Анализ доходов и расходов бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:
рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за
1995-2003 гг.;
разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая финансов.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Направления реформирования налоговой  системы 
Российской Федерации

Введение Налогового кодекса РФ должно было решить следующие важнейшие задачи в сфере налогообложения [20]:

    • построение единой и понятной в границах РФ налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
    • возрастание справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
    • развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
    • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;
    • ослабление общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, продолжения курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
    • формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования;
    • упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
    • обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период.

В настоящее время становится все более очевидным, что данные задачи не только не достигнуты, но и не могут быть достигнуты без кардинального изменения подходов к управлению налоговой системой России, направленных на либерализацию и стимулирование предпринимательства. Таким образом, Налоговый кодекс РФ не устранил основную проблему налогообложения в России – придание налогам исключительно фискальных функций.

Учитывая опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также опыт налоговых реформ в странах, имевших на протяжении достаточно длительного времени высокие темпы инфляции, могут быть сформулированы некоторые общие направления реформирования налоговых систем.

Основными налогами российской налоговой системы являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий и организаций. В области налога на добавленную стоимость основными направлениями реформирования могут стать сокращение числа льгот и исключений по данному налогу и распространение его на более широкий круг видов деятельности. В условиях, когда доля НДС в ВВП имеет тенденцию к снижению, как правило, наблюдаются попытки государства компенсировать недостаток этой категории доходов введением акцизов. Если же имеет место рост доли НДС в ВВП, то введение акцизов может быть ограничено такими традиционными статьями, как алкоголь, табак и бензин.

В настоящее время в России налог на добавленную стоимость является одним из наиболее тяжелых для налогоплательщика. Однако его собираемость не очень высока. При этом к основным проблемам для налогоплательщиков по данному налогу относятся:

    • включение в базу обложения данным налогом всех авансовых платежей, штрафов, пеней и неустоек, средств, передаваемых другими предприятиями, доходов от управления ресурсами;
    • постоянный пересмотр состава облагаемой базы;
    • отнесение НДС на издержки и отсутствие зачета по нему в организациях, не подлежащих обложению НДС в силу специфики деятельности (например, институты фондового рынка), и ряд других особенностей исчисления данного налога.

Стремление государства решить проблему низкой собираемости НДС путем перехода от учета реализации по кассовому методу к методу начислений поставит добросовестных налогоплательщиков в еще более тяжелое положение, поскольку в этом случае уплата налога всегда должна будет предшествовать получению средств за реализованную продукцию. Еще больше вопросов вызывают предложения по введению так называемых «НДС-счетов», не только незаконных по своей сущности, но и не имеющих никаких экономических обоснований. 

В области налога на прибыль наиболее болезненными для налогоплательщиков являются такие элементы действующей модели налога на прибыль, как невозможность признать реальные затраты (убытки) предприятия, то есть фактическая невозможность уменьшить налогооблагаемую базу при наличии реальных расходов ни путем отнесения этих расходов на себестоимость, ни путем их вычета из налогооблагаемой прибыли.

Другим важнейшим направлением реформирования налоговой системы РФ должно стать резкое снижение ставок единого социального налога (до  
10 – 15%), в результате чего уклонение от его уплаты и использование «серых схем» выдачи заработной платы станет экономически невыгодно. В результате в среднесрочной перспективе поступления в бюджет как минимум не уменьшаться, а стимулирующий эффект от этого будет иметь глобальный характер во всех отраслях народного хозяйства.

В частности, снижение ставки ЕСН и будет основным фактором, способствующим резкому развитию потребительского ипотечного кредитования. В свою очередь, развитие ипотечного кредитования не только улучшит финансовое благополучие граждан РФ, но и стимулирует развитие строительной сферы, причем не только и не столько в области элитного жилья. Возникновение же новых жилищных объектов неминуемо повлечет за собой развитие социально-бытовой сферы, сферы торговли и услуг и так далее.

В краткосрочной перспективе некоторую потерю поступлений в бюджет от ЕСН вполне можно компенсировать отказом от идеи «стабилизационного фонда», сущность которой заключается в отказе российского правительства от внутренних инвестиций в пользу инвестиций в низкодоходные (правда, надежные) иностранные ценные бумаги. К тому же никакой стабилизационной функции в случае сильного падения цен на нефть на международном рынке данный фонд выполнить не сможет, а развитие внутреннего производства как раз таки и будет выполнять данную стабилизационную функцию. Кроме того, в связи с тем, что само российское правительство фактически, а не на словах не доверяет отечественной экономике, никак не может стимулировать иностранных инвесторов.

По подоходному налогу с физических лиц основными направлениями рыночных реформ могут стать более активное привлечение к обложению отдельных категорий граждан и категорий доходов (в настоящее время не привлекаемых к обложению) и увеличение не облагаемого налогом минимума доходов для снижения уровня налогового бремени на низкодоходные группы населения.

Существенную проблему в настоящее время представляет вопрос о введении налогообложения процентных доходов от вкладов в учреждениях банков или отмене действующей льготы по этой категории доходов. В настоящее время данная льгота активно используется в качестве лазейки для уклонения от уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды социальной направленности и подоходного налога. Полная отмена данной льготы может повлечь за собой некоторый отток средств из коммерческих банков в более высокодоходные и соответственно более рисковые сегменты финансового рынка. Частичная отмена данной льготы и введение налога с суммы процентных платежей, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка, ведут к тому, что под налогообложение попадают фактически лишь сверхвысокие доходы отдельных категорий граждан. Однако данный подход, вводящий по существу две различные модели налогообложения, формирует противоречие между справедливостью налоговой системы и ее стимулирующим воздействием на процесс сбережения – инвестирования. Если справедливость требует единого подхода ко всем категориям доходов, то задача стимулирования высокодоходных категорий населения к сбережению и инвестированию требует установления пониженной ставки для доходов от денежного капитала.

Таким образом, в настоящее время налоговая система России перегружена недостатками законодательного, экономического и организационного порядков. Следовательно, существует объективная необходимость ее скорейшего реформирования. Прежде всего, новая налоговая система должна быть законодательно безупречной и основательно проработана таким образом, чтобы могла стимулировать процесс перехода страны к рынку, а не тормозить этот переход. При этом важнейшими элементами новой налоговой системы должны стать:

    • рационализация структуры налоговой системы, предполагающей такую конструкцию налоговых отношений, которая бы не искажала побудительных мотивов деятельности предпринимателей в условиях рынка;
    • упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, объединения налогов и платежей, имеющих одинаковую налоговую базу, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
    • переход на международные стандарты в области бухучета и аудита в России;
    • общее снижение налогового бремени на производителей товаров и услуг, смещение акцентов в налогообложении с текущих доходов на имущество, рентные платежи и доходы граждан;
    • снижение уровня косвенных налогов, включая социальные, с целью предотвращения экономически необоснованного расширения налично-денежного оборота и связанных с ним криминальных явлений;
    • реализацию в полной мере принципа равенства налогового бремени; усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков; отмену неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов; исключение из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
    • обеспечение стабильности налоговой системы, то есть определенности для налогоплательщиков по объемам налоговых платежей на длительный период и улучшение качества налогового законодательства (кодификация инструктивных документов, повышение прозрачности налоговых формулировок и так далее).
    • повышение собираемости налогов путем более широкого применения методов взыскания на имущество неплательщиков;
    • приведение уровня налогообложения банков в соответствие с налоговыми нормами, действующими в отношении предприятий.

В таком варианте налоговая система будет работать на отечественные предприятия и, значит, на Россию в целом.

 

 

Заключение

Таким образом, доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством, предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов и, по существу, представляет собой цену государственных услуг.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации расчеты доходов бюджетной системы Российской Федерации формируются на основании законов представительных органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год, в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.

Доходы бюджетов образуются за счет собственных, закрепленных и регулируемых доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными за исключением случаев, оговоренных специальным законодательством.

В РФ, как и во всех странах с рыночной экономикой, подавляющая часть доходов бюджета приходится на налоги. Однако действующая российская налоговая система далека от совершенства. В настоящее время можно утверждать, что политическое руководство России осознало необходимость радикального преобразования налоговой системы РФ. При реформировании налоговой системы ставятся следующие задачи: согласования долгосрочных интересов государства, цивилизованных предпринимателей и большинства населения; сбалансированного отражения необходимости улучшения инвестиционного климата и достижения профицита государственного бюджета; существенного снижения и выравнивания налогового бремени.

Однако главный недостаток российской налоговой системы заключается в том, что она ориентирована исключительно на выполнение фискальной функции. Вместе с тем, современная налоговая система как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и уплаты, а также методов контроля за их взиманием призвана создавать для предпринимателей общие условия их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного капитала, повышению эффективности производства.

Информация о работе Анализ доходов и расходов бюджета РФ