключается в изучении сущности фискальной политики, ее роль в регулировании экономики.

Прежде  чем начать работу поставим необходимые  задачи для достижения цели. Для  достижения цели в данной курсовой работе необходимо выполнить следующие задачи, которые сводятся к изучению и анализу:

  • сущности фискальной политики, ее целей;
  • видов и инструментов фискальной политики;
  • роли фискальной политики в экономическом регулировании.

Структура курсовой работы представлена главами.  В работе представлен и систематизирован теоретический материал по исследованию сущности фискальной политики.

 

1. Теоретические аспекты  фискальной политики

    1. Фискальная политика

 

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный»       (от лат. fiscus - государственная казна  и   fiscalis  - относящийся к казне).                              

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. [3, стр. 95]

Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная  политика объединяет в себе такие  крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

В зависимости  от состояния экономики, от целей, которые  на данном этапе развития экономики  государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства.

Одним из методов налоговой политики выступает  политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Другой  формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет  налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

Результативность  налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

- соотношение  прямых и косвенных налогов;

- применение прогрессивных ставок  налогообложения и степень их  прогрессии или преобладание  пропорциональных ставок;

- дискретность или непрерывность  налогообложения;

- широта применения налоговых  льгот, их характер и цели;

- использование системы вычетов,  скидок и изъятий и их целевая  направленность;

- степень единообразия налогообложения  для различного рода доходов  и налогоплательщиков;

- методы формирования налоговой  базы.

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

Используя указанные принципы, государство  в условиях стабильно развивающейся  экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ  и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

1.2 Цели  фискальной политики

 

Цели  фискальной политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:

- участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;

- обеспечение потребностей всех  уровней власти в финансовых  ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

- обеспечение государственной  политики регулирования доходов.

Участие государства в регулировании  экономики при проведении фискальной политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование  налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных  налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются в основном сроком на три - пять лет.

В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 90-х годов предусматривалось полное освобождение в течение двух лет  от налога на прибыль совместных предприятий  с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Значительно более длительный срок существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично - в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление в течение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

В отличие  от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых  льгот для определенной части  предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.[1, стр. 85]

Достижение  цели формирования необходимых финансовых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.

1.3 Виды  фискальной политики

1.3.1. Дискреционная фискальная политика

 

Налогово-бюджетная  политика подразделяется на два вида: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная  политика - это сознательное манипулирование  законодательной властью налогообложением и государственными расходами с  целью воздействия на уровень  экономической активности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п.

       Все эти меры  оказывают воздействие как на  совокупный спрос, так и на  совокупное предложение. В рамках  кейнсианского подхода дискреционная  налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Итак, дискреционная стимулирующая  налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.[6, стр. 98]

Информация о работе Фискальная политика государства