Анализ доходов и расходов бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:
рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за
1995-2003 гг.;
разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая финансов.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

 

Неналоговые доходы включают:

  1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности (дивиденды по акциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду государственного имущества; проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны а также правительствам иностранных государств; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли ЦБ РФ; прочие поступления от государственной собственности или деятельности).
  2. Доходы от продажи нематериальных активов (от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий; от продажи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности).
  3. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (от резидентов и нерезидентов).
  4. Административные платежи и сборы (сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов); прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций).
  5. Штрафные санкции, возмещение ущерба (взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен; административные штрафы и иные санкции; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и вкладов).
  6. Доходы от внешнеэкономической деятельности (проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта, таможенные сборы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности).
  7. Прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления.

  1. От нерезидентов.
  2. От бюджетов других уровней (дотации; субвенции; средства, перечисляемые по взаимным расчетам; трансферты; прочие безвозмездные поступления).
  3. От государственных внебюджетных фондов.
  4. От государственных организаций.
  5. От наднациональных организаций.
  6. Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают:

  1. Дорожные фонды.
  2. Фонд министерства Российской Федерации по атомной энергии.
  3. Целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

Поскольку бюджетная классификация рассчитана на всю бюджетную систему страны, то, соответственно, в ней нет подразделения на источники бюджетных доходов различных уровней [11]. Такое разделение устанавливается либо законом о федеральном бюджете, либо законом о налоговой системе РФ.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации приведена в приложении к данной работе.

2. Анализ доходов бюджета в Российской  Федерации

2.1. Анализ структуры и динамики  доходов консолидированного бюджета  Российской Федерации

В Российской Федерации налоговые доходы планируются ежегодно в бюджете Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований также включают планы по налоговым поступлениям. Следует заметить, что хотя Бюджетный кодекс РФ вводит как обязательное условие возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год, однако механизм реализации данной нормы в настоящее время еще четко не установлен [12].

Рассматривая особенности формирования и исполнения бюджетов на 2001-2005 гг., можно отметить, что действовали следующие показатели:

Таблица 2.1

Макроэкономические показатели в 2001-2005 гг., млрд.руб.

Показатель

 

2001

2002

2003

2004

2005 (план)

ВВП, млрд.руб.

8 943,6

10 817,5

13 201,0

16 114,0

18 709,1

Инфляция, %

18,6%

15,1%

12,0%

11,7%

-

Индекс инфляции по отношению к 2005 году

171%

144%

125,1%

111,7%

100,0%

ВВП, млрд.руб. в ценах 2005 г.

15 273,7

15 576,6

16 515,0

17 999,4

18 709,1


 

Таким образом, имеются в виду следующие тенденции:

  1. рост ВВП как в номинальном, так и в реальном выражении;
  2. снижение темпов инфляции.

Данные макроэкономические показатели свидетельствуют о стабилизации Российской экономике и должны положительно сказаться на динамике реальных бюджетных доходов, что и следует проверить далее.

Как уже отмечалось, основным источником формирования доходного потенциала бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами являются налоговые поступления. Не является в этом плане исключением и Россия (табл. 2). Представим динамику и структуру доходов консолидированного бюджета в 2001-2005 гг.:

Таблица 2

Структура доходов консолидированного бюджета, млрд.руб.2

Виды доходов

Годы 

2001

2002

2003

2004

2005 (план)

Всего доходов, млрд. руб.

2 301,2

3 448,8

4 321,4

4 350,3

4 445,3

Налоговые доходы, млрд.руб.

1 871,9

2 616,2

3 221,9

3 616,2

3 331,3

Доля налоговых доходов в доходах, %

0,8

0,8

0,7

0,8

0,7

Доля налоговых доходов в ВВП, %

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Доходы  с учетом инфляции (в ценах 2005)

3 929,9

4 966,1

5 406,2

4 859,3

4 445,3

Налоговые доходы с учетом инфляции (в ценах 2005)

3 196,8

3 767,2

4 030,7

4 039,3

3 331,3


 

Как видно из таблицы 2, на протяжении достаточно длительного периода доля налоговых доходов в консолидированном бюджете страны остается преобладающей, хотя и наблюдается (за исключением 2004 г.) тенденция ее незначительного понижения. В определенной степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство РФ ставит снижение налоговой нагрузки на экономику. Изменение доли налоговых поступлений в 2005 году связано с изменением бюджетной классификации, в связи с чем доходы от таможенных платежей исключены из налоговых доходов (а это еще 864 млрд.рублей).

Графически интерпретировать доходы консолидированного бюджета можно следующим графиком:

 

 

млрд.руб.

Рис.3. Изменение доходов бюджета и налоговых доходов (в ценах 2005 года)

 

Следует отметить, что в 2004-2005 годы реальные доходы бюджета снижаются, что является негативным фактором. В первую очередь это вызвано снижением налоговых ставок, а во вторую – медленным ростом экономики (в ценах 2005 года – всего 9% за 2004 год и 5% за 2003).

Если рассматривать распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, то можно увидеть следующую картину:

Таблица 3

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы3

млрд.руб.

Виды доходов

Годы 

2001

2002

2003

2004

2005 (план)

Без учета инфляции

         

Федеральный бюджет

1 448,9

2 012,1

2 376,2

2 712,1

2 232,0

Территориальные бюджеты

423,0

604,1

845,7

904,0

1 099,3

Консолидированный бюджет

1 871,9

2 616,2

3 221,9

3 616,2

3 331,3

С учетом инфляции (в ценах 2005 года)

         

Федеральный бюджет

2 474,3

2 897,3

2 972,7

3 029,4

2 232,0

Территориальные бюджеты

722,5

869,9

1 058,0

1 009,8

1 099,3

Консолидированный бюджет

3 196,8

3 767,2

4 030,7

4 039,3

3 331,3


 

Результаты с учетом инфляции (в ценах 2005 года) также следует отобразить графически:

 

млрд.руб.

Рис.4. Структура налоговых доходов в 2001-2005 годах в разрезе уровней бюджетов (в ценах 2005 года)

 

Как видно  из диаграммы, снижение доходов федерального бюджета за счет изменения бюджетной классификации в целом не компенсируется ростом иных доходов, потому совокупные доходы в 2005 году в реальном выражении ниже чем в 2003 году. Поступления же налогов в территориальные бюджеты растут.

Это очередной раз подтверждает то, что изменение налоговой нагрузки за счет федеральных налогов (ЕСН в федеральный бюджет, НДС) не влечет пока за собою особенный рост экономики и роста поступлений налогов со стороны предприятий.

В целом, налоговая система России ориентирована, прежде всего, на потребности бюджетного финансирования, что означает приоритет фискальной функции налогов и предпочтение инфляционных налогов. Такая ориентация налоговой системы крайне неэффективна: с одной стороны, она предполагает поддержание излишне высокого налогового бремени, которое подавляет стремление к деловой активности, а с другой – доходы, которые государство получает от налоговой системы, явно недостаточны для удовлетворения потребностей бюджета и обеспечения государственного финансирования крупномасштабных инвестиционных программ (например, строительства новых трубопроводов, создания реально действующих механизмов массовой ипотеки и так далее [17]).

Таким образом, выявлена проблема – снижение налоговых поступлений в бюджетную систему (в реальном выражении) за счет снижения ставок налогов и низких темпов роста реального ВВП.

 

2.2. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета Российской Федерации

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Фактически, федеральный бюджет является основным финансовым планом государства и утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

Если рассматривать особенности налоговых поступлений в федеральный бюджет, следует сделать разбивку по видам налогов и далее представить ее в виде таблицы:

Таблица 4

Налоговые поступления в федеральный бюджет, млрд.руб.4

Виды доходов

Годы 

2001

2002

2003

2004

2005

Всего доходов без целевых бюджетных фондов

1 550,4

2 153,8

2 538,7

3 426,3

3 326,0

Налоговые поступления, в т. ч.

1 448,9

2 012,1

2 376,2

2 712,1

2 232,0

*        налог на прибыль

224,2

238,0

218,3

206,0

259,0

*        подоходный налог с граждан

2,5

0,0

0,0

0,0

0,0

*        НДС

670,9

881,3

1 170,3

1 070,0

1 120,8

*        акцизы

244,2

265,1

286,9

117,2

84,8

*        налоги на совокупный доход

4,0

5,8

8,9

167,2

0,0

*        платежи за пользование природными ресурсами

48,4

222,5

225,9

434,4

483,0

*        налоги на покупку валюты

2,0

2,4

0,0

0,0

0,0

*        налоги на внешнеэкономическую деятельность

247,6

390,7

411,3

693,6

0,0

*        прочие налоги и сборы

5,1

6,2

54,6

23,7

284,4

Неналоговые доходы

83,4

124,5

162,5

714,2

1 094,0

Информация о работе Анализ доходов и расходов бюджета РФ