Анализ доходов и расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2012, 2013, 2014 годы. Для выполнения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическая сущность и законодательные основы федерального бюджета;
раскрыть понятия доходов и расходов федерального бюджета;
провести анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам за 2012 год;
провести анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013-2015 гг.
провести анализ расходной части проекта федерального бюджета на 2013-2015 гг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
I. Теоретическая часть
Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета.7
Доходы федерального бюджета…………………………………………….11
Расходы федерального бюджета……………………………………………14
II. Практическая часть
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
за 2012 год……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….33
2.3 Анализ расходной части проекта федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курс. работа ГМФ.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

II. Практическая часть

2.1 Анализ исполнения  федерального бюджета по доходам  и расходам

за 2012 год

Анализ соотношения утвержденных федеральными законами о федеральном  бюджете и о внесении изменений  в федеральные законы о федеральном бюджете и фактически исполненных основных характеристик федерального бюджета на 2012 год представлен в следующей таблице 2.

 (млрд. рублей)

 

ФЗ «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и федеральные законы о внесении изменений в него

(2-й год планового  периода)

ФЗ «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и федеральные  законы о внесении изменений в  него

(1-й год планового  периода)

Федеральный закон 

«О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и федеральные законы о внесении изменений в него

 

от 2 декабря 2009 г.

№ 308-ФЗ

от 13 декабря 2010 г.

№ 357-ФЗ

от 30 ноября 2011 г.

№ 371-ФЗ

от 5 июня 2012 г.

№ 48-ФЗ

от 3 декабря 2012 г.

№ 247-ФЗ

Доходы

         

Утверждено

8 069,6

9 503,5

11 779,9

12 677,0

12 914,6

Изменение

 

1 433,9

2 276,4

897,1

237,6

Изменение,%

 

17,8

24,0

7,6

1,9

Исполнено

12 855,5

12 855,5

12 855,5

12 855,5

12 855,5

Отклонение

4 785,9

3 352,00

1 075,60

178,50

-59,10

Отклонение,%

59,3

35,3

9,1

1,4

-0,5

Расходы

         

Утверждено

9 681,0

11 237,9

12 656,4

12 745,2

12 957,3

Изменение

 

1 556,9

1 418,5

88,8

212,1

Изменение,%

 

16,1

12,6

0,7

1,7

Исполнено

12 895,0

12 895,0

12 895,0

12 895,0

12 895,0

Отклонение

3 214,0

1 657,1

238,6

149,8

-62,3

Отклонение,%

33,2

14,7

1,9

1,2

-0,5

Дефицит(-)

Профицит(+)

         

Утверждено

-1 611,4

-1 734,5

-876,6

-68,1

-42,7

Изменение

 

-123,1

857,9

808,5

25,4

Исполнено

-39,5

-39,5

-39,5

-39,5

-39,5

Отклонение

1 571,9

1 695,0

837,1

28,6

3,2


 

Показатели федерального бюджета на 2012 год первоначально  утверждены Федеральным законом  от 2 декабря 2009 г. №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в том числе: общий объем доходов – в сумме 8069,6 млрд. рублей (15% ВВП); общий объем расходов – 9681,0 млрд. рублей (18% ВВП); дефицит федерального бюджета – 1611,4 млрд. рублей (3% ВВП).

Федеральными законами от 4 мая 2010г. № 71-ФЗ и от 23 июля 2010г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» изменены верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года; признаны утратившими силу 3 показателя: прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, объем нефтегазового трансферта и нормативная величина Резервного фонда на 2012 год.

Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждены новые показатели федерального бюджета на 2012 год: общий объем доходов – в сумме 9503,5 млрд. рублей (17% ВВП); общий объем расходов –11237,9 млрд. рублей (20,1% ВВП); дефицит федерального бюджета –1734,5 млрд. рублей (3,1% ВВП);

Федеральным законом от 1 июня 2011 г. №105-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» сокращены верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №371-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2012год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждены показатели федерального бюджета на 2012 год, в том числе: доходы – 11779,9млрд. рублей (20,1% ВВП), расходы – 12656,4млрд.рублей (21,6% ВВП); дефицит – 876,6млрд.рублей (1,5% ВВП); верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года – 6 330,9 млрд. рублей, верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года – 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро.

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» доходы увеличены на 897,1 млрд. рублей, или на 7,6 %, расходы – на 88,7 млрд. рублей, или на 0,7 %, дефицит федерального бюджета снижен на 808,4 млрд. рублей, или на 92,2 %, верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года снижен на 868,7 млрд. рублей, или на 13,7 %, верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года увеличен на 8,1 млрд. долларов США (на 16,7 %), или на 7,3 млрд. евро (на 21,1 %).

Основным фактором увеличения доходов явился рост средней экспортной цены на нефть марки «Юралс» со 100,0 доллара США до 115,0 доллара  США за баррель.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» изменены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год: доходы увеличены на 237,6 млрд. рублей, или на 1,9%, расходы – на 212,2 млрд. рублей, или на 1,7 %, дефицит сокращен на 25,4 млрд. рублей.

Таким образом, в основные характеристики федерального бюджета  на 2012 год, утвержденные Федеральным  законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ, дважды в 2012 году вносились изменения.

Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12855,5млрд.рублей, что на 59,1млрд.рублей, или на 0,5%, меньше показателя (12 914,6млрд. рублей), установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями), расходы  – 12895,0 млрд. рублей, что на 62,3 млрд. рублей, или на 0,5%, меньше законодательно установленного показателя (12957,3 млрд. рублей). Дефицит федерального бюджета составил 39,4 млрд. рублей при утвержденном бюджете с дефицитом 42,7 млрд. рублей.

На формирование доходной части федерального бюджета в 2012 году повлияли следующие изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации:

  • индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам (на спирт этиловый из всех видов сырья, табачную продукцию, автомобили легковые и мотоциклы, нефтепродукты);
  • индексация ставки НДПИ на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (с 1 января 2012 года увеличение по сравнению с 2011 годом на 272 рубля, или на 14,8 %);
  • установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета поступлений акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % в размере 60% (в 2011 году 100% зачислялось в доходы бюджетов Российской Федерации);
  • зачисление в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в 2011 году 100% зачислялось в местные бюджеты);
  • снижение предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65% до 60%;
  • установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% ставок пошлин на нефть (постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011г. №716 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155);
  • отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири;
  • введение нового порядка получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года №1539-р).

В связи с уточнением ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 году федеральными законами от 5июня 2012г. №48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. №247-ФЗ увеличены доходы федерального бюджета на 2012 год.

При корректировке прогнозируемого  объема доходов федерального бюджета  помимо влияния факторов, связанных с изменением величины макроэкономических показателей (изменение цены на нефть марки «Юралс» и на природный газ, объемов ВВП, экспорта и импорта, изменение курса доллара США по отношению к рублю и др.), были учтены изменения налогового и таможенного законодательства, повышение собираемости НДС, налога на прибыль организаций и НДПИ, изменение структуры налоговой базы по НДС и налогу на прибыль организаций, а также увеличение доходов от перечисления части прибыли Банка России в связи с продажей пакета акций ОАО «Сбербанк России» и поступления дополнительных дивидендов от ОАО «Роснефтегаз».

Соотношение прогноза и  уточненных прогнозов доходов федерального бюджета к федеральным законам  от 30 ноября 2011 № 371-ФЗ, от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ, от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ и доходов, утвержденных Федеральным законом от 13 декабря 2010г. №357­ФЗ (с изменениями), представлено в следующей таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

(млн. рублей)

Наименование

Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 год к федеральным  законам

Отклонение

Прогноз доходов федерального бюджета на 2011 год к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями)

 от 30.11.2011 № 371-ФЗ

 от 05.06.2012 № 48-ФЗ

 от 03.12.2012 № 247-ФЗ

млн. рублей

струк-тура (%)

млн. рублей

струк-тура (%)

млн. рублей

струк-тура (%)

% к ВВП

(гр.6-гр.2)

(гр.9/

гр.2)*100

струк-тура (%)

% к ВВП

Доходы, всего

11779855,2

100

12677006,8

100

12914597,2

100

20,6

1134742,0

9,6

100

20,9

нефтегазовые доходы

5574865,4

47,3

6383309,8

50,4

6408748,3

49,6

10,2

833882,9

15,0

49,2

10,3

ненефтегазовые доходы

6204989,8

52,7

6293697,0

49,6

6505848,9

50,4

10,4

300 859,1

4,8

50,8

10,6

Налоговые доходы

6675 932,3

56,7

6961115,7

54,9

6884762,7

53,3

11,0

208830,4

3,1

53,5

11,2

из них:

                     

Налог на прибыль организаций

371906,9

5,6

377837,9

5,4

372326,8

5,4

0,6

419,9

0,1

5,7

0,6

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1870088,3

28,0

1907949,6

27,4

1879832,6

27,3

3,0

9744,3

0,5

29,3

3,3

Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1818704,5

27,2

1721446,2

24,7

1697755,0

24,7

2,7

-120 949,5

-6,7

25,5

2,8

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

348309,2

5,2

342628,1

4,9

335919,5

4,9

0,5

-12 389,7

-3,6

3,8

0,4

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

55554,5

0,8

63534,7

0,9

53802,6

0,8

0,1

-17 51,9

-3,2

0,7

0,1

НДПИ

2 087 386,0

31,3

2 420 883,5

34,8

2 419 780,7

35,1

3,9

332 394,7

15,9

33,2

3,7

Государственная пошлина

98 248,5

1,5

99 650,4

1,4

102 505,6

1,5

0,2

4 257,1

4,3

1,1

0,1

Неналоговые доходы

5 093 454,4

43,2

5 687 236,4

44,9

5 970 714,2

46,2

9,5

877 259,8

17,2

86,3

9,6

Безвозмездные поступления

10 468,5

0,1

28 654,7

0,2

59 120,3

0,5

0,1

48 651,8

464,7

0,2

0,04


 

Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12855540,6млн. рублей, что на 59056,6млн. рублей, или  на 0,5%, меньше прогнозируемого объема доходов, утвержденного Федеральным  законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями).

Налоговые доходы составили  6853223,7 млн. рублей, или 99,5% суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями), неналоговые доходы – 5937667,2 млн. рублей, или 99,4%, безвозмездные поступления – 64649,7млн.рублей, или 109,4%.

Доходы федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 1487888,0 млн. рублей, или на 13,1 %, и по отношению  к объему ВВП (62599059,0 млн. рублей) составили 20,5 %, что на 0,1 процентного пункта выше уровня 2011 года (20,4 %).

 

Федеральным законом от 30 ноября 2011г. №371-ФЗ расходы федерального бюджета утверждены в сумме 12656444,0 млн. рублей, что составляет 21,6 % объема ВВП.

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 8-ФЗ расходы федерального бюджета увеличены на 88707,3 млн. рублей, или на 0,7 %, и составили 12745151,3 млн. рублей, или 21% объема ВВП, что ниже первоначально утвержденного показателя на 0,6 процентного пункта.

Федеральным законом от 3 декабря 2012г. №247-ФЗ расходы федерального бюджета увеличены на 212151,8 млн. рублей, или на 1,7%, и составили 12957303,1 млн. рублей, или 21,2 % объема ВВП, что ниже первоначально утвержденного показателя на 0,4 процентного пункта.

Объемы и структура  расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2012 году представлены в следующей таблице.

 

 

Наименование  раздела классификации расходов федерального бюджета

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и федеральные законы о внесении изменений в него

Отклонение 

от 30 ноября  2011 г.                     № 371-ФЗ

от 5 июня 2012 г.                                          № 48-ФЗ

 от 3 декабря  2012 г.                                 № 247-ФЗ 

сумма                  (млн. рублей)

струк-тура            (в %)

в % к ВВП

сумма                  (млн. рублей)

струк-тура            (в %)

в % к ВВП

сумма                (млн. рублей)

струк-тура             (в %)

в % к ВВП

гр.8 - гр.2

%     (гр.11)

гр.9 - гр.3 (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Общегосударственные вопросы

829 629,3

6,6

1,4

871 064,4

6,8

1,4

832 330,7

6,4

1,4

2 701,4

0,3

-0,1

Национальная оборона

1 846 584,7

14,6

3,1

1 864 453,7

14,6

3,1

1 846 250,4

14,2

3

-334,3

-0,02

-0,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 826 342,3

14,4

3,1

1 844 475,6

14,5

3

1 818 582,1

14

3

-7 760,1

-0,4

-0,4

Национальная экономика

1 792 827,8

14,2

3,1

1 754 076,6

13,8

2,9

2 027 201,6

15,6

3,3

234 373,9

13,1

1,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

135 311,3

1,1

0,2

136 903,0

1,1

0,2

221 805,4

1,7

0,4

86 494,1

63,9

0,6

Охрана окружающей среды

21 673,0

0,2

0,04

22 228,8

0,2

0,04

22 660,5

0,2

0,04

987,5

4,6

0,004

Образование

605 673,0

4,8

1

614 748,0

4,8</spa

Информация о работе Анализ доходов и расходов федерального бюджета