Содержание
 
Введение
Глава 1. Социально – экономическая 
сущность и формы мобилизации бюджетных 
доходов
1.1. Доходы бюджета, сущность, 
состав и формирование.
1.2. Формы мобилизации бюджетных 
доходов. 
Глава 2. Неналоговые доходы 
бюджета
2.1. Понятие неналоговых доходов 
бюджета и источников
2.2. Повышение эффективности 
неналогового дохода бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.  
Центральное место в системе 
государственных финансов занимает 
государственный бюджет – имеющий 
силу закона финансовый план государства 
на текущий финансовый год. Бюджетный 
кодекс Российской Федерации определяет 
бюджет как «форму образования и 
расходования фонда денежных средств, 
предназначенных для финансового 
обеспечения задач и функций 
государства и местного самоуправления». 
Аккумулируя с помощью государственного 
бюджета денежные средства, государство 
через финансовые механизмы осуществляет 
выполнение возложенных на него обществом 
политических, экономических и социальных 
функций, а именно содержание государственного 
аппарата, армии, правоохранительных органов, 
выполнение социальных программ, реализация 
приоритетных экономических задач и т.д. 
Государственный бюджет состоит из 2-х 
дополняющих друг друга взаимосвязанных 
частей: доходной и расходной. Доходная 
часть показывает, откуда поступают средства 
на финансирование деятельности государства, 
какие слои общества отчисляют больше 
из своих доходов. Структура доходов непостоянна 
и зависит от конкретных экономических 
условий развития страны,  рыночной 
конъюнктуры и осуществляемой экономической 
политикой политики. Любое изменение структуры 
бюджетных доходов отражает изменения 
в экономических процессах. Расходная 
часть показывает, на какие цели направляются 
аккумулированные государством средства. 
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд 
денежных средств, в цельном виде никогда 
не существует, т.к. по мере поступления 
доходов они обращаются на покрытие расходов. 
Он является лишь планом образования и 
использования общегосударственного 
фонда денежных средств, то есть росписью 
доходов и расходов государства, согласованных 
друг с другом, как по объему, так и по срокам 
поступления и использования.                   
Как правило, сложившиеся 
формы государственного управления 
и взаимоотношений между членами 
общества определяют и особенности 
финансовой системы. В странах с 
социалистической экономикой в силу 
монопольной государственной  собственности 
на средства производства и наличия 
мощного госаппарата, основной её задачей 
было обслуживание потребностей  государственной 
власти. Государственные финансы 
подчиняли себе и средства предприятий 
и организаций, и даже сбережения 
населения. Перемены в экономике России 
и её политическом строе, произошедшие 
в  начале 90-х годов, вызвали серьезные 
изменения в её финансовом механизме. 
Появление новых форм собственности, новых 
субъектов хозяйствования повлекло изменения 
в системе денежных доходов и расходов; 
финансовые потоки стало возможным регулировать 
в основном косвенными методами. Одним 
из важнейших направлений реформирования 
государственных финансов стало расчленение 
единого госбюджета на три самостоятельных 
части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов 
федерации и местные бюджеты. Это стало 
важным шагом к демократизации финансовых 
отношений. В этом же направлении действовали 
переход к налогам, как главному способу 
обеспечения доходов бюджета, отмена монополии 
на внешнюю торговлю и валютные отношения, 
приватизация государственной собственности 
и т.п. Все это привело к принципиальным 
изменениям в бюджетной системе Российской 
Федерации и её бюджетном устройстве. 
Бюджетный кодекс РФ дает следующее 
определение:  «бюджетная система - 
основанная  на экономических отношениях 
и государственном устройстве Российской 
Федерации, регулируемая нормами права 
совокупность федерального бюджета, бюджетов 
субъектов федерации, местных бюджетов 
и бюджетов государственных внебюджетных 
фондов». Под бюджетным устройством принято 
понимать организацию бюджетной системы 
и принципы её построения. 
Организационное построение 
бюджетной системы всецело зависит  
от формы государственного устройства. 
Бюджетная система унитарных 
государств включает в себя два уровня: 
государственный бюджет и местные бюджеты. 
У государств с федеративным устройством 
наряду с федеральным и  местными бюджетами 
выделяются бюджеты субъектов федерации 
(штатов в США, Бразилии, Индии; земель 
в Германии; республик, краёв, областей 
и автономных округов в России). Однако 
и в унитарных, и в федеративных государствах 
бюджеты нижестоящих уровней не входят 
в бюджеты вышестоящих уровней. Таким 
образом, бюджетная система  России, 
как федеративного государства состоит 
из трёх уровней:
  - первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 
 
  - второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
 
  - третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). 
 
Совокупность бюджетов всех 
уровней образует консолидированный 
бюджет. Консолидированный бюджет определяется 
Бюджетным кодексом как свод бюджетов 
всех уровней на соответствующей 
территории. Консолидированный бюджет 
субъекта РФ  составляют бюджет самого 
субъекта и свод бюджетов находящихся 
на его территории муниципальных 
образований
. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный 
бюджет и                    
консолидированные бюджеты всех субъектов 
федерации. Консолидированные бюджеты 
позволяют получить полное представление 
обо всех доходах и расходах региона или 
страны в целом, они не утверждаются и 
служат для аналитических и статистических 
целей. Бюджетным кодексом РФ [1, гл.5] законодательно 
закреплены следующие принципы бюджетной 
системы Российской Федерации: 
  - Единства бюджетной системы Российской Федерации;
 
  - Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
 
  - Самостоятельности бюджетов;
 
  - Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
 
  - Сбалансированности бюджета;
 
  - Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
 
  - Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
 
  - Гласности;
 
  - Достоверности бюджета;
 
  - Адресности и целевого характера бюджетных средств.
 
 
Принцип единства бюджетной 
системы означает единство правовой 
базы, денежной системы, форм бюджетной 
документации, единство принципов бюджетного 
процесса, санкций за нарушения бюджетного 
законодательства, а также единый 
порядок финансирования расходов бюджета, 
единый порядок финансирования расходов 
бюджетов всех уровней бюджетной 
системы, ведения бухгалтерского учета 
средств федерального бюджета, бюджетов 
субъектов РФ, местных бюджетов. 
Принцип разграничения доходов 
и расходов между уровнями бюджетной 
системы означает закрепление соответствующих 
видов доходов (полностью или 
частично) и полномочий по осуществлению 
расходов за органами государственной 
власти РФ, ее субъектов, органами местного 
самоуправления.  Принцип самостоятельности 
бюджетов означает:
- право законодательных 
органов государственной власти 
и органов местного самоуправления 
на каждом уровне бюджетной 
системы самостоятельно осуществлять 
бюджетный процесс; 
- наличие собственных 
источников доходов бюджета каждого 
уровня;
законодательное закрепление 
регулирующих доходов бюджетов, полномочий 
по формированию доходов соответствующих 
бюджетов; 
- право органов государственной 
власти  и органов местного 
самоуправления самостоятельно 
в соответствии с законодательством 
определять направления расходования 
средств соответствующих бюджетов 
и источники финансирования дефицитов 
соответствующих бюджетов; 
- недопустимость изъятия 
доходов, дополнительно полученных 
при исполнении законов (решений) 
о бюджете, сумм превышения 
доходов над расходами бюджетов 
и сумм экономии по расходам 
бюджетов; 
- недопустимость компенсации 
за счет бюджетов других уровней 
потерь в доходах и дополнительных 
расходов, возникших в ходе исполнения 
законов (решений) о бюджете, 
за исключением установленных 
законом случаев. Принцип полноты учета 
бюджетных доходов и расходов бюджетов, 
бюджетов государственных внебюджетных 
фондов означает, что все доходы и расходы 
бюджетов, внебюджетных фондов и иные 
определенные законом обязательные поступления, 
подлежат отражению в бюджетах, бюджетах 
внебюджетных фондов в обязательном порядке 
и в полном объеме. Все государственные 
и муниципальные расходы подлежат финансированию 
за счет бюджетных средств, средств внебюджетных 
фондов, аккумулированных в бюджетной 
системе Российской Федерации. Принцип 
сбалансированности бюджета означает, 
что объем предусмотренных бюджетом расходов 
должен соответствовать суммарному объему 
доходов бюджета и поступлений из источников 
финансирования его дефицита. При составлении, 
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные 
органы должны исходить из необходимости 
минимизации размеров дефицита бюджета. 
Принцип эффективности и 
экономности использования бюджетных 
средств означает, что при составлении 
и исполнении бюджетов уполномоченные 
органы и получатели бюджетных средств 
должны исходить из необходимости достижения 
заданных результатов с использованием 
наименьшего объема средств или достижения 
наилучшего результата с использованием 
определенного бюджетом объема средств. 
Принцип общего (совокупного) покрытия 
расходов означает, что все расходы бюджета 
должны покрываться общей суммой доходов 
бюджета и поступлений из источников финансирования 
его дефицита. Доходы и поступления не 
могут увязываться с определенными расходами 
бюджета за исключением целевых бюджетных 
фондов, а также в случае централизации 
средств из бюджетов другого уровня. Принцип 
гласности означает: обязательное опубликование 
в открытой печати утвержденных бюджетов, 
отчетов об их исполнении, полноту информации 
о ходе исполнения бюджетов, доступность 
иных сведений; обязательную открытость 
для общества и СМИ процедур рассмотрения 
и принятия решений по проектам бюджетов, 
в том числе по вопросам, вызывающим разногласия 
внутри представительного органа или 
между исполнительным и представительным 
органами государственной власти.  
Принцип достоверности бюджета 
означает: надежность показателей прогноза 
социально-экономического развития соответствующей 
территории; и реалистичность расчета 
доходов и расходов бюджета. Принцип 
адресности и целевого характера бюджетных 
средств означает, что бюджетные средства 
выделяются в распоряжение конкретных 
бюджетополучателей с обозначением направления 
их на финансирование конкретных целей.
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Социально – экономическая 
сущность и формы мобилизации бюджетных 
доходов.
До перехода на рыночные 
отношения доходы государственного 
бюджета СССР базировались на денежных 
накоплениях государственных предприятий. 
Они занимали более 90% общей суммы 
доходов бюджета и в основном 
состояли из двух платежей - налога с 
оборота и платежей из прибыли. Такая 
система просуществовала с 1930 по 1990 
гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные платежи 
из прибыли в виде платы за производственные 
фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли 
изменить систему платежей, и она продолжала 
ориентироваться на индивидуальные результаты 
деятельности отдельных предприятий. 
В условиях перехода на рыночные механизмы 
доходы бюджетной системы претерпели 
коренные изменения. Основными доходами 
в Российской Федерации, как и в странах 
с развитой рыночной экономикой, стали 
налоги.  Представительные органы власти 
территорий вышестоящего уровня утверждают 
перечень регулирующих источников доходов. 
Само же распределение доходов от этих 
источников происходит в форме утверждения 
нормативов отчисления от этих доходов. 
Кроме того, бюджетное регулирование возможно 
в форме закрепления за бюджетами нижестоящего 
уровня регулирующих источников доходов 
на долговременной основе (не менее чем 
на пять лет). Если распределение регулирующих 
источников доходов не привело к сбалансированности 
бюджета, то применяются такие формы бюджетного 
регулирования, как дотации и субвенции, 
а также бюджетные ссуды. Дотация - это 
денежная сумма, выделяемая из бюджета 
вышестоящего уровня, если закрепленных 
и регулирующих доходов недостаточно 
для формирования минимального бюджета 
нижестоящего уровня. Выделение дотаций 
осуществляется на безвозмездной и безвозвратной 
основе, а их использование не имеет целевого 
назначения. Бюджетные ссуды - это денежная 
сумма, предоставляемая в тех же случаях, 
что и дотации и субвенции, однако на возвратной, 
а иногда и на возмездной основе. Ссуда 
может предоставляться из бюджета любого 
уровня бюджету любого уровня, причем 
не на стадии формирования бюджета, а на 
стадии его исполнения. Доходы бюджета 
– это денежные средства, поступающие  
в безвозмездном и безвозвратном порядке 
в соответствии с законодательством Российской 
Федерации в распоряжение органов государственной 
власти Российской Федерации.  В соответствии 
со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам 
федерального бюджета относятся: 
  - федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
 
  - таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
 
  - государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
 
Из неналоговых 
же доходов основными являются следующие 
виды:
  - доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
 
  - доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
 
  - доходы от реализации государственных запасов;
 
  - доходы от продажи земли и нематериальных активов;
 
  - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
 
  - административные платежи и сборы;
 
  - штрафные санкции, возмещение ущерба;
 
  - доходы от внешнеэкономической деятельности 
 
На основании статьи 54 
Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального 
бюджета обособленно учитываются доходы 
федеральных целевых бюджетных фондов. 
Они учитываются по ставкам, установленным 
налоговым законодательством РФ, и распределяются 
между федеральными целевыми бюджетными 
фондами и территориальными целевыми 
бюджетными фондами по нормативам, определенным 
федеральным законом о федеральном бюджете 
на очередной финансовый год. 
Доходы бюджета классифицируются 
не только по методам взимания и 
формам их мобилизации – на налоговые 
и неналоговые, но и по другим признакам, 
в частности:
  - В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие. 
 
  - По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
 
  - В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
 
  - По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
 
  - По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.). Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.