Цели, задачи и принципы разработки финансовой стратегии предприятия, и ее место в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 11:34, реферат

Описание работы

Разработка финансовой стратегии предприятия - генеральный план, предусматривающий деятельность предприятия, охватывающий формирование финансовых вопросов и обеспечение финансовой стабильности предприятия. Финансовая стратегия компании включает в себя планирование, анализ, учет и контроль финансового состояния; оптимизацию оборотных и основных средств; распределение прибыли. Выделяют ряд основных сущностных характеристик финансовой стратегии предприятия, отраженных на рисунке 1.2.1.. Таким образом, адаптация финансовой деятельности к внутренним и внешним условиям, имеющим социальную, экологическую, экономическую и институциональную составляющие, формирование на этой основе специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия и механизма их реализации, учитывающего воздействие внутренних и внешних социальных, экологических, экономических и институциональных факторов, по определению автора, является основой финансовой стратегии, нацеленной на устойчивое развитие предприятия.

Файлы: 1 файл

Finansovaja_strategija_predprijatija.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, величина и динамика показателей финансовой устойчивости говорят об очень высоком уровне финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО «Техносам», которое к концу 2011 г. еще сильнее укрепило свое финансовое состояние. Это является косвенным свидетельством эффективности производственной деятельности предприятия.

Теперь перейдем к показателям ликвидности (таблица 5).

Таблица 5.

Показатели ликвидности ОАО «Техносам».

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Норматив

Коэффициент текущей ликвидности

1,55

1,99

3,72

> 2

Коэффициент быстрой ликвидности

0,80

1,44

1,85

> 1

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,03

0,68

0,57

> 0,2


 

Итак, коэффициент текущей ликвидности в 2009 г. существенно не достигал минимального норматива. Это свидетельствует о рациональном вложении своих средств и эффективном их использовании. Затем он существенно увеличился за счет опережающего роста активов предприятия оп сравнению с ростом обязательств и почти достиг уровня норматива. 2011 г. стал существенным прорывом, поскольку показатель увеличился, почти в два раза и почти вдвое превысил минимальное значение. Это означает, что ликвидность предприятия выросла и достигла устойчивости.

Коэффициент быстрой ликвидности также в 2009 г. не достигал норматива, низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов, но уже в 2010 г. его существенно превысил (достигнув величины 1,44) за счет роста денежных средств предприятия (в результате продажи устаревшего и списанного, которое заменялось в ходе реструктуризации) и дебиторской задолженности покупателей. В 2011 г. этот коэффициент вырос еще сильнее, превысив минимальный норматив почти вдвое. Здесь, главным образом, сказалось сокращение обязательств предприятия.

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2009 г. был недопустимо мал, низкое значение указывает на снижение платежеспособности предприятия. Но уже в 2010 г. его рост привел к тому, что его величина превысила минимальный норматив более чем в три раза. Это связано с большой суммой денежных средств у предприятия, которые появились после продажи ненужного, устаревшего и списанного оборудования, поскольку производственное оборудование предприятия было существенно обновлено. В 2010 г. коэффициент абсолютной ликвидности несколько снизился, но его величина все еще сильно превышает минимальный норматив, а, следовательно, предприятие весьма ликвидно.

Обобщающие показатели эффективности производственной деятельности предприятия и их динамика позволяют сделать вывод об увеличении эффективности производства предприятия за счет обновления основного производственного оборудования, причем наибольший рост этой эффективности наблюдался в 2010 г. Практически все показатели эффективности использования труда говорят о том, что на предприятии очень высокий уровень эффективности использования трудовых ресурсов, и этот уровень имеет устойчивую динамику роста. Показатели эффективности использования производственных фондов ОАО «Техносам» имеют очень высокие значения, а рост большинства из них в течение исследуемого периода является неоспоримым фактором роста эффективности производственной деятельности предприятия. Судя же по финансовым показателям, предприятие имеет быстрый оборот оборотных активов, финансово устойчиво и ликвидно, а, следовательно, эффективность его производственной деятельности очень высока.

Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности промышленного предприятия (эффект) с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает эффективность промышленного производства.

Эффект, или конечный результат; хозяйственной деятельности характеризуется различными стоимостными и натуральными показателями, например объемом производства продукции, прибылью, экономией по отдельным элементам затрат, общей экономией от снижения себестоимости продукции.

Уровень эффективности производства устанавливается с помощью системы частных и общих показателей. Частные показатели уже были рассмотрены в предыдущем параграфе. Теперь следует ознакомиться с общими. К общим показателям относятся прибыль и рентабельность.

По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального производства. Источником образования прибавочного продукта является прибавочный труд.

Реализация продукции является одним из показателей планирования, оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия и основным источником дохода и бюджета. Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, называются выручкой от реализации. Из выручки от реализации продукции предприятия возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Оставшаяся часть – чистая продукция, или валовой доход.

Объем реализации, прибыль, рентабельность зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие

Формирование прибыли на предприятии состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее.

1-й  этап. Определение брутто-прибыли  от реализации продукции (работ, услуг). Прибыль от реализации  продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственную себестоимость, В себестоимость продукции при определении брутто-прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Брутто-прибыль является показателем эффективности работы производственных подразделений предприятий.

2-й  этап. Определение прибыли от  реализации продукции. Она определяется  вычитанием из валовой (брутто-прибыли) текущих периодических расходов (коммерческих и общехозяйственных расходов), приходящихся на реализованную продукцию. Отметим, что в соответствии с международными бухгалтерскими стандартами такие периодические расходы в полном объеме вычитаются из валовой прибыли от реализации продукции, благодаря чему государство как бы разделяет риск предпринимателя от возможной не продажи продукции. Валовая прибыль есть показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, т.е. производство и реализация продукции.

3-й  этап. Определение результата от  финансовых операций и прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (основной и финансовой деятельности). Результат (прибыль или убыток) от финансовой деятельности определяется арифметическим сложением процентов к получению и уплате, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов, в том числе от прочей реализации, т.е. продажи основных средств, нематериальных активов и иных материальных ценностей. Прибыль от основной и финансовой деятельности есть сумма результатов от реализации продукции и от финансовой деятельности.

4-й  этап. Определение прибыли отчетного периода, т.е. общей балансовой прибыли. Такая прибыль есть алгебраическая сумма прибылей от основной и финансовой деятельности и результата прочих внереализационных доходов и расходов. Балансовая прибыль есть показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.

5-й  этап. Определение прибыли, остающейся  в распоряжении предприятия, т.е. чистой прибыли. Чистая прибыль  определяется вычитанием из балансовой прибыли величины налогов. Для налогообложения балансовая прибыль корректируется в соответствии с налоговыми стандартами.

6-й  этап. Определение нераспределенной  прибыли, включаемой в бухгалтерский  баланс. Такая прибыль определяется  вычитанием из чистой прибыли  средств, использованных в отчетном  периоде.

 

Рис. 3. Формирование прибыли на предприятии.

 

Обобщенную характеристику хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики дают величина чистой прибыли и показатели финансового положения. Важно не только получить возможно большую прибыль, но и правильно использовать ту ее часть, которая остается в распоряжении предприятия, т.е. обеспечивать оптимальное соотношение темпов научно-технического, производственного и социального расширенного воспроизводства. В динамике темпов роста собственных средств за счет прибыли предприятия проявляются, в конечном счете, успехи или недостатки развития предприятия.7

В процессе анализа балансовой прибыли необходимо изучить ее состав, структуру и динамику.

Как видно, до 2009 г. прибыль предприятия была весьма невелика. Резкий рост прибыли обусловлен крупным заказом 2009 г., рассчитанным на два года с частичной предварительной предоплатой и поставками продукции несколькими партиями. Предоплата по этому заказу позволила предприятию существенно увеличить оборотные средства и закупить сырье в нужном объеме. Кроме того, в 2009 г. предприятие обновило свое оборудование, что позволило увеличить объем выпуска продукции (в том числе и с учетом заказа). В 2010 г. на эти цели была еще и реинвестирована прибыль предыдущего года. В 2010 г. наблюдается небольшой рост прибыли, но монтаж отдельных станков позволит увеличить выпуск продукции еще и за счет расширения ассортимента в перспективе.

Теперь рассмотрим процесс формирования прибыли ОАО «Техносам», который показан в таблице 6.

 

Таблица 6.

Формирование прибыли на ОАО «Техносам»

Показатель

2009 г.

2010 г.

Изм., %

2011 г.

Изм., %

Выручка

26792

45627

70,3

60511

32,6

Себестоимость реализации товаров, услуг

24726

37632

52,2

51021

35,6

Валовая прибыль

2066

7995

287,0

9490

18,7

Прочие доходы от операционной деятельности

693

684

-1,3

786

14,9

Доходы и расходы от прочей операционной деятельности

693

684

-1,3

786

14,9

Общие административные расходы

1912

2667

39,5

3501

31,3

Итого операционные расходы

1912

2667

39,5

3501

31,3

Прибыль (убыток) от операционной деятельности

847

6012

609,8

6775

12,7

Доходы (убытки) от курсовых разниц по операциям с иностранной валютой

-

-

-

-95

-

Прочие внеоперационные доходы и расходы

-366

356

197,3

-50

-114,0

Итого расходы и доходы от неоперационной деятельности

-366

356

197,3

-145

-140,7

Прибыль (убыток) до налогообложения

481

6368

1223,9

6630

4,1

Налог на прибыль

96

1274

1227,1

1326

4,1

Чистая прибыль

385

5094

1223,1

5304

4,1


 

Данные этой таблицы показывают, что выручка предприятия в 2010 г. выросла на более чем на 70%, чему в немалой степени способствовали рост производства продукции благодаря реконструкции и активизация маркетинговой деятельности предприятия. В 2011 г. размер выручки увеличился еще на 32,6%, и не малый вклад в это внесло расширение ассортимента продукции благодаря новому оборудованию.

Себестоимость продукции в 2010 г. выросла гораздо более низкими темпами (всего на 52,2%), что привело к снижению себестоимости единицы продукции. Это положительный фактор в деятельности предприятия, говорящий о повышении эффективности производственной деятельности и обусловленный обновлением производственного оборудования. Затем в 2011 г. себестоимость увеличилась более высокими темпами по сравнению с ростом выручки (выросла на 35,5% по сравнению с ростом выручки на 32,6%). Здесь произошло удорожание продукции (хоть и относительно небольшое), которое негативно сказывается на деятельности предприятия. Однако такой рост себестоимости связан с внедрением в производство нового вида продукции, технология которого еще не отработана и требует дополнительных затрат. Поэтому в целом этот факт не следует воспринимать как серьезную проблему в развитии предприятия.

Результатом таких динамик выручки и себестоимости стал почти четырехкратный рост валовой прибыли в 2010 г. и гораздо более скромный ее рост в 2011 г. – на 18,7%.

Прочие доходы от операционной деятельности незначительно снизились в 2010 г., а затем выросли на 14,9% в 2011 г. такая динамика зависит от доходов по аренде, которые меняются незначительно в течение 2009-2010 г. и несколько выросли в 2011 г. благодаря сдачи в аренду части строительного объекта, строительство которого было завершено в 2011 г. в большей степени на эти доходы влияет реализация списанного и устаревшего оборудования, замена которого началась в 2009 г. и была завершена в 2011 г. (поэтапная замена).

Расходы по этой деятельности у предприятия полностью отсутствовали. По общим административным расходам наблюдается устойчивый ежегодный рост, который в 2010 г. составил 39,5%, а в 2011 г. – 31,3%. Замедление темпов роста административных затрат следует признать положительным фактом, что особенно актуально в период повышения цен на тарифы связи, бытовых услуг, транспорта, роста цен на бытовые товары и продукты питания.

В результате прибыль от операционной деятельности в 2010 г. увеличилась более чем в семь раз, а в 2011 г. – выросла всего на 12,7%. Это говорит уже о более существенном росте эффективности производственной деятельности. В 2011 г. у предприятия были убытки от курсовых разниц по операциям с иностранной валютой, которые связаны с валютными расчетами предприятия.

Информация о работе Цели, задачи и принципы разработки финансовой стратегии предприятия, и ее место в системе управления предприятием