Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования
1.2 Доходы и расходы ФСС
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фссссс.docx

— 46.40 Кб (Скачать файл)

Социальное страхование  отличается от личного рядом признаков:

оно обязательно для плательщиков страховых взносов;

страхование производится автоматически, помимо воли и желания застрахованного;

страхование связано с  трудовыми отношениями (работой  по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к  соцобеспечению. Главная задача соцстраха - предоставить работнику средства для существования на то время, на которое он лишается заработка;

государство курирует фонд социального страхования, т. к. гарантирует  бесперебойное поступление в  него отчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и с помощью законов определяет порядок страховых выплат.7

Отношения по обязательному  социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного  социального страхования с момента  заключения с работником трудового  договора;

 

 

2) у иных страхователей  - с момента их регистрации   страховщиком;

3) у страховщика - с  момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц  - по всем видам обязательного  социального страхования с момента  заключения трудового договора  с работодателем.8

К основным принципам  обязательного  социального страхования относятся:

• устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

• государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

• паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

• обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

• ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

• обеспечение надзора и общественного контроля;

• автономность финансовой системы обязательного социального страхования.9

Социальная политика в  развитых странах с рыночной и  социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.

Формирование современной  системы социального страхования  в России включает создание государственных  внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они  обеспечивают защиту конституционных  социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального  страхования РФ, Фонда обязательного  медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в стране.

ПФР обеспечивает:

• аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;

• контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств;

• международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

ПФР может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

• выплату государственных пенсий;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

• оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• обеспечение деятельности ПФР.

В России осуществляется постепенный  переход от распределительной  пенсионной системы к накопительной, суть которой  состоит в том, что  каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время  используются для инвестирования в  экономику, а после прекращения  трудовой деятельности идут на его  личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция  финансовых ресурсов в пенсионном фонде  и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.10

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) обеспечивает конституционное право граждан  России на медицинскую помощь и направлен  на повышение ответственности граждан, государства и работодателей  в области охраны здоровья. Обязательное медицинское страхование введено  с 1993 года, в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется  посредством программ обязательного  медицинского страхования (базовой  и региональных).

Согласно закону, граждане России имеют право на:

• выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;

• медицинскую помощь на всей территории России;

• предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.

 Для выполнения задач  по обязательному медицинскому  страхованию в РФ образован  Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования. Деятельность  Фонда регулируется Бюджетным  кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Средства ФОМС направляются на:

• финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;

• осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;

• выравнивание ресурсов городов, районов для проведения обязательного медицинского страхования;

• направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;

• создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;

• текущее содержание.11

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС) управляет  средствами государственного социального  страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве РФ.

Основные задачи Фонда:

• обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

• осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

• разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;

• подготовка и повышение квалификации специалистов системы государственного социального страхования;

• сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

В состав фонда социального  страхования входят:

• региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

• центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;

• филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.

 

1.2 Доходы и расходы   ФСС

В России система социального  страхования  далека от совершенства. Ее главным  недостатком считается  отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет  задействовать механизм экономической  заинтересованности работодателя в  снижении страховых рисков и связанных  с ними выплат.

Денежные средства Фонда  являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат.

Средства Фонда социального  страхования формируются за счет:

• страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

• страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

• доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

• добровольных взносов граждан и юридических лиц;

• ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

• прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Основную долю доходов  ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается  федеральным законом.

Плательщиками взносов  являются:

• организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;

• граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Не являются плательщиками  страховых взносов в Фонд социального  страхования общественные организации  инвалидов, находящиеся в собственности  этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для  осуществления их уставных целей.

Налогооблагаемой базой  для расчета страховых взносов  являются все виды оплаты труда независимо от источников финансирования и без  уменьшения на сумму налогов и  удержаний.

Уплата страховых взносов  с оплаты труда, начисленной в  иностранной валюте, производится в  рублях. Для исчисления страховых  взносов оплата труда, начисленная  в иностранной валюте, пересчитывается  в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов.

Если в организации  действует система оплаты труда, предусматривающая расчеты по заработной плате в натуральной форме, то фонд оплаты труда увеличивается  на стоимость соответствующей продукции.

Страховые взносы начисляются  на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих  работу по совместительству, за исключением  выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые  взносы не начисляются.

Плательщики перечисляют  в бюджет ФСС не всю начисленную  сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками  на выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное  лечение, физкультурно-оздоровительные  мероприятия и другие цели своим  работникам.

Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним  в частности относятся:

• расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;

• суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;

• пени, штрафы;

Информация о работе Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования