Анализ и оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ и оценка текущего финансового состояния предприятия, и разработка возможных рекоменда-ций по его улучшению или совершенствованию.
С указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность, методы и информационную базу финансового анализа
2. Рассмотреть анализ и оценку финансовой устойчивости предприятия.
3. Рассмотреть ликвидность и платежеспособность предприятия.
4. Рассмотреть способы финансового оздоровления предприятия.
5. Провести анализ финансового состояния ОАО «Северо-Западный Телеком» , выявить проблемы и определить пути их решения.

Файлы: 1 файл

курсовая финансы организации январь.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

      Группы активов:

      А1 — высоколиквидные активы (денежные средства);

      А2 — активы средней скорости реализации (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность (до 12 мес.));

      A3 - медленно реализуемые активы (запасы, долгосрочная дебиторская задолженность (более 12 мес.), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, прочие оборотные активы);

      А4 — трудно реализуемые активы (внеоборотные активы).

       Группы пассивов:

      П1 — кредиторская задолженность;

  П2 — остальные краткосрочные обязательства;

  ПЗ — долгосрочные обязательства;

  П4 — собственный капитал.

      Сопряженные группы активов и пассивов сравниваются между собой с целью выявления платежных излишков и платежных недостатков по ним и отслеживания изменения структуры составных частей бухгалтерского баланса (табл. 3).

      Рекомендуемые соотношения сопряженных групп активов и пассивов, характеризующие абсолютно (то есть на 100%) ликвидный бухгалтерский баланс, следующие:

А1 ≥  П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4.

 Невыполнение одного из приведенных выше соотношений говорит о том, что бухгалтерский баланс является ликвидным лишь на 75%, двух - на 50%, трех - на 25%, всех - на 0% (то есть абсолютно неликвидным).

      Следует подчеркнуть, что добиться абсолютно ликвидного баланса сложно, но возможно путем оптимизации основных финансовых потоков коммерческой организации, которые возникают между ней и кредиторами, инвесторами, покупателями, поставщиками, собственниками. 25

      Анализ ликвидности бухгалтерского баланса коммерческой организации проводится в сопоставлении с рекомендуемыми соотношениями и в динамике.

      В общем виде процесс анализа состояния ликвидности предприятия можно представить следующим образом (рис.1). Логика расчета коэффициентов ликвидности основывается на сопоставлении различных элементов оборотных активов с краткосрочными обязательствами (табл.5). 26

      Приведенные в табл. 5 рекомендуемые значения являются достаточно традиционными и предлагаются к использованию многими российскими экономистами.

      В табл.6 приведены расчеты диапазонов рекомендуемых значений коэффициента текущей ликвидности по отраслям российской экономики. Применение подобного подхода не лишено недостатков, по результатам проведенных расчетов в отдельных отраслях экономики наблюдается существенный разброс.

 

3.3. Анализ и оценка риска несбалансированной ликвидности предприятия

 

      Несбалансированность ликвидности предприятия может возникнуть под влиянием нескольких групп факторов:27

1. Риск потери ликвидности, связанный с несбалансированностью по срокам, суммам и валюте активов и пассивов.

2. Риск, связанный с требованием досрочного погашения кредитных обязательств, взятых предприятием.

3. Риск невозврата денежных  средств за отгруженную продукцию, оказанные услуги, связанный с реализацией кредитного риска.

4. Риск потери ликвидности,  связанный с реализацией рыночного  риска, то есть невозможности  продажи к данному сроку на  финансовом рынке актива по  интересующей цене.

5. Риск потери ликвидности,  связанный с реализацией операционного  риска, то есть ошибок в процедурах или операционных сбоев в процессах, обеспечивающих бесперебойное осуществление платежей предприятием.

      Для выявления вышеуказанных факторов оценки риска несбалансированности ликвидности баланса необходимо провести:

1. Разработку процедуры анализа денежных потоков предприятия по активным и пассивным операциям и в разрезе сроков, валют и групп платежей.

2. Оценку вероятности возникновения требования о досрочном погашении заемных обязательств, взятых предприятием у отдельных контрагентов.

3. Оценку и  прогнозирование возвратности активов на основе оценки кредитного и рыночного рисков, в том числе крупных кредитных рисков.

4. Оценку и прогнозирование заемного потенциала компании для привлечения покупной ликвидности в зависимости от различных альтернативных сценариев.

5. Оценку количественных параметров и индикаторов состояния товарного и финансового рынков.

6. Разработку мероприятий по управлению ликвидностью в различных альтернативных сценариях.

      Общую логику организации процесса управления риском ликвидности можно представить следующим образом как показано на рис. 2. 28

      Оценка риска несбалансированной ликвидности производится на основании группировки активов по степени ликвидности, а пассивов по сроку исполнения обязательств, то есть на основании анализа ликвидности баланса. При этом необходимо отметить, что существует множество точек зрения относительно элементного состава данных групп.29

      По мнению В.А. Волнина и А.А. Королевай, наиболее обоснованной является группировка активов и пассивов предприятия, указанная в табл. 7.30

      Наиболее удобной формой проведения анализа риска несбалансированной ликвидности является построение матрицы фондирования (табл. 8).31

      Элементом матрицы фондирования является сумма соответствующей группы активов, направленная на покрытие какой-нибудь группы пассивов. В заголовке столбцов проставляются суммы пассивов, которые необходимо профинансировать. В матрице срочность (ликвидность) активов и пассивов увеличивается соответственно сверху вниз и слева направо.

      Алгоритм заполнения элементов матрицы выглядит следующим образом. Активы с высокой степенью ликвидности направляются на погашения наиболее срочных обязательств. Если есть избыток ресурсов, то он направляется на погашение более срочных пассивов, недостаток активов для погашения соответствующей группы пассивов компенсируется использованием группы активов меньшей степени ликвидности.

      Таким образом, в матрице суммы могут размещаться над и под главной диагональю. Если активы направляются на погашение пассивов с более длинными сроками погашения, то суммы располагаются над главной диагональю. Это свидетельствует о риске несбалансированной ликвидности, в частности о наличии избыточной ликвидности и неэффективном использовании ресурсов, возможном недополучении прибыли.

СПОСОБЫ ФИНАНСОВОГО  ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

4.1. Основные пути финансового оздоровления предприятия

 

      Внешняя среда организации меняется все быстрее и все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Организация должна обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.32

      Вопросы сохранения бизнеса при  условии сложных и неблагоприятных  внешних обстоятельств весьма  многогранны и сложны. Многие производственные предприятия и торговые компании столкнулись с необходимостью применения каких-то мер, позволяющих остаться «на плаву» и не потерять бизнес. Такими мерами стали реструктуризация предприятий и финансовое оздоровление бизнеса в рамках начатой процедуры банкротства.33

      Реструктуризация – это многогранное  явление, связанное с серьезным  изменением сложившейся у предприятия манеры ведения бизнеса и преобразованием имеющихся в его составе элементов или структур. В законе нет четкого определения данного понятия, хотя оно широко используется в предпринимательской практике, но есть косвенные намеки на расшифровку термина.

      Специалисты выделяют три главные составляющие реструктуризации:

1.  Финансовая  сторона вопроса – работа с  активами и пассивами фирмы.

2.  Правовая  сторона – необходимые юридические манипуляции.

3.  Системная  сторона  - вопросы об изменении структуры предприятия.

      Объединив все эти элементы, можно  сформировать более полное и  четкое определение. Реструктуризация – это юридически значимые действия, которые призваны преобразовать строение компании для улучшения ситуации с ее расходами и доходами.

      Итогом благополучно проведенной реструктуризации могут стать:

1. Увеличение  отдачи от бизнеса, рост объемов продаж.

2. Повышение управляемости предприятием, увеличение эффективности используемых управленческих решений.

3. Получение  максимально высокой отдачи от  вложенных денежных средств.

4. Получение  от внешних источников дополнительных  финансовых влияний на выгодных условиях.

      Реструктуризацию задолженности можно провести в следующих формах: 34

1. Заключение  с предприятием договора о  поставках продукции в счет  его задолженности бюджету.

2. Оформление  задолженности в виде государственного  кредита с минимальной процентной ставкой.

3. Проведение  в рамках выделенной задолженности процедуры взаимозачета долгов с другими хозяйствующими субъектами и с государством.

      Государственные органы должны подходить индивидуально к каждому из своих должников, определяя формы эффективного взаимодействия.

      Проведение первого этапа работ по "расчистке" задолженности предприятий позволит выявить картину их действительной дееспособности и перспективности. Соответствующими критериями можно считать следующие:

1. Готовность  владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации.

2. Наличие шансов  на восстановление или достижение  конкурентоспособности.

3. Возможность  участия в "кластерах развития", то есть в группах предприятий, работающих совместно в целях создания конкурентоспособной продукции.

      Предприятия-должники, не отвечающие ни одному из указанных требований, должны подпадать под процедуру банкротства.

      Одним из путей финансового оздоровления предприятия могла бы стать дополнительная эмиссия акций. Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше покрытой проведенными ранее эмиссиями акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций.

      В тех случаях, когда местные или федеральные органы власти являются основными кредиторами, они имеют возможность оказывать наибольшее влияние на их судьбу. При переходе предприятия в результате банкротства под контроль федеральных (субъектов Федерации) органов власти не возникает каких-либо обязательств перед бывшими собственниками, а лишь перед его кредиторами, причем не в полном размере. Погашение части обязательств будет осуществлено путем зачета долгов самих кредиторов перед местным бюджетом.

      После того как будет проведено первичное финансовое оздоровление предприятия и возникнут условия для появления собственников, заинтересованных в их эффективном функционировании, станет возможным осуществление реальной перестройки деятельности предприятий.

      Прежде всего следует завершить процесс освобождения предприятия от выполнения функций, не свойственных им как субъектам рыночной экономики. Здесь важнейшими шагами должны быть:

1. Введение практики  государственного финансирования (возможно, за счет предоставления льгот  по налоговым платежам) расходов  по содержанию мобилизационных мощностей.

2. Передача объектов  социальной инфраструктуры на  баланс местных органов власти.

3. Снятие ограничений  на продажу и (или) перепрофилирование  объектов социальной инфраструктуры, остающихся на балансе предприятий.35

      Следующий круг задач связан с внутренней реструктуризацией собственно предприятия:

1. Выбору нового  ассортимента продукции.

2. Разработке  детальных маркетинговых программ  продвижения новой или ранее освоенной продукции на внутренний или внешний рынок.

3. Проведению сертификации .

4. Созданию современной  системы финансового менеджмента.

5. Модернизации  бухгалтерского учета и формированию  на его основе систем бухгалтерского анализа и управления (прежде всего управления затратами).

6. Созданию адекватной  сбытовой сети, включающей, в том числе и лизинговые компании, работающие под контролем региональных органов власти.

7. Обучению персонала новым методам работы в рыночной экономики.

8. Изменению  их организационной структуры:

8.1. Путем выделения  производственных подразделений предприятий в самостоятельные фирмы с последующим их объединением во взаимосвязанный комплекс.

8.2. Путем формирования  крупных производственных комплексов  из технологически связанных предприятий - холдингов, ассоциаций, ФПГ.

Информация о работе Анализ и оценка финансового состояния предприятия