Цели, задачи и принципы разработки финансовой стратегии предприятия, и ее место в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 11:34, реферат

Описание работы

Разработка финансовой стратегии предприятия - генеральный план, предусматривающий деятельность предприятия, охватывающий формирование финансовых вопросов и обеспечение финансовой стабильности предприятия. Финансовая стратегия компании включает в себя планирование, анализ, учет и контроль финансового состояния; оптимизацию оборотных и основных средств; распределение прибыли. Выделяют ряд основных сущностных характеристик финансовой стратегии предприятия, отраженных на рисунке 1.2.1.. Таким образом, адаптация финансовой деятельности к внутренним и внешним условиям, имеющим социальную, экологическую, экономическую и институциональную составляющие, формирование на этой основе специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия и механизма их реализации, учитывающего воздействие внутренних и внешних социальных, экологических, экономических и институциональных факторов, по определению автора, является основой финансовой стратегии, нацеленной на устойчивое развитие предприятия.

Файлы: 1 файл

Finansovaja_strategija_predprijatija.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

Прочая внеоперационная деятельность предприятия была убыточной в 2009 г., затем почти на ту же сумму в 2010 г. был получен доход, а в 2011 г. эта деятельность опять была убыточной. В 2010 г. доход был связан с прибылью 2009 года, выявленной в 2010 г. Убытки же 2009 и 2011 гг. являются преимущественно убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, а также присужденные должником штрафы, пени, неустойки.

Прибыль (убыток) до налогообложения в 2010 г. выросла уже более чем в 13 раз, а в 2011 г. – еще на 4,1%. Поскольку сумма выплачиваемых предприятием налогов пропорциональна прибыли, то и чистая прибыль имеет ту же динамику: резкий рост в 2010 г. и небольшой – в 2011 г.

Таким образом, динамика процесса формирования прибыли наглядно показала, что на исследуемом промежутке времени происходит ее скачкообразный рост, говорящий о резком повышении эффективности производственной деятельности начиная с 2010 г.

Теперь обратимся к показателям рентабельности. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность – относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого руб. а средств, вложенных в активы.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы как в целом, так и доходность различных направлений (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.

Показатели рентабельности можно объединить в три основные группы:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов. Исчисляется отношением валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.

2) показатели, характеризующие рентабельность  продаж. Рассчитывается делением валовой или чистой прибыли на сумму полученной выручки.

3) показатели, характеризующие доходность капитала  и его частей. Исчисляется как  отношение валовой (чистой) прибыли  к среднегодовой стоимости всего  инвестированного капитала или  его отдельных слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного и т. д.8

Показатели рентабельности производства и продаж показаны в таблице 7.

Таблица 7.

Показатели рентабельности производства и продаж ОАО «Техносам» (%).

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Рентабельность деятельности предприятия

1,4

12,4

9,47

Рентабельность продаж

8,4

21,2

18,6

Рентабельность прочей операционной деятельности

-

-

-

Рентабельность неоперационной деятельности

-

-

-


 

Рентабельность деятельности предприятия в 2009 г. была на очень низком уровне, составляя всего 1,4%. В 2010 г. происходит резкий рост ее до размера 12,4%, что является средним уровнем рентабельности и для производственного предприятия вполне приемлемым. Затем в 2011 г. рентабельность несколько снизилась, что связано с опережающим ростом затрат по отношению к прибыли. В результате к концу 2011 г. рентабельность деятельности предприятия составила 9,47%. Это не очень высокое значение, но вполне достаточно для признания производственной деятельности предприятия достаточно эффективной.

Рентабельность продаж имеет гораздо более высокие значения. В 2009 г. это был уровень рентабельности ниже среднего (8%), затем в 2010 г. этот показатель вырос до достаточно высокого значения – 21,2%. Причиной этого стал опережающий рост выручки по сравнению с ростом себестоимости благодаря повышению производительности предприятия. Но в 2011 г. этот вид рентабельности сократился из-за существенного роста себестоимости до 18,6%. Это значение остается все еще достаточно высоким и можно сказать, что эффективность производственной деятельности снизилась незначительно.

Рентабельность прочей операционной деятельности рассчитать не представляется возможным, поскольку по ней у предприятия имеются только доходы, а, следовательно, она абсолютно доходна. Что же касается рентабельности неоперационной деятельности, то ее рассчитать в 2010 г. невозможно по той же причине, а в 2009 и 2011 гг. эта деятельность была убыточной.

В конце концов, показатели рентабельности производства и продаж ОАО «Техносам» имеют достаточно высокие значения, даже не смотря на их небольшое снижение в 2010 г. ресурсов предприятия.

Теперь следует рассмотреть показатели рентабельности использования финансовых ресурсов предприятия, которые включают следующее: рентабельность баланса, собственного и заемного капитала, основных средств и оборотных активов. Все эти показатели сведены в таблицу 8.

 

Таблица 8.

Показатели рентабельности использования финансовых ресурсов ОАО «Техносам» (%).

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Рентабельность баланса

1,6

16,5

17,4

Рентабельность собственного капитала

1,9

20,6

18,9

Рентабельность заемного капитала

12,8

84,5

216,9

Рентабельность основных средств

2,0

27,1

24,8

Рентабельность оборотных активов

8,2

42,5

58,4


 

За исследуемый период рентабельность баланса выросла с малой величины 1,6% до очень большого значения, равного 17,4%. При этом рост рентабельности на всем этом промежутке времени постоянно растет.

Рентабельность собственного капитала увеличилась более чем на порядок в 2010 г., а затем немного сократилась в 2011 г., оставаясь на достаточно высоком уровне. Здесь динамика этого показателя подчинена резкому росту прибыли в 2010г. и сокращению темпов ее роста в 2011 г., а также существенному росту суммы собственного капитала в 2011 г.

Рентабельность заемного капитала за исследуемый период выросла до невероятно высокой величины: в 2010 г. до 84,5%, а в 2011 г. – до 216,9%. Здесь сказался не только рост прибыли предприятия, но и существенное сокращение заемных средств предприятия благодаря расчетам по кредиту.

Рентабельность основных средств скачкообразно выросла в 2010 г. в связи с ростом прибыли, но в 2011 г. происходит снижение рентабельности внеоборотных средств. Это объясняется ростом суммы основных фондов после реструктуризации. В целом показатель этого показателя прибыли остается достаточно высоким для производственной деятельности.

Рентабельность оборотных активов является с 2010 г. очень высокой величиной, имеющей тенденцию роста благодаря росту прибыли и снижению суммы оборотных средств и более эффективному их использованию.

Таким образом, подводя итог раздела, отметим резкий рост прибыли за последние два года (в десятки раз), достаточно высокий уровень всех показателей рентабельности, даже не смотря на частичное их снижение в 2011 г. В результате рост эффективности производственной деятельности ОАО «Техносам» и ее высокий уровень становятся очевидными. 

 

Разработка финансовой стратегии на предприятии «Техносам»

Определение целей финансовой стратегии ОАО «Техносам».

 

Главной целью формирования финансовой стратегии на предприятии является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия. Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемого уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п. Систему стратегических целей финансового развития следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — целевых стратегических нормативах.

В качестве таких целевых стратегических нормативов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия могут быть установлены:

  • среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;
  • минимальная доля собственного капитала в общем объеме используемого капитала предприятия;
  • коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия;
  • соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия;
  • минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия;
  • минимальный уровень самофинансирования инвестиций;
  • предельный уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации обеспечивает динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешнюю и внутреннюю синхронизацию во времени.

Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития предприятия, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка.

Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов финансовой деятельности между собой.

Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности является наиболее ответственной. Финансовая политика представляет собой форму реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления.

Финансовая стратегия представляет собою планирование финансовой деятельности по основным показателям и на длительный период. Разработка таких стратегий есть одна из главных задач финансового менеджмента, т.е. управления финансовой деятельностью. Финансовый менеджмент, основной задачей которого является активное и целенаправленное воздействие на уровень финансового состояния предприятия, неизбежно воздействует на все стороны его деятельности, так как выбор критериев для принятия финансовых решений вызывает необходимость изменений во всех видах деятельности предприятия.

Финансовая стратегия, являясь одной из важнейших функциональных стратегий, определяет положение фирмы на рынке, формирует ее рыночную позицию в прямой зависимости от наличия финансовых ресурсов и степени эффективности их использования.

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятия «Техносам», его экономическая и юридическая ответственность, резко возрастает значение финансовой устойчивости предприятия. Все это значительно увеличивает роль анализа финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексный анализ и стратегия развития предприятия являются важнейшими составляющими его развития.

Целью данной работы является разработка финансовой стратегии для ОАО «Техносам» на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности этого предприятия. Таким образом, проанализировав эффективность производственной деятельности на данном предприятии можно сделать выводы.

ОАО «Техносам» является одним из крупнейших предприятий строительной отрасли по производству бетонных и железобетонных изделий. Это производственное предприятие, имеющее несколько производственных цехов, большое обслуживающее хозяйство и довольно разветвленную систему управления. Обобщающие показатели эффективности производственной деятельности предприятия и их динамика позволяют сделать вывод об увеличении эффективности производства предприятия за счет обновления основного производственного оборудования, причем наибольший рост этой эффективности наблюдался в 2010 г. Практически все показатели эффективности использования труда говорят о том, что на предприятии очень высокий уровень эффективности использования трудовых ресурсов, и этот уровень имеет устойчивую динамику роста. Показатели эффективности использования производственных фондов ОАО «Техносам» имеют очень высокие значения, а рост большинства из них в течение исследуемого периода является неоспоримым фактором роста эффективности производственной деятельности предприятия. Судя же по финансовым показателям, предприятие имеет быстрый оборот оборотных активов, финансово устойчиво и ликвидно, а, следовательно, эффективность его производственной деятельности очень высока.

Информация о работе Цели, задачи и принципы разработки финансовой стратегии предприятия, и ее место в системе управления предприятием