Анализ доходов и расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2012, 2013, 2014 годы. Для выполнения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическая сущность и законодательные основы федерального бюджета;
раскрыть понятия доходов и расходов федерального бюджета;
провести анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам за 2012 год;
провести анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013-2015 гг.
провести анализ расходной части проекта федерального бюджета на 2013-2015 гг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
I. Теоретическая часть
Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета.7
Доходы федерального бюджета…………………………………………….11
Расходы федерального бюджета……………………………………………14
II. Практическая часть
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
за 2012 год……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….33
2.3 Анализ расходной части проекта федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курс. работа ГМФ.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

 

    1.  Доходы федерального бюджета

 

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета  зачисляются:

  • налоговые доходы, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • неналоговые доходы;
  • доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся: предусмотренные БК РФ (ст. 50) и налоговым  законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

К неналоговым доходам  относятся:

  • доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ, и др.

К безвозмездным поступлениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ.

Кроме поступления налоговых  доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитывались  доходы федеральных целевых бюджетных  фондов по ставкам, устанавливаемым  законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.

Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета.

Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации  слагается главным образом из налогов на прибыль с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты  субъектов Федерации. Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги - это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с доходов населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги - главный источник формирования доходов федерального бюджета.

В Российской Федерации  уровень доходов бюджетной системы в процентах к ВВП в 2012 году сохранился на уровне 2011 года (37,4%), из стран «Группы семи» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) этот показатель вырос в США (на 0,4 процентного пункта), Японии (на 0,3 процентного пункта), Германии (на 0,7 процентного пункта), Франции (на 1,2 процентного пункта), Италии (на 1,6 процентного пункта), Канаде (на 0,1 процентного пункта), и только в Великобритании снизился на 2,1 процентного пункта.

Уровень расходов бюджетной  системы относительно ВВП в России в 2012 году по сравнению с 2011 годом  повысился – с 35,8 % до 37 %, или на 1,2 процентного пункта. Рост данного  показателя отмечен в Японии и Франции (на 0,6 процентного пункта), Италии (на 0,9 процентного пункта). В США, Германии, Великобритании и Канаде наблюдалось снижение данного показателя  (на 1,2, 0,3, 1,8 и 0,6 процентного пункта соответственно).

В большинстве стран  «Группы семи» (кроме Японии и Великобритании) в 2012 году по сравнению с 2011 годом отмечено снижение уровня дефицита бюджетных систем в процентах к ВВП: в США – с 10 % до 8,4 %, Франции – с 5,2 % до 4,6 %, Италии – с 3,7 % до 3 % и Канаде – с 4 % до 3,3 %. В Германии дефицит бюджетной системы в 2011 году (0,8 %) сменился профицитом в 2012 году (0,2 %). В условиях замедления экономического роста и сохранения достаточно высоких цен на нефть Россия исполнила бюджет 2012 года с незначительным профицитом бюджетной системы – 0,4 % ВВП (в 2011 году профицит составлял 1,6 % ВВП).

Доходы, расходы и дефицит (профицит) бюджетных систем Российской Федерации и стран «Группы  семи» в 2011 – 2012 годах в процентах к ВВП представлены в следующей таблице. 

 

 

 

 

 

Таблица 1

(в % к ВВП) 

Страны

Показатели

2011 год

2012 год

гр.4 - гр.3 (процентных пунктов)

1

2

3

4

5

 

Россия 

Доходы

37,4

37,4

0

Расходы

35,8

37,0

1,2

Профицит

1,6

0,4

-1,2

 

США 

Доходы

31,4

31,8

0,4

Расходы

41,4

40,2

-1,2

Дефицит

-10,0

-8,4

-1,6

 

Япония 

Доходы

30,8

31,1

0,3

Расходы

40,7

41,3

0,6

Дефицит

-9,9

-10,2

0,3

 

Германия 

Доходы

44,5

45,2

0,7

Расходы

45,3

45,0

-0,3

Дефицит

-0,8

 

-

Профицит

 

0,2

-

 

Великобритания 

Доходы

37,3

35,2

-2,1

Расходы

45,3

43,5

-1,8

Дефицит

-8,0

-8,3

0,3

 

Франция 

Доходы

50,8

52,0

1,2

Расходы

56,0

56,6

0,6

Дефицит

-5,2

-4,6

-0,6

Италия 

Доходы

46,1

47,7

1,6

Расходы

49,8

50,7

0,9

Дефицит

-3,7

-3,0

-0,7

 

Канада 

Доходы

37,6

37,7

0,1

Расходы

41,6

41,0

-0,6

Дефицит

-4,0

-3,3

-0,7


 

 

    1.  Расходы федерального бюджета

 

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач  и функций государства.

Практически расходы  федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета  классифицируют:

1) по экономической  роли в процессе воспроизводства  - на затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному  назначению - на затраты на содержание  аппарата управления, финансирование  народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий, обороны страны, правоохранительную  деятельность, фундаментальные исследования  и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания можно при анализе выделить текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

Расходные обязательства  Российской Федерации возникают  в результате:

  • принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий РФ;
  • субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов:

1) обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной  судебной системы;

3) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонной  промышленности;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

7) государственная поддержка  атомной энергетики;

8) ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование  космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование федеральной  собственности;

12) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

15) проведение выборов  и референдумов Российской Федерации;

16) федеральная инвестиционная программа;

17) обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

18) финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

19) официальный статистический  учет;

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

1) государственная поддержка  отраслей экономики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной  деятельности;

3) обеспечение противопожарной  безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

5) обеспечение социальной  защиты населения;

6) обеспечение охраны  окружающей природной среды;

7) обеспечение предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

8) развитие рыночной  инфраструктуры;

9) обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

10) обеспечение деятельности  избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;

11) обеспечение деятельности  средств массовой информации;

12) финансовая помощь  другим бюджетам;

13) прочие расходы,  находящиеся в совместном ведении  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований.

Расходы федерального бюджета  являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение  эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и  предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.

 

 

 

 

Информация о работе Анализ доходов и расходов федерального бюджета