Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 00:07, лекция

Описание работы

1. Анализ деятельности предприятия начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукции.
Задачей анализа являются:
1. Оценка динамики основных показателей: объема, структуры и качества продукци

Содержание работы

1. Объекты и основные задачи объема производства и реализованной продукции
2. Анализ динамики объема производства продукции
3. Анализ объема продукции по номенклатуре и ассортименту.
4. Анализ ритмичности производства.
5. Анализ качества продукции.

Файлы: 1 файл

раздел 2.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Раздел II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 2.1. Анализ объема производства и реализованной продукции.

 

1. Объекты  и основные  задачи объема производства и  реализованной продукции

2. Анализ динамики  объема производства продукции

3. Анализ объема продукции  по номенклатуре и ассортименту.

4. Анализ ритмичности  производства.

5. Анализ качества  продукции.

 

1. Анализ деятельности предприятия начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукции.

Задачей анализа являются:

1. Оценка динамики  основных показателей: объема, структуры  и качества продукции.

2. Определение влияния  факторов на изменение величины  этих показателей.

3. Выявление резервов  увеличения выпуска и реализации  продукции.

4. Разработка мероприятий  по освоению внутрихозяйственных  резервов.

Анализ производства может выражаться в натуральных, условно-натуральных, стоимостных показателях  и в единицах трудоемкости.

 

Основными показателями объема производства является валовая  и товарная продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей продукции и выполненных работ включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

 

    Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действительных отпускных ценах (без НДС).

 

    Валовая продукция равна товарной продукции, если нет незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота.

    Кроме показателя Валовая продукция для оценки выполнения плана и динамики производства труда, уровня фондоотдачи и других показателей эффективности производства применяются показатели чистой и условно-чистой и нормативно-чистой продукции.

Величина норматива  чистой продукции определяется путем  исключения из отпускной цены материальных затрат включая амортизационные отчисления.

Норматив может быть также рассчитан как сумма  затрат на заработную плату со всеми  отчислениями во внебюджетные  фонды, прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли.

Расхождение показателей  выполнения плана по объему чистой и товарной продукции обусловлено снижение или повышение материалоемкости фактически выпущенной продукции. Объем реализованной продукции включается в стоимость реализованной продукции отгруженной и оплаченной покупателем.

Объем реализации определяется отпускной ценой включая НДС

При анализе объема производства по отдельным видам однородной продукции  применяются натуральные показатели. Условно-натуральные как и натуральные применяются для обобщения характеристики объема производства продукции.

Объектами анализа являются:

1. Объем производства  и реализованной продукции как  в целом так и по ассортименту

2. Качество товарной продукции

3. Ритмичность производства  и реализации продукции

 

2. Анализ динамики объема производства продукции

Объектами анализа динамики объема производства являются объем  производства и реализации продукции.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой (товарной) продукции на основе расчета базисных данных.

определяется темп роста  и прироста продукции.

Для изучения динамики объема производства продукции используются данные о выпуске продукции за ряд лет, например,

Определить среднегодовой темп роста, темп прироста объема производства продукции:

 

 

Показатели

Первый год

Второй год

Третий год

Четвертый год

Пятый год

Продукция в процентах  относительно к выпуску базисного  года

100

108,7

121,2

132,2

150

Продукция в % к предыдущему  году

-

108,4

110,6

109,1

109,4


 

                                          n-1

Определяем темп роста √Тр1*Тр2*Тр4*Тр5 – средняя геометрическая;

Тр =1,095 или 109,5%

 

 

 

 

 

Вывод:

1. За 5 лет объем производства продукции увеличился на 50% при среднегодовом темпе роста 109,5%

2. средний темп роста  составил 9,5%

 

3. Анализ объема продукции  по номенклатуре и ассортименту

Данный анализ необходим  для полного удовлетворения потребностей населения.

Номенклатура – это  перечень наименований изделий с  указанием кодов.

Коды установлены в общероссийском классификаторе промышленной продукции, а также это шифры или порядковые номера изделий по плану.

 

Ассортимент- это перечень наименований изделий с указанием  количества по каждому из них.

Различается:

полный ассортимент- по всем видам и разновидностям;

групповой- по родственным  группам

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении  планового и фактического выпуска  продукции. Анализ выполнения плана  по ассортименту осуществляется либо по методу наименьшего %  либо среднего %.

При этом изделия, выпущенные сверхнормы или непредусмотренные  планом, в расчет выполнения плана  по ассортименту не принимаются.

 

Например,  проанализировать ассортимент продукции

 

Ассортимент

Выпуск продукции

Выполнение плана в %

Фактический объем, засчитываемый в выполнение плана по ассортименту

план

факт

в тыс. руб

в %

в тыс. руб

в %

А

850

35,79

850,8

35,66

100,09

850

Б

900

37,89

890,1

37,3

98,9

890,1

В

256

10,79

340,5

14,27

133,01

256

Г

369

15,54

304,8

12,77

82,6

304,8

Итого

2375

100

2386,2

100

100,47

2300,9


 

 

Анализ выполнения плана  по ассортименту проводится по методу среднего %, т.е берется фактический объем продукции, засчитываемый в выполнение плана, и делится на плановый выпуск продукции и умножается на 100%.

 Решение:

Ср%=2300,9/2375*100%=96,88%

 

Вывод: выполнение плана  по всему ассортименту продукции  составляет 96,9% (аналогично рассчитывается % выполнения плана по каждому виду изделия), т.е необходимо определить причины недовыполнения плана по ассортименту. Причинами могут быть:

1. Изменение спроса;

2. Конъюнктура рынка;

3. Цены

4. Внутренние причины  (устарелое оборудование, нехватка  сырья, низкая производительность  труда, различные недостатки в  системе управления спросом)

 

 

4. Анализ ритмичности  производства.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции.

Ритмичность означает равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте предусмотренное планом.

Для оценки ритмичности  используется коэффициент ритмичности, который определяется отношение фактического (но не выше планового) выпуска продукции к плановому выпуску.

 

                                            Kр = ∑(Вплi-Внi) / ∑Вплi,

где Вплi – выпуск продукции по плану за i период

 

Внi – недовыполнение плана выпуска продукции в i периоде.

 

Отрицательные последствия  влекут не только недовыполнение, но и  перевыполнение плановых заданий.

Поэтому при оценке ритмичности  учитывается как отрицательное  отклонение от плана, так и положительное.

Для этого определяется число аритмичности ( в долях, единицах)

Оно  определяется суммирование положительных и отрицательных  отклонений от планового выпуска  продукции.

Чем менее ритмичнее  работает предприятие, тем большее  сумма аритмичности.

В заключении анализа ритмичности целесообразнее определить упущенную возможность путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточном выпуском продукции на соответствующее количество суток в периоде.

При этом из фактического выпуска продукции исключается  продукция выработанная в сверхурочное время.

 

 

 

 

 

 

 Пример:

Определить число аритмичности и сделать выводы по данным таблицы.

Декада месяца

Среднесуточный выпуск продукции

Уровень выполнения плана

Отклонения в долях, единицах от плана в связи

план

факт

с невыполнением плана

с перевыполнением плана

I

480

454,5

0,9469

0,0531

-

II

525

484,8

0,9234

0,0766

-

III

495

575,7

1,163

-

0,163

Итого

-

-

-

0,1297

0,163


   Решение:

1. Уровень выполнения  плана =  факт/план;

2. Рассчитывается отклонение  в долях, например, 1- 0,9469=0,053;

 3. Определяем числа аритмичности, т.е сумму положительных и отрицательных отклонений;

4. Общее число аритмичности = 0,1297+0,163=0,2927, т.е данное предприятие  работает аритмично и в целом  выполняет план только на 70%,а  в среднем на 30% происходит недовыполнение или перевыполнения плана. Необходимо выявить причины.

 

5. Анализ качества  продукции.

Качество продукции- это  совокупность свойств продукции, удовлетворяющие  определенные потребности в соответствии с её назначением.

В промышленности существует единые порядок оценки технического уровня и качества машин и оборудования.

Сама продукция имеет  систему аттестаций по категориям качества продукции. С 1993 года данная система называется сертификацией.

Различаются единичные (индивидуальные) показатели качества и комплексные.

    Для оценки  выполнения плана по качеству  продукции используются разные  методы.

Показатели качества продукции анализируются путем  сравнения фактических данных с  предыдущими отчетными периодами, с планом.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, рассчитывается коэффициент сортности.

 

В целом, средний K сортности определяется двумя способами:

1. Отношение количества  продукции первого сорта к общему количеству.

2. Отношение стоимости  продукции всех сортов к возможной  стоимости продукции по цене  первого сорта.

 

По К сортности определяется выполнение плана по качеству и факторы, повлиявшие на качество продукции.

Например,

Проанализировать выполнение плана по качеству, используя следующие данные:

 

Сорт продукции

Цена за единицу, руб

Выпуск продукции

Стоимость выпуска

Стоимость выпуска продукции  по цене  I  сорта

план

факт

план

факт

план

факт

I

600

3000

4000

1800000

2400000

1800000

2400000

II

500

2000

1000

1000000

500000

1200000

600000

III

250

1000

400

250000

100000

600000

240000

Итого

1350

6000

5400

3050000

3000000

3600000

3240000


 

Решение:

К сортности по плану = 3050000/3600000=0,85

К сортности по факту = 3000000/3240000=0,93

Выполнение плана по качеству определяем след. образом:

К сортности по факту/К  сортности по плану;

Выполнение плана по качеству = 0,93/0,85=1,09

 

Вывод: Выполнение плана  по качеству составляет 109%,, т.е перевыполнение на 9%.

 

Раздел II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (АФХД)

Тема 2.1. Общий  анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия