Анализ доходов Фонда социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

Цель прохождения практики в отделе Пенсионного фонда РФ – ознакомиться с особенностями системы пенсионного обеспечения на примере деятельности отдела ПФРФ в РТ. Для этого необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность, основные направления и функции системы пенсионного обеспечения населения;
- ознакомиться с нормативно- правовой базой, регулирующей деятельность отдела ПФРФ по РТ;
- рассмотреть порядок назначения и выплаты пенсий различным категориям граждан, а также произвести анализ деятельности ПФ.

Файлы: 1 файл

отчет.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Пенсионная система  – это совокупность создаваемых  правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном  виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате пенсий.

    Место прохождения  преддипломной практики – Пенсионный  фонд РФ Государственное Учреждение  – Управление ПФ РФ в Тукаевском  районе.

    Сроки прохождения  практики с 21 января по 29марта 2013 года.

    Цель прохождения  практики в отделе Пенсионного  фонда РФ – ознакомиться с  особенностями системы пенсионного  обеспечения на примере деятельности  отдела ПФРФ в РТ. Для этого  необходимо решить ряд задач: 

- рассмотреть сущность, основные направления и функции системы пенсионного обеспечения населения;

- ознакомиться  с нормативно- правовой базой, регулирующей  деятельность отдела ПФРФ по  РТ;

- рассмотреть порядок  назначения и выплаты пенсий  различным категориям граждан,  а также произвести анализ деятельности ПФ.

    За указанный  период времени работала с  документами, приобщала в выплатные  дела выписки и распоряжения  об изменении размеров пенсий, работала с клиентами, разбирала  заявления от клиентов, ознакомилась  с алгоритмом расчета и выплат пенсий, осуществляла подбор и расстановку выплатных дел, изучила основы пенсионного законодательства, структуру отдела Управления Пенсионного фонда РФ и многое другое.

 

 

 
1.1. Анализ доходов Фонда социального страхования РФ

Рассмотрим, за счет, каких источников формируются денежные ресурсы финансовой системы обязательного социального страхования. Законодательно закрепленные источники Фонда были перечислены в первой главе работы. В данном параграфе будет проведен анализ динамики, структуры и состава доходов Фонда по итогам исполнения бюджета Фонда за 2010 – 2012 гг.

Состав доходов ФСС  РФ приведен в табл. 2.1.1.

Таблица 1.1.1.

Доходы бюджета  ФСС РФ в 2010 – 2012 гг., млн. руб.[ ]

Вид дохода

2010г.

2011 г.

2012 г.

Доходы всего

463 776,70

215 536,90

285 845,90

Налоговые и неналоговые  доходы, в т.ч.

337 194,70

51 628,00

87 546,80

1. Налоги и взносы  на социальные нужды

305 651,70

157 024,00

189 935,50

Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством

243 432,3

92 594,20

115 771,80

Страховые взносы от НС и  ПЗ

62 219,40

64 429,80

74 163,80

2. Налоги на совокупный  доход , в т.ч.

11 762,30

6 205,00

-195,70

УСН

8 062,80

5 073,80

-216,60

ЕНВД

3 528,20

943,1

13,20

ЕСХН

171,3

188,1

7,70

3. Задолженность и   перерасчеты по взносам

-435,2

-733,9

-243,60

4.Доходы от использования  имущества (доходы от размещения  средств бюджета)

-

76,4

613,60

5. Доходы от оказания  платных услуг и компенсации  затрат  государства 

98,3

67,4

82,90

6. Доходы от продажи  материальных  и нематериальных активов

1,4

0,6

2,40

7. Штрафы, санкции,  возмещение  ущерба

194,3

131,1

209,20

8. Прочие неналоговые  доходы 

19 926,50

-111 142,00

-102 857,50

9. Безвозмездные поступления 

126 581,90

163 908,80

198 299


 

Как показывают данные табл. 1.1.1., доходы ФСС РФ образуются за счет поступлений в виде в виде страховых взносов по ставке 2,9%, а так же взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (далее – НС и ПЗ). В бюджет ФСС так же подлежат по нормативам отчислений ЕНВД, УСН и ЕСХН. В состав налоговых доходов включены так же и суммы задолженности и перерасчетов по взносам, уплачиваемым в бюджет ФСС.

Неналоговые доходы представляют совокупность доходов, получаемых от оказания платных услуг и компенсации  затрат Фонда, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от использования  имущества (от размещения средств  бюджета ФСС РФ), штрафов, санкций,  возмещения ущерба (за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и обязательного социального страхования, бюджетного законодательства) и прочие неналоговые доходы (например, поступления капитализированных платежей предприятий).

Безвозмездные перечисления – третий вид доходов внебюджетного  фонда – это перечисления из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, перечисляемые ФСС на строго установленные цели.

Для анализа роли, которую  играют различные виды доходов в  общем объеме доходов бюджета  ФСС РФ, проведем анализ их структуры, для чего обратимся к данным рис. 1.1.1.

Прежде отметим, что  сумма неналоговых доходов бюджета  Фонда, в которую включены доходы от использования имущества, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат  государства, доходы от продажи материальных  и нематериальных активов, штрафы, санкции,  возмещение ущерба и прочие неналоговые доходы представляет собой отрицательную величину (минус 110 866,5 тыс.руб. в 2011 году и минус 101 949,4 тыс. руб. в 2012 году), то удельный вес данного источника дохода рассчитать невозможно, поэтому в этот период сумма неналоговых доходов исключена из суммы доходов бюджета.

Рис. 1.1.1.  Структура доходов ФСС РФ в 2010 – 2012 гг., %

 

Итак, анализ структуры  доходов позволил выявить, что на долю страховых взносов пришелся 65,8% от общей суммы доходов в 2010 году, 48% в 2011 году,  48,9% в 2012 году. При этом ставки взносов в Фонд не изменялись. Снижение доли страховых взносов с 2011 года является следствием отрицательных значений суммы неналоговых доходов, в результате чего возрос не только объем безвозмездных перечислений в бюджет Фонда, но и их удельный вес  (с 27,3% в 2010 году до 50,1% в 2011 году и 51,1% в 2012 году).

Налоги на совокупный доход составляют наименьший удельный вес  в структуре доходов ФСС  РФ (2,5% в 2010 году, 1,9% в 2011 году, в 2012 году данный показатель имел отрицательное значение, поэтому его удельный вес в общей сумме доходов математическим путем рассчитать невозможно).

Естественно, столько  значительные изменения в структуре  доходов бюджета Фонда социального  страхования РФ связаны со значительной динамикой доходных статей, которая приведена на рис. 1.1.2.

 

Рис. 2.1.2. Динамика доходов  ФСС РФ в 2010-2012гг.

 

Данные рис. 1.1.2. наглядно демонстрируют снижение суммы налоговых доходов и страховых взносов в 2011 году относительно 2010 года (на 154 185,00 млн. руб., или на 48,6%). В 2012 году относительно 2011 года сумма налоговых доходов и страховых взносов увеличивается на 26 510,80 млн. руб., или на 16,2%.

К тому же отметим значительное невыполнение плана по сбору страховых взносов на ОСС бюджетом фонда. Так, если в 2012 году было запланировано к получении страховых взносов в размере 381 8573,9 млн. руб., то фактически получено 189 935,6 млн. руб., недовыполнение плана таким образом составило 191 922,3 млн. руб.

Величина неналоговых доходов отрицательна в 2011-2012гг., как уже было сказано выше. К сожалению, публикуемая отчетность фонда не раскрывает причин столь значительной  отрицательной величины неналоговых доходов, однако следует упомянуть, например, что в 2012 году к получению прочих неналоговых доходов было запланировано 128,6 млн. руб., фактически же величина данной строки составила  минус 103 309,6 млн. руб.

Сумма безвозмездных  перечислений – это единственный вид дохода в бюджете ФСС РФ, который ежегодно увеличивается (на 37 326,90 млн. руб., или на 29,5% в 2011 году относительно 2010 года и на 34 390,20 млн. руб., или на 21% в 2012 году относительно 2011 года).

Общий объем доходов  бюджета ФСС РФ снизился на 248 239,80 млн. руб. в 2011 году (на 53,5% в относительном выражении) и увеличился на 70 309 млн. руб. в 2012 году (на 32,6%).

Проанализировав динамику доходов бюджета Фонда, необходимо провести оценку структуры доходов  фонда по видам доходов, чтобы  выявить наиболее важные доходные источники, а так же выявить потенциальные возможности повышения доходной части бюджета Фонда.

Структура доходов, полученных в виде страховых взносов от работодателей в 2010-2012 гг. представлена на рис. 1.1.3.

Рис. 2.1.3 Структура страховых взносов в бюджете ФСС РФ в 2010-2012 гг., % [ ]

 

Данные рис. 1.1.3. наглядно показывают, что большая часть доходов Фонда в виде страховых взносов формировалась за счет страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплата которых производится по ставке 2,9% от базы обложения. На долю данного платежа пришлось 79,6% от общего объема поступлений от работодателей в 2010 году, 59% в 2011 году и 61% в 2012 году.

Оставшаяся часть взносов  – это взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: 20,4% в 2010 году, 41% в 2011 году и 39% в 2012 году.

Динамика и виды безвозмездных  перечислений, поступающих в доходы бюджета ФСС РФ в 2008-2011 гг., приведены в табл. 1.1.2.

Таблица 1.1.2.

Динамика и  состав безвозмездных перечислений бюджету ФСС РФ в 2010-2012 гг., млн. руб. [ ]

Вид дохода

2010

2011

2012

1

2

3

4

Безвозмездные поступления , всего, в т.ч.

126 581,90

163 908,80

198 299,20

на выплату пособии, повергшимся воздействию радиации

25,3

18,3

29,30

на оказание государственной  социальной  помощи отдельным категориям  граждан в части оплаты  санаторно-курортного  лечения

5 066,60

4 528,40

2 947,50

на обеспечение инвалидов  техническими средствами  реабилитации

10 839,90

13 069,90

13 018,60

на выплату пособия  по уходу за  ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации

1 170,40

1 668,00

2 061,20

на выплату пособия  по уходу за  ребенком до достижения им  возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим ОСС

40 791,50

49 043,00

48 119,40

на оплату медицинской  помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в  теч. 1 года жизни

17 500,00

18 000,00

17 639,50

на покрытие дефицита бюджета Фонда 

45 091,30

65 401,80

84 498,10

компенсация выпадающих доходов вследствие пониженных тарифов страховых взносов

 

5 370,00

22 510,00

на оплату четырех  дополнит. выходных дней родителям  для ухода за детьми – инвалидами

767

1 119,90

1 440,00

на выплату единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций

0,8

0,1

0,10

на выплату пособий  по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией  организаций

0,4

0,5

0,50

 на выплату пособий  по беременности и родам отдельным  категориям граждан в связи  с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов

1

0,2

1,30

 на выплату пособий  по временной нетрудоспособности  отдельным категориям граждан  в связи с зачетом в страховой  стаж нестраховых периодов

21,3

26,1

29,70


 

Итак, большая часть  безвозмездных перечислений, поступающих  в бюджет ФСС РФ, направляется:

– на обеспечение инвалидов  техническими средствами  реабилитации (6,6 – 8,6% от общего объема безвозмездных  перечислений в анализируемом периоде);

– на выплату пособия  по уходу за  ребенком до достижения им  возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим ОСС (24,3 – 32,2% от общего объема безвозмездных перечислений в анализируемом периоде);

– на оплату медицинской  помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в  течение 1 года жизни - 8,9-13,8%;

–  на оказание государственной  социальной  помощи отдельным категориям  граждан в части оплаты  санаторно-курортного  лечения (1,5 – 4%)

Однако, наибольший удельный вес среди перечисленных направлений  финансирования расходов бюджета ФСС РФ занимают безвозмездные перечисления из федерального бюджета, направляемые на покрытие дефицита бюджета Фонда: их удельный вес составил 35,6% в 2010 году, 39,9% в 2011 году и 42,6% в 2012 году. Абсолютное значение данного направления расходов составило 45 091,3 млн. руб. в 2010 голу, 65 401,8 млн. руб. в 2011 году и 84 498,1 млн. руб. в 2012 году

Таким образом, по итогам анализируемого периода большая  часть безвозмездных перечислении направляется в бюджет ФСС РФ на покрытие дефицита Фонда, на выплату пособия по уходу за  ребенком до достижения им  возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим ОСС и на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение 1 года жизни.

Итак, анализ доходной части бюджета ФСС РФ в 2010-2012гг. позволил выявить, что на долю страховых взносов приходится большая часть доходов: 65,8% от общей суммы доходов в 2010 году, 48% в 2011 году,  48,9% в 2012 году. При этом ставки взносов в Фонд не изменялись. Снижение доли страховых взносов с 2011 года является следствием отрицательных значений суммы неналоговых доходов, в результате чего возрос не только объем безвозмездных перечислений в бюджет Фонда, но и их удельный вес  (с 27,3% в 2010 году до 50,1% в 2011 году и 51,1% в 2012 году).

Сумма безвозмездных  перечислений – это единственный вид дохода в бюджете ФСС РФ, который ежегодно увеличивается (на 37 326,90 млн. руб., или на 29,5% в 2011 году относительно 2010 года и на 34 390,20 млн. руб., или на 21% в 2012 году относительно 2011 года).

При этом результаты анализа  доходной части бюджета ФСС РФ показали значительное недопоступление страховых взносов (в 2 раза отклонение между фактически полученными доходами Фонда и запланированными в 2011 и 2012гг.).

Информация о работе Анализ доходов Фонда социального страхования РФ