Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:45, курсовая работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Введение
Глава 1. Социально – экономическая сущность и формы мобилизации бюджетных доходов
1.1. Доходы бюджета, сущность, состав и формирование.
1.2. Формы мобилизации бюджетных доходов.
Глава 2. Неналоговые доходы бюджета
2.1. Понятие неналоговых доходов бюджета и источников
2.2. Повышение эффективности неналогового дохода бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы
а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Нужно отметить, что в 
различных нормативных 
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило, большинство 
неналоговых доходов 
В структуре неналоговых 
доходов федерального бюджета Российской 
Федерации наибольшую долю составляют 
доходы от внешнеэкономической 
Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.
 
2.2. Повышение эффективности неналоговых доходов бюджета РФ
Управление неналоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением неналоговыми доходами. Они либо планируются методом "от достигнутого", либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется так называемое пообъектное планирование.
Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагается их пересмотр. Пообъектное планирование - более сложная процедура. Комитет по имуществу каждого муниципалитета составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит от расположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды. При планировании доходов от сдачи имущества в аренду чиновник и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения чиновники также проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов нескольким риэлтерским фирмам, тем более, что платить за услуги придется арендатору.
В России государству принадлежат 
приблизительно 50 тыс. юридических 
лиц (предприятий, организаций, учреждений), 
представляют их около 40% экономики. Из 
них свыше 35 тыс. юридических лиц 
находятся практически на полном 
бюджетном финансировании (школы, больницы, 
вузы, научно-исследовательские 
Результаты функционирования 
государственных предприятий 
Бюджетным посланием Президента 
РФ Федеральному Собранию Российской 
Федерации указывалось на то, что 
до сих пор неизвестны подлинные 
объемы государственного сектора и 
инвентаризация государственного имущества 
не завершена. Указывалось также 
на то, что необходимо "четко и 
максимально быстро определиться с 
имуществом, которое следует оставить 
в государственной 
Кроме того, следует определить состав имущества, необходимого в качестве экономической базы для выполнения соответствующими органами власти полномочий, и установить порядок его формирования. Такое имущество должно находиться только в собственности того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено, и не может быть отчуждено ни в результате приватизации или банкротства, ни в результате исполнительного производства.
После определения оптимального количества унитарных предприятий можно осуществлять преобразование оставшихся в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Другим направлением повышения 
эффективности неналоговых 
В 2005 г. были приняты решения об условиях приватизации 741 предприятия, из которых 39 реализуются на торгах как имущественные комплексы и 702 преобразовываются в открытые акционерные общества. Российским фондом федерального имущества объявлены продажи пакетов акций (долей) 927 хозяйственных обществ. Завершена приватизация 539 обществ. Эффективность проведения продаж (отношение количества состоявшихся и объявленных продаж) была достаточно высокой - 56,2%. По объявленным 273 продажам подведение итогов состоится в 2006 г. Анализ отраслевой структуры состоявшихся продаж 2005 г. показывает, что в основном предпочитали акции предприятий агропромышленного комплекса (17,9% общего числа приватизированных объектов), машиностроения (11,1%), оборонно-промышленного комплекса (10,4%), кредитных организаций (10,2%) и предприятий непроизводственной сферы (9,8%).
Вместе с тем после 
проведения инвентаризации имущества 
нужно рассматривать и варианты 
выкупа в государственную 
Другой важной сегодня 
проблемой выступает отсутствие 
эффективной координации в 
Одним из эффективных методов 
управления государственным имуществом, 
как показывает мировой опыт, является 
передача в концессию. Основное его 
отличие от аренды в том, что концессионеру 
передается право осуществления 
деятельности или предоставления услуг, 
отнесенных к функциям государства 
или местного самоуправления. И уже 
для обеспечения такой 
В целях совершенствования 
механизмов приватизации 4 октября 2005 
г. принято постановление 
Политика управления государственной (муниципальной) собственностью должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства. В качестве основных в этом направлении Правительство РФ определяет следующие задачи:
Для решения данных задач выделены меры, направленные:
Для решения задач по повышению 
эффективности использования