Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Минувший со дня обретения Кыргызстаном государст¬венной независимости период, несмотря на его небольшую еще протяженность по времени, уже дал немалый опыт об¬ретений и потерь, политического и гражданского возмужа¬ния. Сбылась многовековая мечта кыргызского народа, с восьмого века не имевшего собственной государственности. И хотя долгожданная независимость, как поначалу каза¬лось, чуть ли не с неба свалилась, и будущее виделось в ро¬зовом свете, сегодня мы понимаем: за нее надо платить, она реальна лишь в условиях напряженной, слаженной ра¬боты всего общества, мудро и ответственно следующего к заветным целям.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Государственный бюджет, сущность и значение
1. 2 Бюджетная классификация, бюджетный процесс
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
2.1 Доходы государственного бюджета Кыргызской Республики
2.2. проблемы совершенствования управления государственного бюджета
2.3. Расходы бюджета в 2011 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ..docx

— 66.08 Кб (Скачать файл)

Сфера  действия  распределительной функции определяется  тем,  что в отношения с бюджетом  вступают  почти все участники общественного производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является национальный  доход,  иногда  -  часть национального богатства. Национальный  доход  -  часть валового  общественного продукта  без материальных  затрат  на  его производство.  Выражает  весь  объем чистой  продукции страны, то есть  это вновь созданная стоимость обычно  за год. Национальное  богатство  -  совокупность  созданных трудом  и накопленных материальных  благ,  которыми  располагает общество.

Основные направления распределительной  функции: связаны с перераспределением национального дохода, с вмешательством в процесс общественного воспроизводства (государственное регулирование и стимулирование экономики), с финансовым обеспечением социальной политики, обеспечением монопольной прибыли.

Рассмотрим  эти направления в отдельности.

Роль  бюджета в перераспределении  национального дохода

В рыночной экономике политическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государства неразрывно связаны  с перераспределением национального  дохода как части валового внутреннего  продукта.

Важнейшее значение в перераспределении национального  дохода, происходящее в интересах  монополий, принадлежит государственному бюджету. Это его основная функция. Развитие этой функции определяется эволюцией капитализма, повышением роли буржуазного государства. В  настоящее время государственные  бюджеты перераспределяют до 40%, а  в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости (на кануне первой мировой войны – 7 – 15 %). Ещё выше эта доля, если взять бюджетную систему государства в целом.

Перераспределение национального дохода, непосредственно  затрагивающее интересы общественных классов, имеет важное социально-политическое значение и выражает степень дополнительной эксплуатации широких народных масс. Используя бюджетную систему, государство  вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального  дохода. Доля национального дохода, получаемая трудящимися, все больше падает. Одновременно быстрыми темпами  растут прибыли монополий, усиливается  концентрация богатства. Перераспределение  национального дохода посредством  бюджета - яркое проявление его классового характера.

Государственное регулирование и  стимулирование экономики

В странах  рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение  нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных  отраслей хозяйства, регулирование  темпов обновления и расширения основного  капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.

Вмешательство в экономику превратилось в одну из основных функций государственного бюджета. Формы такого вмешательства  различны. В условиях политики “экономики предложения” наряду с прямыми методами вмешательства широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные  капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого финансирования крупного монополистического производства. Это  осуществляется в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста монопольной прибыли. Вместе с тем государственное финансирование содействует дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.

Финансовое обеспечение социальной политики

Трудовые  ресурсы – один из основных факторов производства. Научно-техническая революция  резко подняла роль человеческого  фактора, превратила его в основную движущую силу развития. Современный  уровень развития производительных сил потребовал нового подхода к  его главному элементу – производственного  процесса. Быстрые темпы научно-технического прогресса выдвигают все более  высокие требования к качеству рабочей  силы ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Происходит ориентация на более полное удовлетворение потребностей трудящихся масс, так  как на основе их трудоспособности, личностного развития создается  потенциал общественного производства.

Роль бюджета в обеспечении  монопольной прибыли

Высокие сверхприбыли через государственный  бюджет обеспечиваются монополиями  различными путями. Главным является система государственных закупок  и заказов, т. е. система государственного потребления.

Контрольная  функция  заключается  в  том,  что  бюджет  объективно  отображает    экономические  процессы,  протекающие  в  структурных  звеньях  экономики. Благодаря этому свойству бюджет может “сигнализировать” насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются и т.д.

Основу  контрольной  функции  составляет  движение  бюджетных  ресурсов,  которое  отражается  в  соответствующих  показателях  бюджетных  поступлений  и  расходных  назначений.

Единство бюджета. Этот принцип означает сосредоточение в нем всех собираемых доходов и производимых расходов. Он предполагает наличие одного бюджета в государстве, составленного по единой бюджетной классификации и по единым документам. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве. Задача этого принципа – установление более эффективного контроля над финансовыми ресурсами государства.

Принцип полноты дополняет принцип единства и означает более детальную расшифровку по каждой статье затрат и поступлений. Выполнение этого принципа позволяет вести контроль за отчетностью по исполненным расходам.

Принцип реальности или правдивости бюджета предполагает правдивое отражение в бюджете финансовых операций, соответствие учрежденных бюджетных сумм их исполнению. Он направлен против фальсификации бюджетных средств.

Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет

Появление присущих бюджету свойств, его использование  в качестве инструмента распределения  и контроля находит своё отражение  в создаваемом государством бюджетном  механизме.

Бюджетный  механизм  -  это совокупность  способов  организации бюджетных отношений,  применяемых обществом для решения экономических и социальных  задач.  Это инструмент  государственного  регулирования экономики.

Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. Маневрирование возможно потому, что  в государственном  бюджете  отсутствует  принцип  закрепления  доходов  за  конкретными  видами  и  направлениями  расходов, поэтому  средства,  поступающие  в  распоряжение  государства,  обезличиваются  и  могут  быть  использованы  по  любому  направлению.

Бюджетный  механизм  является активным инструментом  реализации  бюджетной  политики  государства. Существенное влияние  на него сказывают задачи, решаемые обществом на том или ином этапе  развития. Меняются задачи – должен изменяться и бюджетный механизм.

 

1.2. Бюджетная классификация, бюджетный  процесс

 

 Бюджеты  всех уровней исполняются и  формируются согласно бюджетной  классификации. Правильно построенная,  она раскрывает классовый характер  бюджета, позволяет определить  цели расходования бюджетных  средств, установить задачи и  курс финансовой политики правительства.

Бюджетная классификация – это единая международная система функционального объединения доходов и расходов бюджета по однородным признакам; она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, даёт возможность определить характер регулирующих действий государства по формированию денежных средств и их использованием.

В мировой практике используются различные  виды классификаций расходов, такие  как:  министериальные (ведомственная), предметная (отраслевая), экономическая, смешанная (комбинированная).

Министериальная классификация. Расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри министерства разносятся по управлениям, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов. Например, средства на содержание пограничных войск, береговой охраны, гражданской обороны, на строительство отдельных военных объектов, дорог стратегического назначения не включаются в состав военных расходов, а проходят по различным гражданским ведомствам.

Предметная классификация. В этом случае расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на: разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру (просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т.д.) Предметная классификация намного реальнее отражает цели расходов, поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается обычно с другими видами.

Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т.д.

Смешанная классификация строится на определённом сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц - по предметам расходов. Возможна так же группировка бюджетных расходов по предметам, а затем по сметам отдельных ведомств. Наконец расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием ведомственного и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.

Все вышеперечисленные  виды классификаций расходов являются классическими, хотя в последнее  время в бюджетной практике возникли новые, такие как: целевая классификация, классификация по функциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам.

Целевая классификация основывается на разделении расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами.

Классификация по функциональным признакам основывается на концепции государственных финансов, которая рассматривает государственные средства как инструмент политики правительства. Группировка расходов производится в соответствии с основными функциями государства (социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, развитие и содержание транспорта и связи, внутренние дела и оборона. В свою очередь эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат: зарплата,  текущие расходы, оборудование и т.д.)

Классификация по финансовым признакам  предполагает, что расходы подразделяются на безвозвратные, временные, условные.

Классификация по политическим признакам делит расходы на нейтральные и активные.

Доходы  государственного бюджета формируются  также согласно классификации. Существуют следующие виды классификации доходов: по источникам, по видам поступлений, юридическая, финансовая, экономическая.

Классификация доходов по источникам используется в большинстве стран рыночной экономики, подразделяет все поступления  на поступления от налогов и сборов, от государственных предприятий, от займов. Налоговые доходы далее классифицируются по видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог с наследства и  дарения, налог на добавленную стоимость  и т.д.)

Юридическая классификация доходов исходит из признака образования дохода, а именно используется для этого сила государственной власти или нет. Например, налоги и штрафы (используется государственная власть), плата за услуги (не используется).

Финансовая классификация основывается на делении доходов на безвозвратные или постоянные (налоги) и временные (займы).

Экономическая классификация имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических последствий в результате получения доходов.

Различные виды бюджетной классификации не дают достаточно ясную и полную картину  финансовой политики, содержания бюджета. Этому способствует отсутствие единой системы бюджетных подразделений, громоздкость, раздутость бюджетных  документов.

 Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – регламентированный законодательством порядок создания, рассмотрения, утверждения бюджетов, и контроль за и его исполнением, утверждение счетов об исполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему.

Бюджетный процесс состоит из трех стадий:

Первая  стадия – планирование, составление проекта бюджета, представляет собой деятельность по разработке плана документов (проекта бюджета), либо принятием соответствующих правовых актов (Закон, Постановления, Решения сессии местного совета).

Информация о работе Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики